Интегрированный урок математики и внеклассного чтения по теме "Итоговое повторение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Обобщение пройденного материала (за год).

Тип урока: урок-повторение.

Цель: закрепить материал, изученный на предыдущих уроках.

Задачи:

- отработать устные и письменные вычислительные навыки;

- закрепить умение решать задачи на движение и работу;

- закрепить умение решать уравнения, находить площадь квадрата, объём параллелепипеда;

- сформировать умение самостоятельно читать выбранную книгу;

- развить умение рассуждать, доказывать;

- развить логическое мышление, внимание, память;

- развить навыки самостоятельной работы;

- выработать чёткость и аккуратность в вычислениях, формулировках, измерениях и записях;

- воспитать любовь к чтению;

- воспитать навыки культурного поведения, дружелюбия.

Оборудование: Учебник М.И. Моро Математика; книга Э.Успенского “Дядя Фёдор, кот и пёс”; письмо с задачами на смекалку; ребус; изображения замка и ключей к нему на каждую парту и доску; изображение дома; “фотографии” зайца.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок математики – к нам пришли сказочные герои. Посмотрите на доску, кого вы видите?

Задание для развития операции классификация

На доске изображения сказочных героев:

Матроскин, Баба Яга, Василиса Прекрасная, Дядя Фёдор, Мама, Шарик, Печкин.

Учитель: Это герои одного произведения? (Ответы детей)

- Распределите героев по группам. Объясните свой выбор. (Ответы детей)

- Урок математики мы проведём вместе с героями книги Э.Успенского “Дядя Фёдор, кот и пёс”. Вы помните, как они дружно работали и весело жили в деревне Простоквашино. Попробуем и мы дружно провести наш урок.

2. Постановка темы урока

Учитель: Вместе с этими героями мы повторим и закрепим умение решать задачи изученных видов, уравнения, находить значения выражений; будем учиться думать и соображать.

3. Устный счёт

Учитель: Чтобы у нас на уроке всё получалось, мы должны выполнить следующие задания:

Задание для развития умения находить закономерность

1) Найдите закономерность и вставьте пропущенное число:

26 12 14
? 15 18

 

5 ? 30
7 3 21

2) Проследите за числами, связанными стрелками. Каждый вид стрелки имеет указание на закономерность, при помощи которой изменяются числа. Найдите эти закономерности и заполните пустые клеточки.

Рисунок 1

3) Сопоставьте формулы с правильным ответом:

Площадь квадрата S=a*b

Периметр квадрата P=4a

Площадь прямоугольника S=a*a

Объём параллелепипеда S-v*t

Объём куба V=a*b*c

Формула пути V=a*a*a

Формула стоимости

Формула работы

Правильные ответы вывешиваются учителем. Самопроверка.

Учитель: Молодцы, все эти знания пригодятся нам на уроке. Из книги Успенского мы узнали, что Дядя Фёдор был серьёзным, самостоятельным мальчиком. В 4 года читать научился, а в 6 лет уже суп варил. Попробуйте решить задачи на смекалку, которые он прислал вам:

  • 4 птицы съели 4 гусеницы за 4 минуты. За сколько минут 10 птиц съедят 10 гусениц?
  • Сколько минут нужно варить крутое яйцо?
  • Задания для развития умения формулировать умозаключения

  • На скамье сидели Шарик, Матроскин и Печкин. Шарик – справа от Матроскина, Матроскин – справа от Печкина. Следовательно, посредине был …
  • Если дети непослушные, они не доставят радости родителям. Дядя Фёдор – послушный. Следовательно, …
  • Матроскин бывает в хорошем настроении, когда корова Мурка даёт много молока. Сегодня он в плохом настроении. Следовательно, …
  • Ребус.

Учитель: А с кем Дядя Фёдор познакомился в подъезде своего дома? (Ответы детей)

- Почему Дяде Фёдору пришлось уехать из города? (Ответы детей)

- Это в сказочной истории малыш уехал от родителей и зажил своим домом. А что в реальной жизни случается с детьми, которые убегают из дома навсегда? (Ответы детей)

4. Работа по теме урока.

1. Решение задач и примеров.

А) Дядя Фёдор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Задумался он: скорость автобуса 45 км/ч, в пути он будет 3 часа. Какое расстояние от города до деревни? Помогите ему посчитать.

Учитель: Какая формула помогла высчитать расстояние?

- Тут автобус остановился. Дядя Фёдор и кот Матроскин приехали в деревню. Деревня красивая, кругом поля и речка. Народу в деревне мало живёт. Решили они выбрать себе дом. А тут навстречу Шарик идёт. Он и рассказал нашим героям, где дом пустой стоит.

Задание для развития операций анализ, синтез, обобщение

Б) - Идите прямо на север по этой дороге. Дойдите до почты и, свернув налево, пройдите столько же через лес. Затем поверните на юг и по лугу преодолейте путь в 2 раза короче того, что уже был пройден, считая от того места, где мы стоим. Выйдете на тропинку, которая проходит под прямым углом по отношению к дороге через луг. Идите дальше по тропинке налево, на этот раз ваш путь будет в 3 раза меньше пройденного. В конце пути будет дом.

Учитель: Стоит ли Дяде Фёдору и Матроскину идти по этому пути? Что они ответили на это? (Ответы детей)

Задание для развития операции сравнение

Учитель: Выбрали герои себе дом, а каким ключом дверь открыть не знают. Помогите правильно выбрать номер ключа.

На каждой парте лежат изображения замка и ключей. Работа в парах.

Учитель: Взяли нужный ключ и поселились в доме. А дом оказался замечательный. Посмотрите на него.

Вывешивается изображение дома.

Рисунок 2

В) Какова площадь дома, если длина 8 м, ширина 6 м?

Учитель: Сделайте чертёж в тетрадь, запишите решение и ответ задачи.

На доске работают 2 ученика. Проводится проверка.

Учитель: К друзьям забежал пёс Шарик, и стали они жить дружно. На утро занялись делом. Кот Матроскин любил, чтобы в доме был порядок, они с Дядей Фёдором чистоту наводили.

5. Физкультминутка.

6. Работа по теме урока (продолжение).

Задание для развития операций анализ, синтез, формулирование умозаключений

Г) Сделав всё по дому, Дядя Фёдор, Матроскин и Печкин отправились на речку.

Наши герои живут в пункте А. Речка находится в пункте Б. Между пунктами А и Б расположены три дома и почта. На речку наши герои могут идти разными маршрутами. Сколько маршрутов может быть?

Индивидуальная работа в тетрадях. Работа проверяется учеником на доске.

Задание для развития умения составлять новые комбинации из имеющихся элементов

Д) На берегу речки решили они построить башенку из фигурок: кругов, квадратов и треугольников. Каждая башенка должна состоять из 5 видов фигурок, причём все башни должны быть разными. Сколько друзей строили башню, если каждый строит только одну башню, а построить они должны все башни, которые только возможны?

Работа на местах с геометрическим материалом. Проверяется учеником около доски.

Е) Пока мы строили башни, пёс Шарик трудился на огороде. На одной грядке он работал 2 ч. и прокопал 32м, а на другой – 3ч и прокопал 18м. Какова его производительность на каждой грядке?

Решение и формулу дети записывают в тетрадь

Учитель: Какой формулой мы пользовались? (Ответы детей)

Задание для развития операций сравнение, классификация

Ж) Шарик купил себе фоторужьё и сфотографировал зайца. Найдите эту фотографию.

“Фотографии” зайца висят на доске. Учитель спрашивает 3-4 учащихся.

Рисунок 3

З) Сделал Шарик фотографию, а отдать не может. Пробежал за ним 120 км со скоростью 60 км/ч. Сколько времени ему потребовалось, чтобы вручить фото?

Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка

И) Вечером Дядя Фёдор, Матроскин и пёс Шарик, переделав все дела, загадывали друг другу задачки. А вы сможете их решить?

1) Я задумал одно число, прибавил к нему 17, полученную сумму умножил на 5 и получил число 95. Какое число я задумал?

2) Я задумал два числа, сумма которых равна самому маленькому четырёхзначному числу. Если разделить большее число из этих двух чисел на меньшее, то получится самое большое однозначное число. Определите, какие числа я задумал.

Первое уравнение объясняет ученик на доске, второе – самостоятельная работа. Самопроверка

Учитель: Наших героев ждут новые приключения, а за вашу помощь почтальон Печкин доставил интересную посылку. Как видите, коробка имеет форму параллелепипеда. Найдите её объем, если: a= 12 см, b=12 см, c=10 см.

Решение задачи на доске.

Учитель: А что же в этой коробке? (Конфеты)

Это вам награда за дружную работу.

7. Подведение итогов урока

8. Выставление и комментирование оценок

Список использованной литературы:

  1. Гончарова М.А. Учись размышлять. Развитие математических представлений и мышления у детей / М.А. Гончарова М.: Просвещение, 1995. -112 с.
  2. Жиренко О.Е. Интегрированные уроки математики: 1-4 классы / О.Е. Жирненко, Л.А. Обухова.- М.: ВАКО, 2008. - 240 с.
  3. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова.- Ярославль: Академия развития. -2007. - 144 с.: ил.