Проект:
- Интегрированный, направленный на включение обучающих в активную творческую деятельность;
- краткосрочный;
- предполагает работу творческих групп по интересам;
- совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса «Окружающий мир»;
- комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, природоохранительный).
Цель проекта: активизация познавательной деятельности учащихся; сформировать у детей понятие, что освоение космоса – национальное достижение России.
Задачи проекта:
- Расширение кругозора детей по истории космоса;
- Совершенствовать умения и навыки учащихся, работать с научной литературой;
- Вызывать интерес к событиям, людям, явлениям своей Родины, показать полезность поисковой деятельности;
- Способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата;
- Развивать творческие способности учащихся путем использования игровых элементов;
- Воспитание любви к своей Родине, интереса к истории нашей страны;
Оборудование доски: Презентация к проекту «В космос всем открыта дверь», рисунки детей, картинки, карточки, жетоны, шары, звездочки из бумаги, клей, картон, лозунг «Жить хорошо нельзя, жить нужно с увлечением» С.П. Королев.
Ход урока (отчет по проекту)
Организационный момент
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать.
Актуализация знаний
Вступительное слово учителя:
Учитель: Ребята, в 2011 году отмечалось 50 лет со дня первого полета в космос. Кто из вас знает, когда произошло это событие? (12 апреля 1961г)
Учитель: Человечество прошло длинный путь проб и ошибок. Человека все время тянуло туда, в безбрежное воздушное пространство. Среди легенд сохранилась история о Дедале и его сыне Икаре. Отец сделал крылья, а сын не просто полетел, но захотел быть ближе к Солнцу. Смерть в легенде не оставила человека в его исканиях. Первый летательный аппарат пытался изобрести и даже создал чертеж первого парашюта гениальный художник и изобретатель Леонардо да Винчи.
Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие «В космос всем открыта дверь». ( Слайд 1)
Ученик:
Далекие звезды на небе горят.
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас!
Ученик:
Если в космос мы хотим.
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш
Наш веселый экипаж!
Ученик:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
Ученик:
Хотим мы с тобой подружиться, Луна.
Чтоб ты не скучала все время одна!
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.
Сумеем в пути и к тебе заглянуть.
Ученик:
Ждет нас быстрая ракета.
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс –
Звезды в гости ждите нас!
Учитель: Путь будет далеким и трудным. Рассмотрите план нашего путешествия и назовите основные этапы урока. (план на доске напечатан на отдельных листах)
План путешествия:
- Старт с Земли
- В гостях у планет Солнечной системы
- Встреча с Созвездиями
- Космические загадки
- «Встреча» с первым космонавтом
Постановка цели урока
Учитель: Работая над проектом, вы сделали много интересных открытий для себя. Сегодня каждая группа поделится своими находками в виде сообщений, презентаций, а так же представят к защите свои проекты космической ракеты, свои Созвездия.
Отчет экипажей о работе над проектом
1. Вступление
Учитель: Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие отмечают все люди. Его имя стало известно всему миру 12 апреля 1961. Он начал новую эру в жизни человечества. 108 минут его полета перевернули мир. После его полета все мальчишки и даже некоторые девчонки захотели стать космонавтами. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Презентацию и рассказ о первом космонавте планеты представляет 1-й экипаж.
Ученик:
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первый из первых в ракете
Российский летит человек.
2. Отчет 1-го экипажа
Рассказ о первом космонавте Ю.А. Гагарине. (Приложение 1)( Слайд 2)
Учитель: Каким на ваш взгляд должен быть космонавт?
Учитель: На чем космонавты летают в космос?
Учитель: Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают космонавты. (каждый экипаж представляет свои проекты космических кораблей)
Учитель: Итак, вы готовы совершить космическое путешествие?
В космос сегодня запустим 4 экипажа. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри), который в конце нашего путешествия даст оценку готовности экипажей.
Впереди вас, как и настоящих космонавтов, ждут космические задания и неожиданности. Будьте готовы к ним. Девизом нашего полета сегодня станут слова (дети произносят хором) «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь». (Слайд 3)
У нас в полете каждый космонавт должен выполнять космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны вместе его продолжить.
Учитель:
Ученик, не забудь, в космонавты держишь путь!
Главным правилом у нас –
Ученики: Выполнять любой приказ.
Учитель: Космонавтом хочешь стать –
Ученики: Должен много, много знать!
Учитель: Любой космический маршрут –
Ученики: Открыт для тех, кто любит труд!
Учитель: Только дружных звездолет
Ученики: Может взять с собой в полет.
Учитель: Скучных, хмурых и сердитых
Ученики: Не возьмем мы на орбиты!
Учитель: Молодцы, ребята!
1-й этап. «Полная готовность!» (Слайд 4)
Учитель: Ракеты вы построили, а теперь для полета нам нужно взять необходимые снаряжения.
Задание: «Что возьмем с собой в космос» ( На карточке записаны предметы, экипажи отбирают те, которые возьмут с собой в космос) (Приложение 2)
(За правильные ответы экипажам вручаются звездочки. Подводятся итоги путем подсчета звездочек.)
Учитель: Экипажи, молодцы!
Учитель: Внимание! Всем приготовиться к запуску!
Ученики: Есть приготовиться к запуску!
Учитель: Надеть шлемы! Пристегнуть ремни!
Ученики: Есть надеть шлемы! Пристегнуть ремни!
Учитель: Запустить двигатели!
Ученики: Есть запустить двигатели! Ж-Ж-Ж
Учитель: Включить контакты!
Ученики: Есть включить контакты!
Учитель: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
Ученики: Ура! Ура! Ура! Летим!
2-й этап. Разминка» (Слайд 5)
Учитель:На борту своего корабля, космонавты выполняют задания, полученные от центра управления полетами. Чтобы выполнить их качественно и своевременно, космонавты должны знать космические термины и владеть космическим словарем. Сейчас я проверю ваши знания.
(Учитель проводит викторину, за правильный ответ экипажу вручается звездочка)
Задание: командам необходимо ответить на вопросы космической викторины.
– Как называется космическое снаряжение, которое надевает космонавт?
– Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)
– Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит подготовку, испытания и тренировки. (Космонавт)
– Почему вода в озере, в ясный день кажется голубой, а в пасмурный день – темной?
Центр управления полетом подводит итоги путем подсчета звездочек, полученных экипажами за правильные ответы и называет победившего экипажа.
Учитель: А я приглашаю вам встретится со 2-м экипажем, который приготовил для вас космические загадки.
3. Отчет 2-го экипажа.
Ученики: Наш экипаж собирал материал о космических загадках. Нам бы хотелось, чтобы вы отгадали их. За правильный ответ – получай жетон. Экипаж, у которого будет большее количество жетонов, считается победителем в этом конкурсе.
Космические загадки
Предлагаем вам загадки.
Но подумайте, ребятки!
И подайте нам ответ
На космический секрет.
1-й ученик:
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите это?
(Космонавт)
2-й ученик:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.
(Ракета)
3-й ученик:
Яркие цветочки
Ночью расцветают.
А утром увядают?
(Звезды)
4-й ученик:
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился … (Парашют)
5-й ученик:
В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится.
(Луна)
6-й ученик:
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Метеорит)
Центр управления полетом подводит итоги и называет победившего экипажа.
3-й этап. «Как прекрасна наша земля» (Слайд 6)
Учитель: Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: «Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!»
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее»
(Ю.А. Гагарин)
Ученик:(Слайд 7)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь лесе шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
4. Физкультминутка
У космонавтов есть время для отдыха. Отдых наш – физкультминутка.
«Друзья»
Здравствуй, друг. (протягивают друг другу руки)
Как дела? (дотрагиваются до плеча)
Где ты был? (трогают мочку уха)
Я скучал! (руки на сердце)
Ты пришел. (разводят руки)
Хорошо! (обнимаются)
4-й этап «Выход в открытый космос» (Слайд 8)
Учитель: Человек преодолел земное притяжение, а через несколько лет вышел в открытый космос. Первым космонавтом, осуществившим путешествие в открытое космическое пространство, стал А.А.Леонов. Это очень ответственное задание и требует хорошей подготовки, ловкости и внимания.
Каждый экипаж должен выполнить особо важное задание в открытом космосе.
Задание: Каждый участник команды должен надуть шарик и завязать его. Затем все шарики связать вместе. Кто быстрее связал – поднимет шары над головой.
Центр управления подводит итог.
Учитель:Посмотрите, у вас над головой «блуждающие звезды».В переводе с греческого языка, что означает это слово? (Планеты) Свое исследование о Планетах Солнечной системы и презентацию представит 3-й экипаж.
5. Отчет 3-го экипажа
Рассказ экипажей о Планетах Солнечной системы. (Слайд 9-13) (Приложение 3)
Учитель:Бездонное небо и далекие звезды всегда обладали притягательной силой. Древние цивилизации пытались разгадать строение мира. Они наделяли манящие звезды неземной красотой и божественными свойствами. Так создавались мифы, предания и легенды о звездах, созвездиях.
Сейчас, в современном мире у нас есть телескопы, мы запускаем космические корабли в космос. Так же сейчас есть компьютеры и множество разной техники для наблюдения за звездным небом.
– Кто знает, как называется наука, которая изучает планеты и звезды? (астрономия)
Древние люди могли только смотреть на ночное небо, наблюдать за звездами, рисовать созвездия, которые открывали во время таких наблюдений. Давайте перенесемся далеко в прошлое и попробуем, как и древние люди открыть новые созвездия и внесем их на карту ночного неба.
Сообщение о звездах и своих созвездиях нам приготовил 4-й экипаж.
6. Отчет 4-го экипажа
Ученик: Отгадайте загадку:
Раскинут ковер,
Рассыпан горох;
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
(Небо и звезды)
Ученик: Путешествуя по небосводу, наш экипаж наблюдал за «звездными узорами», о которых мы хотим рассказать. (Приложение 4) (Слайд 14)
Ученик: Задание: при помощи звезд выложите свое созвездие, под которым вы родились. (Выполнение практической работы экипажей)
Центр управления полетом подводит итог.
7. Возвращение на Землю
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Центр управления полетом дает нам команду возвращаться на Землю. Позади остались километры космических дорог.
Учитель: Внимание! Всем приготовиться к спуску!
Ученики: Есть приготовиться к спуску!
Учитель: Начинаем спуск. Внимание-посадка: хлопок. Выключаем двигатели.
Ученики: Ш-ш-ш
Учитель: Отстегнуть ремни!
Ученики: Есть отстегнуть ремни!
Учитель: Открыть люки!
Ученики: Есть открыть люки! Ура! Ура! Ура!
Учитель:Достигли мы цели нашего путешествия, которые мы ставили перед собой?
– Молодцы! Вы справились с заданиями. Космонавт – редкая профессия.
– Легко ли стать космонавтом?
Учитель: Все космонавты окончили школу, потом военное училище или институт. Все они хорошо учились, ведь в космонавты берут только старательных, которые не ленятся много заниматься.
Я поздравляю вас с получением новых знаний и открытий! Сегодня вы узнали, что дверь в космос открывается уже сейчас, за школьной партой.
8. Центр управления полетом подведет итоги нашего полета и назовет победителей.
9. Заключительная часть
Ученик:
Люди взрослые и дети
Все мечтают об одном
Чтобы мир был на планете
Словно солнце за окном.
Ученик:
Так давайте же вместе все люди Земли
Дружно руки поднимем мы против войны!
Ученик:
Чтобы космос был чистым и к детям планет
Мы б в гости летали в каютах ракет.
Чтоб цветы и улыбки земные несли
А не страшные бомбы и тучи войны.
Ученик:
Чтоб солнце светило для всех на Земле
И поэтому нет, говорим мы войне.
10. Оценивание урока учащимися.
У вас на партах лежат солнышки и месяцы. Подумайте, было ли интересно вам на уроке, узнали вы что-нибудь нового. Если «да», то поместите на планету солнышко, если «нет» – луну.
Второй объект – на нашем небосводе появляется сегодня созвездие «Мое я». Возьмите звездочку, оцените свою работу. Если вы считаете, что вы работали хорошо, довольны собой – раскрасьте ее в цвет горячей звезды (белой или голубой). А если вы считаете, что вы были не очень активны – ваша звезда будет холоднее (красная или желтая). Прикрепите ее на наш небосвод.
Учитель: Спасибо всем за урок. (Слайд 15)