Тип урока: урок-исследование.
Преобладающая форма проведения урока – групповая деятельность учащихся.
Оборудование:
- Учебник “Мы и окружающий мир”, 2 класс, Н.Я.Дмитриева., 2011 г. Самара: Издательство “Учебная литература”. (Система Л.В. Занкова).
- Тетрадь на печатной основе по курсу “Мы и окружающий мир”, 2 класс, Н.Я. Дмитриева.
- Набор лабораторного оборудования: стакан, блюдце, ложка.
- Вещества для проведения опытов: вода, молоко.
(Для разработки данного урока использовались методические рекомендации Н.Я Дмитриевой, А.Н. Казакова. Издательство “Учебная литература” 2009 год.)
Цели урока:
С точки зрения организующей роли учителя. | На языке наблюдаемых действий учащихся. |
Обеспечить условия для ознакомления с некоторыми свойствами воды. | Познакомиться с некоторыми свойствами воды и их использованием человеком. |
Предоставить возможность для сопоставления открытого нового знания с имевшимся ранее. |
Задачи урока:
На языке деятельности учителя. | На языке деятельности учащихся. |
Содействовать систематизации и расширению представлений о распространении воды в природе. | Использовать предоставленные возможности для систематизации и расширении полученных знаний о воде с ранее известными. |
Способствовать воспитанию бережного отношения к воде и умению работать в коллективе, учитывая позицию других учащихся. | Использовать возможность для формирования бережного отношения к природе и умения работать в коллективе. |
Ход урока
Этапы |
Планируемая деятельность учителя |
Предметная деятельность учащихся |
Методический комментарий |
1 |
– Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Как вы думаете, что нужно сделать? | Ответы учащихся: – поздороваться, – поприветствовать. |
Дети участвуют в определении мотивационных действий в начале урока. (На основе стимулирующих действий учителя). |
Давайте улыбнёмся нашим гостям и друг другу, ведь улыбка– это залог хорошего настроения. | Дети улыбаются и садятся на свои места. | ||
2 |
Внимательно послушайте и отгадайте
загадку: (Слайд 1, презентация 1). Без
чего не может мама |
Учащиеся отгадывают загадку. (Вода). | |
Ребята, все согласны с отгадкой? Как вы думаете, почему я сегодня выбрала именно эту загадку? Молодцы, вы верно определили тему нашего урока: |
Ответы учащихся: – Да Ответы учащихся: – Будем изучать воду, – Так как сегодня будем говорить о воде. |
Учащиеся выделяют тему урока. | |
Тема нашего урока: “Вода. Знакомая – незнакомка”. (Слайд “2, презентация 1). | |||
Как вы понимаете такое название темы? | Ответы учащихся: – знакомая потому, что мы что-то знаем о воде, – незнакомая, так как мы ещё не всё знаем про воду. |
Учитель выбирает вместо слова “объясните” слово “ понимаете”, т.к. для учителя важно личностное отношение к тому, что говорит. | |
Согласны. Давайте выделим, что же мы знаем о воде. | Ответы учащихся: – водная оболочка земли называется гидросферой, – вода занимает три четверти поверхности земли, – в природе ею заполнены океаны, моря, реки, озёра, болота, – на карте вода обозначены голубым цветом. |
У учителя заготовка со словом
“гидросфера”. В случае, если дети затрудняются ответить. Учитель мотивирует появление карты, для доказательства детей. |
|
Молодцы! Это действительно так вода –
краса всей природе. Покажите и назовите океаны.
Вы сказали, что вода занимает большую площадь на
земле, а как это можно доказать? Докажите. |
Ответы детей: показать на карте. Дети показывают на карте (Индийский, Атлантический, Тихий, Южный, Северно-Ледовитый океаны). |
||
А разве вода собирается в океаны? Докажите. |
Ответы детей: нет | ||
Покажите и назовите известные вам моря. | Дети показывают на карте (Чёрное, Азовское море, Баренцево море, море Лаптевых и т.д.) | ||
А реки есть? Какие реки вы можете назвать? Кто сможет их показать? Покажите реки нашей области. |
Дети показывают на карте реки (Волга, Дон, Упа, Красивая Меча и т.д.) | Закладывается база на изучение материала в средних и старших классах. | |
Оказывается, вода есть во всех станах. А какая страна наиболее богата водой? | Ответы детей: Россия. | В коллективной деятельности возникает проблемная ситуация. | |
А что мы не знаем о воде? Чтобы хотели узнать? | Ответы учащихся: – какими свойствами обладает вода, – какие опыты с ней можно проводить. |
||
3 |
Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. Так какая у нас задача? | Ответы детей: узнать неизвестное. | |
А где учёные проводят опыты? | Ответы учащихся: – в лабораторию. |
||
Все согласны? (Слайд 3, презентация
1). Изучать свойства воды мы будем в наших лабораториях. |
|||
В каждой лаборатории своё задание. Но прежде, чем приступить к работе, о чём необходимо помнить? Давайте вспомним. | Учащиеся повторяют инструкцию: Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод. | Учитель подводит к осознанию важности техники безопасности. | |
4 |
Как вы думаете, вы готовы к работе? | Ответы детей: Да. Нет. |
Учитель подводит учащихся к осознанию проведения физминутки. |
Но мы же уже с вами много работали, нам
нужно прийти в боевую форму? Физминутка. Очень всем нужна вода |
Дети выполняют упражнения. | ||
Почему именно эту физминутку мы провели? | Ответы учащихся: Так как тема нашего урока: “Вода”. |
||
5 |
Скажите, вы знаете как доказать данное свойство. А что же нам поможет? | Ответы учащихся: – нет, – учебник. |
Учащиеся определяют способ доказательства опыта и доказывают данное свойство. |
В помощь вам будет материал в учебнике
на с. 4. Выберите каждая группа своё свойство воды и проведите опыт, доказывающий данное свойство. |
Дети открывают учебник и выбирают, что необходимо для проведения опытов. | ||
Имеет ли вода цвет и запах (гр 1). | Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод. | ||
Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр 2). | Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод, опускают ложку в стакан с водой, другую– в стакан с молоком. Делают вывод. | ||
Имеет ли вода форму? (гр 3). | Наливают воду из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в стакане и в блюдце. Делают вывод. | ||
Что означает свойство Текучесть? (гр 4). | Капают воду на любую поверхность. Добавляют ещё 3-4 капли. Делают вывод. | ||
6 |
Все опыты провели. Сейчас каждая группа
будет зачитывать свои результаты и мы будем
фиксировать в таблице “да” – вода обладает
данным свойством, “нет”– вода не обладает
данным свойством. Откройте тетради на печатной основе страница 23, зад. 51. Все ответы будем фиксировать в таблице. В вертикальной графе указаны состояния воды. В каком состоянии у нас вода? Выбираем жидкое. |
Учащиеся самостоятельно делают выводы. (На доске каждая группа указывает, результат опыта и учащиеся его фиксируют в таблицу). |
|
Отвечает лаборатория 1. Ваши выводы. | Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет цвет и запах. | ||
Отвечает лаборатория 2. Ваши выводы. | Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет вкуса и она прозрачна. | ||
Отвечает лаборатория 3. Ваши выводы. | Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет формы. | ||
Отвечает лаборатория 4. Ваши выводы. (Слайд 4, презентация 1). | Из проведённого нами опыта следует, что вода растекается. Это свойство воды называется текучестью. | ||
7 |
Молодцы! Мы хорошо с вами поработали и
подошло нам время поиграть! Скажите, не желаете
ли вы поиграть с нашими гостями? Правила игры: если вода обладает данным свойством, поднимаем руку, если – нет, то не5 поднимаем. Вода имеет запах? У воды нет вкуса? Вода голубого цвета? Вода обладает способностью течь? Вода имеет форму? Вода сладкая? Сквозь воду ничего не видно? |
Ответы учащихся: желаем. | |
8 |
В заключении хочу напомнить. Человек,
запомни навсегда Спасибо за помощь на уроке |
Учитель подводит к осознанию бережного отношения к природе. |