Урок окружающего мира по теме "Зона Арктических пустынь"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;
  • Познакомить учащихся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
  • Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.

Оборудование:

у учителя

  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • карта “Природные зоны России”,
  • карточки с новыми словами, с планом анализа природных зон, с вопросами к презентации,
  • индивидуальные карточки.
  • презентация учителя,

у учащихся

  • атлас “Мир и человек”,
  • учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (разрыв знаний: знаю — не знаю)( работа в парах)

-а) Распредели на группы слова. (на доске и на каждой парте)

окажите

Были ли затруднения при выполнении задания? Почему?

(С некоторыми определениями мы не знакомы.)

- Проверим работу.

(Дети называют названия рек, озёр, морей)

- Покажите по карте расположение.

Назовите слова , которые не вошли в группы.

3. Постановка учебной задачи (Новая тема)

- Попробуйте сами сформулировать тему урока.

(ответы детей)

– Как называется тема, которую мы начали изучать на предыдущих уроках?

(“Природа России”.)

- Сегодня мы изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь, в ледяную зону.

Для изучения природной зоны нам нужен план. Прочитайте и скажите , какие учёные должны принять участие ? ( план лежит на партах у детей)

План изучения природных зон:

1. Название, место нахождение на карте.

2. Особенности неживой природы.

3. Особенности жизни живых существ. Взаимосвязи в природе.

4. Значение природы данной зоны для человека, её использование.

5. Экологические проблемы.

(Экологи, биологи, географы, зоологи )

4. Распределение на группы. Исследовательская работа.

- Распределитесь на группы учёных. У каждой группы есть свои вопросы, на которые они ответят после просмотра презентации.

Вопросы для каждой группы.

1. Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.

  1. Каким цветом она обозначена?
  2. В каком поясе Земли находится?
  3. Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
  4. К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?
  5. Как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь?

2. Назовите растения.

Почему в Арктике живут только эти растения?

3. Назовите животных.

Почему в Арктике живут только эти животные?

4. Почему людей привлекает Арктика?

5. Почему создан заповедник “Остров Врангеля”?

Презентация учителя “На Крайнем Севере”

(детям даётся время на подготовку )

5. Рассказы групп о зоне Арктических пустынь.

(Ведется рассказ детей вместе с просмотром презентации)

6. Закрепление.Рефлексия.

1.Составьте цепь питания.

(на доске слова: водоросли рачки рыбы птицы тюлени белые медведи)

2.Соотнесите слова и их толкование:

(Задание записано на доске.)

Птичьи базары – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.

Полярники – шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах.

Полярное сияние – участник полярной экспедиции, работник полярной станции.

7. Итог.

- Что интересного вы узнали?

- Понравился урок? Покажите карточку-оценку.

8. Домашнее задание.

1. Пересказ по учебнику с.78 — 86, вопросы.

2. Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.

Литература.

1. Занимательный атлас – Дикие животные (пер. с фр.). Издательство Атлас 2007 г.

2. Колосов М.К. Охрана животных России. – М., 1992.

3. Ресурсы INTERNET.