Урок по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетания. Трудные случаи управления". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель урока: повторить сведения о строении словосочетаний, типах подчинительной связи в словосочетаниях, рассмотреть трудные случаи синтаксического анализа словосочетаний, закрепить умение определять типы подчинительной связи в словосочетаниях, употреблять правильные конструкции словосочетаний с управлением.

Тип урока: закрепление и контроль ЗУН.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1. Беседа.

- Что такое словосочетание?

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: синее небо; гулять в парке; дружно работать.

- Назовите основные типы словосочетаний.

Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово (весёлый урок, читать газету, ярко светит), и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова (небо и земля; утром или вечером).

- Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

1) Сочетания самостоятельного слова со служебными: в лесу;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши;

3) подлежащее и сказуемое: Дождь идёт;

4) составные словоформы: более светлый, будет учиться.

- Какие типы подчинительной связи слов в словосочетаниях вы знаете? Приведите примеры.

Существуют три способа связи слов в подчинительных словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа. Как правило, главное слово – существительное, зависимое – прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. При изменении главного слова изменяется и зависимое слово. Например, солнечный день, солнечного дня.

Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. Как правило, главное слово – глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое – существительное, местоимение, числительное. При изменении формы главного слова зависимое слово не изменяется. Например, слушать музыку, слушал музыку, слушаешь музыку и т.д.

Запомнить! В сочетании слов типа три дерева (с неодуш. сущ.) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетаниях типа три дочери (с одуш. сущ.) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование.

Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно. Главное слово – глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое неизменяемая знаменательная часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Запомнить! Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием (его портфель, её книга, их цветы).

Их следует отличать от личных местоимений его, её, их, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением (увидел его, позвал её, окликнул их).

2. Выполнение тренировочных упражнений.

1) Определите способ связи и средства её выражения в словосочетаниях.

Большой дом, дом с крыльцом, построен давно, лисьи повадки, повадки лисы, ступать по-лисьи, читая книгу, читать лёжа, читающий ребёнок, мой учебник, учебник подруги, его учебник, их велосипед, увидел их, первая парта, две парты, умел летать, летать в небе, весьма плохо.

2) Придумайте по три словосочетания со словами грустный, отдых, решение, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

3) Выпишите ряд, в котором перечислены только словосочетания. Укажите тип связи между словами. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

а) Я ск..кал верхом, верхом на лошадях, на нав..юче(н,нн)ых лошадях, ск..кал быстро.

б) Пред..явил пропуск, он пред..явил, пропуск на об..ект, на закрытый об..ект;

в) В целях без..опас..ности, по из..езже(н,нн)ым дорогам, по дорогам с рытвинами и ухабами.

4) Прочитайте текст и выполните задание.

1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 4. Леса моросили дождём облетевшей листвы. 5. Этот дождь шёл неделями. 6. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

- Из предложений 4-5 выпишите словосочетания со связью согласование.

- Из предложения 6 выпишите словосочетания со связью управление.

- Из предложения 3 выпишите словосочетания со связью примыкание.

3. Трудные случаи управления.

Давайте рассмотрим примеры конструкций с управлением, где часто встречаются ошибки.

Как правильно употреблять: по приезду или по приезде, согласно приказа или согласно приказу, скучать по вас или скучать по вам, уверенность в победу или уверенность в победе?

1. Предлог по в значении “после чего-либо” требует от следующего за ним слова формы предложного падежа: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении.

2. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно требуют от существительного формы дательного падежа: благодаря помощи, согласно приказу, вопреки прогнозам, подобно взрыву.

3. Допустим только следующий вариант в построении беспредложных конструкций: скучать по ком? по вас; поражаться чему? упорству; воплотить во что? в реальность; уверенность в чём? в победе.

Обратите внимание также на следующие конструкции (раздать таблицы):

сходный с чем-либо
сходный с прежним

обижен чем-либо
обижен упрёками

обрадован чем-либо
обрадован встречей

уделять внимание чему-либо
уделять внимание каждому

базироваться на чём-либо
базироваться на фактах

рецензия на что-либо
рецензия на книгу

преимущество перед чем-либо (кем-либо)
преимущество перед другими

предупредить о чём-либо
предупредить об опасности

тормозить что-либо
тормозить развитие

отличать что от чего
отличать плохое от хорошего

рассержен чем-либо
рассержен шуткой

вера во что-либо
вера в победу

удивлён чем-либо
удивлён успехами

оплатить что-либо
оплатить проезд

идентичный чему-либо
идентичный прежнему

обидеться на что-либо
обидеться на эти слова

обрадоваться чему-либо
обрадоваться встрече

обращать внимание на что-либо
обращать внимание на мелочи

опираться на что-либо
опираться на факты

отзыв о чём-либо
отзыв о книге

превосходство над чем-либо (кем-либо)
превосходство над другими

предостеречь от чего-либо
предостеречь от опасности

препятствовать чему-либо
препятствовать развитию

различать что и что
различать плохое и хорошее

рассердиться на что-либо
рассердиться на шутку

уверенность в чём-либо
уверенность в победе

удивляться чему-либо
удивляться успехам

уплатить за что-либо
уплатить за проезд

4. Чаще всего встречаются предложения с однородными членами, в которых нарушена синтаксическая норма. Общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Я люблю и наслаждаюсь осенней природой. – Правильно: Люблю (что?) природу и наслаждаюсь (чем?) ею.

4. Выполнение тренировочных упражнений.

1) Определите правильный вариант написания и произношения.

  1. По получении ответа или по получению ответа.
  2. Мы скучаем по вам или мы скучаем по вас.
  3. По окончанию спектакля или по окончании спектакля.
  4. Выглядит подобно треугольника или выглядит подобно треугольнику.
  5. В силу обстоятельств или в силу обстоятельстам.
  6. По истечению срока или по истечении срока.
  7. Тосковать по муже или тосковать по мужу.

2) Найдите нарушение синтаксической нормы в следующих конструкциях. Исправьте ошибки.

  1. Бойцы верили и надеялись дожить до Победы.
  2. Необходимо следить и контролировать каждый шаг сапёра.
  3. Юноша стремился и был уверен в своём спортивном успехе.
  4. Забота и любовь к детям отличают этого педагога.
  5. Я рассказал и убедил слушателей в реальности всего произошедшего.

3) Согласуйте слова.

Беспокоиться/ тревожиться (сестра);

вера/ уверенность (победа);

вслушиваться/ прислушиваться (природа);

дать оценку/ оценить (игра);

жаловаться/обжаловать (решение);

препятствовать/ тормозить (развитие);

избегать/ уклоняться (ответ);

надеть/ одеть (дочь, пальто);

недоволен/ разочарован (результат);

предупреждать/ предостерегать (опасность);

сказать вопреки (желание);

гордиться (достижения);

оплатить/ заплатить (проезд);

рецензия/отзыв (книга);

благодаря/ из-за (неудача).

5. Выполните итоговый тест по теме

  1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
    1. Падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;
    2. разрисованная витрина, любящие родители, развешанные на стенах;
    3. удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;
    4. своё присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.
  2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
    1. Несогласованное определение, образованный юноша, удивлённо пробормотать;
    2. прошедшее время, один человек, взглянуть на присутствующих;
    3. покрытый снегом, любимый мною, когда-то знал;
    4. двенадцатый карандаш, роскошный особняк, моё мнение.
  3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
    1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;
    2. коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;
    3. слушать его, по светлым коридорам, его ответ;
    4. весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам.
  4.  В каком ряду все словосочетания со связью управление?
    1. Образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашёл среди цветов;
    2. увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;
    3. оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;
    4. трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль.
  5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
    1. Сижу за столом, вижу их, этот номер;
    2. вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;
    3. развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;
    4. напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.
  6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
    1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;
    2. передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;
    3. казалось нам, выражением лица, испанская шаль;
    4. перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес.
  7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
    1. Вкратце изобразить, работать молча, сомневаться в этом;
    2. откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;
    3. говорить невпопад, два рубля, любуясь собой;
    4. сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.
  8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
    1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну;
    2. давно забытый, когда-то нашёл, на это место;
    3. украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
    4. стремиться туда, тихо летали, помнили их.
  9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
    1. Собрались вместе, шёпотом повторил, читавшего стихи;
    2. проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;
    3. вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;
    4. вновь повторил, была там, не глядя на него.
  10. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
    1. От этого сияния лица людей казались загорелыми.

  11. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
    1. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

  12. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
    1. Вечером ребята шумно и увлечённо что-то сочиняли.

  13. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
    1. Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

  14. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
    1. Осень пришла врасплох и завладела землёй – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.

  15. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
    1. В тот день он показался мне особенно красивым.

  16. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
    1. Согласно пословице, прикоснуться к горячей плите;
    2. коснуться проблем, скучаю за тобой;
    3. различать союзы, преимущество надо мной;
    4. директор училища, заведующий аптеки.
  17. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
    1. Критиковать за ошибки, уделяет внимание на детали;
    2. обвинять за растрату, отдел кадрами;
    3. оплата за проезд, основываться на фактах;
    4. отметить достоинства, скучаю по вас.
  18. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
    1. Испортить настроение, грустить по вас;
    2. виднеющийся вдали, опираться на фактах;
    3. указать на недостатки, не поддающийся на провокации;
    4. предпринять меры, проявление сознательностей.
  19. В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола?
    1. Негодовать (против чего?) …;
    2. руководить (кем? чем?) …;
    3. тревожиться (о ком? о чём?) …;
    4. содействовать (кому? чему?) …
  20. В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола?
    1. Возмущаться (чем?) …;
    2. упрекать (в чём?) …;
    3. беспокоиться (за что? за кого?) …;
    4. порицать (за что?) …

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ 3 4 2 1 4 1 2 3 2 От этого сияния
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ Эту поступь Что-то сочиняли Искать то Пришла врасплох Особенно красивым 1 4 3 3 3

 

Оценка Кол-во правильно
выполненных заданий
5 (отлично) 18-20
4 (хорошо) 15-17
3 (удовлетворительно) 12-14

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

При подготовке урока использована следующая литература:

  1. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Москва. Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
  2. Н.В. Лазарева. Русский язык. Система подготовки к экзаменам (ЕГЭ). Санкт-Петербург. “Паритет”, 2004.
  3. Т.И. Козлова. Русский язык. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Издательство “Экзамен”. Москва, 2008.
  4. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. Русский язык. Сборник заданий. Москва. “Эксмо”, 2009.