Тема: Обобщение пройденного материала (за год).
Тип урока: урок-повторение.
Цель: закрепить материал, изученный на предыдущих уроках.
Задачи:
- отработать устные и письменные вычислительные навыки;
- закрепить умение решать задачи на движение и работу;
- закрепить умение решать уравнения, находить площадь квадрата, объём параллелепипеда;
- сформировать умение самостоятельно читать выбранную книгу;
- развить умение рассуждать, доказывать;
- развить логическое мышление, внимание, память;
- развить навыки самостоятельной работы;
- выработать чёткость и аккуратность в вычислениях, формулировках, измерениях и записях;
- воспитать любовь к чтению;
- воспитать навыки культурного поведения, дружелюбия.
Оборудование: Учебник М.И. Моро Математика; книга Э.Успенского “Дядя Фёдор, кот и пёс”; письмо с задачами на смекалку; ребус; изображения замка и ключей к нему на каждую парту и доску; изображение дома; “фотографии” зайца.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок математики – к нам пришли сказочные герои. Посмотрите на доску, кого вы видите?
Задание для развития операции классификация
На доске изображения сказочных героев:
Матроскин, Баба Яга, Василиса Прекрасная, Дядя Фёдор, Мама, Шарик, Печкин.
Учитель: Это герои одного произведения? (Ответы детей)
- Распределите героев по группам. Объясните свой выбор. (Ответы детей)
- Урок математики мы проведём вместе с героями книги Э.Успенского “Дядя Фёдор, кот и пёс”. Вы помните, как они дружно работали и весело жили в деревне Простоквашино. Попробуем и мы дружно провести наш урок.
2. Постановка темы урока
Учитель: Вместе с этими героями мы повторим и закрепим умение решать задачи изученных видов, уравнения, находить значения выражений; будем учиться думать и соображать.
3. Устный счёт
Учитель: Чтобы у нас на уроке всё получалось, мы должны выполнить следующие задания:
Задание для развития умения находить закономерность
1) Найдите закономерность и вставьте пропущенное число:
26 | 12 | 14 |
? | 15 | 18 |
5 | ? | 30 |
7 | 3 | 21 |
2) Проследите за числами, связанными стрелками. Каждый вид стрелки имеет указание на закономерность, при помощи которой изменяются числа. Найдите эти закономерности и заполните пустые клеточки.
Рисунок 1
3) Сопоставьте формулы с правильным ответом:
Площадь квадрата S=a*b
Периметр квадрата P=4a
Площадь прямоугольника S=a*a
Объём параллелепипеда S-v*t
Объём куба V=a*b*c
Формула пути V=a*a*a
Формула стоимости
Формула работы
Правильные ответы вывешиваются учителем. Самопроверка.
Учитель: Молодцы, все эти знания пригодятся нам на уроке. Из книги Успенского мы узнали, что Дядя Фёдор был серьёзным, самостоятельным мальчиком. В 4 года читать научился, а в 6 лет уже суп варил. Попробуйте решить задачи на смекалку, которые он прислал вам:
- 4 птицы съели 4 гусеницы за 4 минуты. За сколько минут 10 птиц съедят 10 гусениц?
- Сколько минут нужно варить крутое яйцо?
- На скамье сидели Шарик, Матроскин и Печкин. Шарик – справа от Матроскина, Матроскин – справа от Печкина. Следовательно, посредине был …
- Если дети непослушные, они не доставят радости родителям. Дядя Фёдор – послушный. Следовательно, …
- Матроскин бывает в хорошем настроении, когда корова Мурка даёт много молока. Сегодня он в плохом настроении. Следовательно, …
- Ребус.
Задания для развития умения формулировать умозаключения
Учитель: А с кем Дядя Фёдор познакомился в подъезде своего дома? (Ответы детей)
- Почему Дяде Фёдору пришлось уехать из города? (Ответы детей)
- Это в сказочной истории малыш уехал от родителей и зажил своим домом. А что в реальной жизни случается с детьми, которые убегают из дома навсегда? (Ответы детей)
4. Работа по теме урока.
1. Решение задач и примеров.
А) Дядя Фёдор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Задумался он: скорость автобуса 45 км/ч, в пути он будет 3 часа. Какое расстояние от города до деревни? Помогите ему посчитать.
Учитель: Какая формула помогла высчитать расстояние?
- Тут автобус остановился. Дядя Фёдор и кот Матроскин приехали в деревню. Деревня красивая, кругом поля и речка. Народу в деревне мало живёт. Решили они выбрать себе дом. А тут навстречу Шарик идёт. Он и рассказал нашим героям, где дом пустой стоит.
Задание для развития операций анализ, синтез, обобщение
Б) - Идите прямо на север по этой дороге. Дойдите до почты и, свернув налево, пройдите столько же через лес. Затем поверните на юг и по лугу преодолейте путь в 2 раза короче того, что уже был пройден, считая от того места, где мы стоим. Выйдете на тропинку, которая проходит под прямым углом по отношению к дороге через луг. Идите дальше по тропинке налево, на этот раз ваш путь будет в 3 раза меньше пройденного. В конце пути будет дом.
Учитель: Стоит ли Дяде Фёдору и Матроскину идти по этому пути? Что они ответили на это? (Ответы детей)
Задание для развития операции сравнение
Учитель: Выбрали герои себе дом, а каким ключом дверь открыть не знают. Помогите правильно выбрать номер ключа.
На каждой парте лежат изображения замка и ключей. Работа в парах.
Учитель: Взяли нужный ключ и поселились в доме. А дом оказался замечательный. Посмотрите на него.
Вывешивается изображение дома.
Рисунок 2
В) Какова площадь дома, если длина 8 м, ширина 6 м?
Учитель: Сделайте чертёж в тетрадь, запишите решение и ответ задачи.
На доске работают 2 ученика. Проводится проверка.
Учитель: К друзьям забежал пёс Шарик, и стали они жить дружно. На утро занялись делом. Кот Матроскин любил, чтобы в доме был порядок, они с Дядей Фёдором чистоту наводили.
5. Физкультминутка.
6. Работа по теме урока (продолжение).
Задание для развития операций анализ, синтез, формулирование умозаключений
Г) Сделав всё по дому, Дядя Фёдор, Матроскин и Печкин отправились на речку.
Наши герои живут в пункте А. Речка находится в пункте Б. Между пунктами А и Б расположены три дома и почта. На речку наши герои могут идти разными маршрутами. Сколько маршрутов может быть?
Индивидуальная работа в тетрадях. Работа проверяется учеником на доске.
Задание для развития умения составлять новые комбинации из имеющихся элементов
Д) На берегу речки решили они построить башенку из фигурок: кругов, квадратов и треугольников. Каждая башенка должна состоять из 5 видов фигурок, причём все башни должны быть разными. Сколько друзей строили башню, если каждый строит только одну башню, а построить они должны все башни, которые только возможны?
Работа на местах с геометрическим материалом. Проверяется учеником около доски.
Е) Пока мы строили башни, пёс Шарик трудился на огороде. На одной грядке он работал 2 ч. и прокопал 32м, а на другой – 3ч и прокопал 18м. Какова его производительность на каждой грядке?
Решение и формулу дети записывают в тетрадь
Учитель: Какой формулой мы пользовались? (Ответы детей)
Задание для развития операций сравнение, классификация
Ж) Шарик купил себе фоторужьё и сфотографировал зайца. Найдите эту фотографию.
“Фотографии” зайца висят на доске. Учитель спрашивает 3-4 учащихся.
Рисунок 3
З) Сделал Шарик фотографию, а отдать не может. Пробежал за ним 120 км со скоростью 60 км/ч. Сколько времени ему потребовалось, чтобы вручить фото?
Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка
И) Вечером Дядя Фёдор, Матроскин и пёс Шарик, переделав все дела, загадывали друг другу задачки. А вы сможете их решить?
1) Я задумал одно число, прибавил к нему 17, полученную сумму умножил на 5 и получил число 95. Какое число я задумал?
2) Я задумал два числа, сумма которых равна самому маленькому четырёхзначному числу. Если разделить большее число из этих двух чисел на меньшее, то получится самое большое однозначное число. Определите, какие числа я задумал.
Первое уравнение объясняет ученик на доске, второе – самостоятельная работа. Самопроверка
Учитель: Наших героев ждут новые приключения, а за вашу помощь почтальон Печкин доставил интересную посылку. Как видите, коробка имеет форму параллелепипеда. Найдите её объем, если: a= 12 см, b=12 см, c=10 см.
Решение задачи на доске.
Учитель: А что же в этой коробке? (Конфеты)
Это вам награда за дружную работу.
7. Подведение итогов урока
8. Выставление и комментирование оценок
Список использованной литературы:
- Гончарова М.А. Учись размышлять. Развитие математических представлений и мышления у детей / М.А. Гончарова М.: Просвещение, 1995. -112 с.
- Жиренко О.Е. Интегрированные уроки математики: 1-4 классы / О.Е. Жирненко, Л.А. Обухова.- М.: ВАКО, 2008. - 240 с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова.- Ярославль: Академия развития. -2007. - 144 с.: ил.