Урок-исследование по окружающему миру "Определение свойств воды". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок-исследование.

Преобладающая форма проведения урока – групповая деятельность учащихся.

Оборудование:

  1. Учебник “Мы и окружающий мир”, 2 класс, Н.Я.Дмитриева., 2011 г. Самара: Издательство “Учебная литература”. (Система Л.В. Занкова).
  2. Тетрадь на печатной основе по курсу “Мы и окружающий мир”, 2 класс, Н.Я. Дмитриева.
  3. Набор лабораторного оборудования: стакан, блюдце, ложка.
  4. Вещества для проведения опытов: вода, молоко.

(Для разработки данного урока использовались методические рекомендации Н.Я Дмитриевой, А.Н. Казакова. Издательство “Учебная литература” 2009 год.)

Цели урока:

С точки зрения организующей роли учителя. На языке наблюдаемых действий учащихся.
Обеспечить условия для ознакомления с некоторыми свойствами воды. Познакомиться с некоторыми свойствами воды и их использованием человеком.
Предоставить возможность для сопоставления открытого нового знания с имевшимся ранее.  

Задачи урока:

На языке деятельности учителя. На языке деятельности учащихся.
Содействовать систематизации и расширению представлений о распространении воды в природе. Использовать предоставленные возможности для систематизации и расширении полученных знаний о воде с ранее известными.
Способствовать воспитанию бережного отношения к воде и умению работать в коллективе, учитывая позицию других учащихся. Использовать возможность для формирования бережного отношения к природе и умения работать в коллективе.

Ход урока

Этапы

Планируемая деятельность учителя

Предметная деятельность учащихся

Методический комментарий

1

– Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Как вы думаете, что нужно сделать? Ответы учащихся:
– поздороваться,
– поприветствовать.
Дети участвуют в определении мотивационных действий в начале урока. (На основе стимулирующих действий учителя).
Давайте улыбнёмся нашим гостям и друг другу, ведь улыбка– это залог хорошего настроения. Дети улыбаются и садятся на свои места.  

2

Внимательно послушайте и отгадайте загадку: (Слайд 1, презентация 1).

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Не случилось чтоб беды
Жить нельзя нам без …

Учащиеся отгадывают загадку. (Вода).  
Ребята, все согласны с отгадкой?

Как вы думаете, почему я сегодня выбрала именно эту загадку?

Молодцы, вы верно определили тему нашего урока:

Ответы учащихся:

– Да

Ответы учащихся:

– Будем изучать воду,

– Так как сегодня будем говорить о воде.

Учащиеся выделяют тему урока.
Тема нашего урока: “Вода. Знакомая – незнакомка”. (Слайд “2, презентация 1).    
Как вы понимаете такое название темы? Ответы учащихся:

– знакомая потому, что мы что-то знаем о воде,

– незнакомая, так как мы ещё не всё знаем про воду.

Учитель выбирает вместо слова “объясните” слово “ понимаете”, т.к. для учителя важно личностное отношение к тому, что говорит.
Согласны. Давайте выделим, что же мы знаем о воде. Ответы учащихся:

– водная оболочка земли называется гидросферой,

– вода занимает три четверти поверхности земли,

– в природе ею заполнены океаны, моря, реки, озёра, болота,

– на карте вода обозначены голубым цветом.

У учителя заготовка со словом “гидросфера”.

В случае, если дети затрудняются ответить.

Учитель мотивирует появление карты, для доказательства детей.

Молодцы! Это действительно так вода – краса всей природе. Покажите и назовите океаны. Вы сказали, что вода занимает большую площадь на земле, а как это можно доказать?

Докажите.

Ответы детей: показать на карте.

Дети показывают на карте (Индийский, Атлантический, Тихий, Южный, Северно-Ледовитый океаны).

 
А разве вода собирается в океаны?

Докажите.

Ответы детей: нет  
Покажите и назовите известные вам моря. Дети показывают на карте (Чёрное, Азовское море, Баренцево море, море Лаптевых и т.д.)  
А реки есть?

Какие реки вы можете назвать? Кто сможет их показать? Покажите реки нашей области.

Дети показывают на карте реки (Волга, Дон, Упа, Красивая Меча и т.д.) Закладывается база на изучение материала в средних и старших классах.
Оказывается, вода есть во всех станах. А какая страна наиболее богата водой? Ответы детей: Россия. В коллективной деятельности возникает проблемная ситуация.
А что мы не знаем о воде? Чтобы хотели узнать? Ответы учащихся:

– какими свойствами обладает вода,

– какие опыты с ней можно проводить.

 

3

Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. Так какая у нас задача? Ответы детей: узнать неизвестное.  
А где учёные проводят опыты? Ответы учащихся:

– в лабораторию.

 
Все согласны? (Слайд 3, презентация 1).

Изучать свойства воды мы будем в наших лабораториях.

   
В каждой лаборатории своё задание. Но прежде, чем приступить к работе, о чём необходимо помнить? Давайте вспомним. Учащиеся повторяют инструкцию: Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод. Учитель подводит к осознанию важности техники безопасности.

4

Как вы думаете, вы готовы к работе? Ответы детей:

Да.

Нет.

Учитель подводит учащихся к осознанию проведения физминутки.
Но мы же уже с вами много работали, нам нужно прийти в боевую форму?

Физминутка.

Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили
Влево вправо поклонились
вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.

Дети выполняют упражнения.  
Почему именно эту физминутку мы провели? Ответы учащихся:

Так как тема нашего урока: “Вода”.

 

5

Скажите, вы знаете как доказать данное свойство. А что же нам поможет? Ответы учащихся:

– нет,

– учебник.

Учащиеся определяют способ доказательства опыта и доказывают данное свойство.
В помощь вам будет материал в учебнике на с. 4.

Выберите каждая группа своё свойство воды и проведите опыт, доказывающий данное свойство.

Дети открывают учебник и выбирают, что необходимо для проведения опытов.  
Имеет ли вода цвет и запах (гр 1). Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод.  
Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр 2). Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод, опускают ложку в стакан с водой, другую– в стакан с молоком. Делают вывод.  
Имеет ли вода форму? (гр 3). Наливают воду из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в стакане и в блюдце. Делают вывод.  
Что означает свойство Текучесть? (гр 4). Капают воду на любую поверхность. Добавляют ещё 3-4 капли. Делают вывод.  

6

Все опыты провели. Сейчас каждая группа будет зачитывать свои результаты и мы будем фиксировать в таблице “да” – вода обладает данным свойством, “нет”– вода не обладает данным свойством.

Откройте тетради на печатной основе страница 23, зад. 51.

Все ответы будем фиксировать в таблице.

В вертикальной графе указаны состояния воды.

В каком состоянии у нас вода? Выбираем жидкое.

  Учащиеся самостоятельно делают выводы.

(На доске каждая группа указывает, результат опыта и учащиеся его фиксируют в таблицу).

Отвечает лаборатория 1. Ваши выводы. Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет цвет и запах.  
Отвечает лаборатория 2. Ваши выводы. Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет вкуса и она прозрачна.  
Отвечает лаборатория 3. Ваши выводы. Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет формы.  
Отвечает лаборатория 4. Ваши выводы. (Слайд 4, презентация 1). Из проведённого нами опыта следует, что вода растекается. Это свойство воды называется текучестью.  

7

Молодцы! Мы хорошо с вами поработали и подошло нам время поиграть! Скажите, не желаете ли вы поиграть с нашими гостями?

Правила игры: если вода обладает данным свойством, поднимаем руку, если – нет, то не5 поднимаем.

Вода имеет запах? У воды нет вкуса? Вода голубого цвета? Вода обладает способностью течь? Вода имеет форму? Вода сладкая? Сквозь воду ничего не видно?

Ответы учащихся: желаем.  

8

В заключении хочу напомнить.

Человек, запомни навсегда
Символ жизни на земле Вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете Не одни! (Презентация 2).

Спасибо за помощь на уроке

  Учитель подводит к осознанию бережного отношения к природе.

Презентация 1

Презентация 2