Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
Тип урока: решение учебной задачи. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.
Предметные: выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
Метапредметные:
Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные:
Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.
Логические: выделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: понимают ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: портреты авторов Д. Хармса, С. Маршака, выставка книг, детских журналов, иллюстрации: обложки журналов “Чиж” и “Еж”, обложки книг сборников стихотворений Д. Хармса. Иллюстрация чижа, карточки (текст для речевой разминки). Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы.
Ход урока
Этапы урока |
Организация деятельности учителя |
Организация деятельности учащихся |
I. Организация начала урока и психологический настрой. |
День погожий, день веселый, Небо – золото и синь! Белокаменная школа – Среди елок и осин. Рядом роща, рядом поле, Знают заяц и сурок. Если тихо в нашей школе, Значит, там идет урок. (Дети произносят хором стоя около своих рабочих мест) |
|
1. Мотивация к учебной деятельности | Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями. | (Дети поворачиваются к гостям и
говорят хором) “Здравствуйте” – скажем руками. Пожимают
друг другу руки. “Здравствуйте” – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой. “Здравствуйте” – скажем ртом: Обращаются к гостям. “Здравствуйте!” Станет радостней кругом. (Дети занимают свои рабочие места.) |
II. Речевая разминка(отрывок стихотворения Д. Хармса на карточке). |
– Прочитайте 8-ми стишье
самостоятельно и подумайте. Кто автор этого
стихотворения? Кораблик. По реке плывет кораблик. |
|
На доску вывешивается иллюстрация обложки сборника стихотворений Д. Хармса. | – Кто автор этого стихотворения? – Почему вы так определили? – Как вы думаете, как называется это стихотворение? – Кто же плыл на кораблике? – Как вы узнали? – Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, с сожалением, сердито, с ускорением). – Какую работу мы выполнили? – Оцените себя за эту деятельность. У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы цветными карандашами в соответствующей клеточке рисуете овал (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень). |
– Д. Хармс. (Ответы детей) – Кораблик. – Плыли мыши. (Ответы детей) Дети читают отрывок с разной интонацией – Речевую разминку. (Оценивают себя) |
– Какое стихотворение мы изучили
на прошлом уроке? Кто автор? – Что вы можете рассказать о Д. Хармсе? – Какой раздел литературного чтения мы начали изучать? – Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов. |
– Д.Хармс “Вы знаете?” (Дети рассказывают, что запомнили из жизни и творчества поэта) – Из детских журналов – “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г). |
|
III. Проверка домашнего задания. |
– Кто читал эти журналы? – Какие детские журналы читаете вы? – Какое домашнее задание у вас было? |
– Наши прабабушки и прадедушки. (Ответы детей) – Найти стихи Д. Хармса и выучить их. (Дети рассказывают наизусть или выразительно читают приготовленные дома стихи) |
Работа в оценочном листе | – Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания. | (Дети оценивают себя) |
IV. Физкультминутка. |
Мы сейчас все дружно встанем. Мы
сейчас все дружно встанем. |
(Дети встают) (Потягиваются) (Повороты) (Наклоны) (Движения руками) (Прыжки на месте) (Бег на месте) (Занимают свои рабочие места) |
V. Работа по теме урока.ЗВУЧИТ ПЕНИЕ ЧИЖА (ЗВУК wave). |
– Послушайте и определите чей
это звук? – Разгадайте загадку. Я – и пташечка лесная, |
(Если дети затрудняются, учитель предлагают загадку) |
Вывешивается ил. Чижа. | – Сейчас послушаем небольшое
сообщение о чиже. (См. приложение 1) |
– Чиж (Выступает подготовленный ученик). |
1. Работа по учебнику Слайд 1 |
– Откройте учебники на странице
170. Прочитайте название стихотворения. – Кто авторы стихотворения? – Что объединяет этих авторов? (Работали в соавторстве) |
(Дети открывают учебники, читают
название стихотворения) – Д. Хармс, С. Маршак – Писали стихи для детей, вместе работали в детских журналах. |
Слайд 2 | – Какая тема нашего урока? | – Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи” |
Слайд 3 | – Попробуем определить цели урока. | – Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей. |
– Кому посвящено это
стихотворение? – Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36. |
– 6-му Ленинградскому детдому. (Ответы детей) |
|
Детдом – детский дом; воспитательное учреждение для детей, не имеющих родителей. | – Что такое детдом? – После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах. |
|
Чтение стихотворения по цепочке. (Презентация) | – Прочитаем стихотворение по
цепочке со слайдов и сразу будем работать со
словарными словами. – Что обозначают слова взятые в розовую рамку? – ……….. в голубую рамку? |
– Найти слово в толковом словаре
или энциклопедии. – Найти слово в словарике в конце учебника. |
Слайд 4 | – Прочитаем содержание одной
части – Все ли слова вам понятны? – Как вы понимаете… |
(Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику). |
1. Словарная работа. Слайд 5 |
Судомойка – женщина, которая
моет посуду. Кухарка – от слова “кухня”, повар. На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник |
– Объясняют значение слов. |
Слайд 6 | – Прочитаем содержание
следующего слайда. – Какие слова необходимо объяснить? |
Читает второй ученик громко, вслух. |
Слайд 7 | Кочережка – кочерга. Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. |
Объясняют значение слов. |
Слайд 8 | Тетерка – тетерев. – Прочитываем следующий отрывок |
Чтение, следят по учебнику. |
Слайд 9 | – Читаем дальше | Ученик читает, другие следят |
Слайд 10 1. Работа со словарем учебника |
Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. | Находят в словарике учебника |
Слайд 11 | – Читаем дальше | Чтение, следят по учебнику. |
Слайд 12, 13 | Таратайка – двухколесная
повозка. Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты. |
|
2. Работа со словарем учебника | – Толкование этих слов найдем в
словаре учебника на стр. 216. Мотор – автомобиль Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади. |
Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги. |
Слайд 14, 15 | – Читаем последний отрывок | Чтение, следят по учебнику. |
VI. Работа с текстомСлайд 16 |
– Кто главные герои? – Какова тема стихотворения? – Чему учит оно? |
– 44 чижа. – Труд детей. – Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные. |
– Почему авторы сравнили детей с чижами? | – (Ответы детей) | |
– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? | Ученики ищут в книге и зачитывают. | |
– Как читалось стихотворение? | – Легко, ритмично, интересно. | |
– Что выразили авторы ритмом? | – Занятия (действия) чижей в течение целого дня. | |
Работа с оценочными листами | – За работу по стихотворению оцените свою деятельность. | (Оценивание в листах оценивания) |
Слайд 17 | – Это не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты | |
3. История создания стихотворения. | – Как же было сочинено это
стихотворение? Об этом вы, ребята прочитаете дома вместе со своими родителями. Я приготовила вот такие буклеты “Из воспоминаний художника Бориса Семенова со слов С. Я. Маршака”. В этих буклетах родители должны поставить вам отметки за чтение и пересказ того, что вы прочитаете. (См. приложение 2) |
Дети получают буклеты, внимательно слушают задание. |
4. Исполнение стихотворения под музыкальное сопровождение. | – Ребята, сейчас наш музыкальный
руководитель покажет, как звучит это
стихотворение, а вы ему поможете. – За исполнение то же поставьте себе оценку. |
Дети исполняют под музыкальное
сопровождение первую, вторую части
стихотворения. (Оценивание) |
VII. Рефлексия. |
– Вы сегодня на уроке
почувствовали себя чижами – богатырями? – Какой “шлем” вы каждый заработал за работу в течение всего урока. Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок? Что тронуло в вашей душе? – Рядом со шлемом нарисуйте смайлик своего настроения на уроке. – Покажите свои результаты. |
На листах оценивания дети
выставляют себе общую отметку за работу на уроке.
Приклеивают шлем. Рисуют смайлик. Дети показывают свои оценочные листы. |
VIII. Подведение итогов урока.Слайд 18 |
– Какое стихотворение изучали на
уроке? – Кто его написали? – Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак? – Почему они сравнили детей с чижами? – Справились ли мы на уроке с поставленными целями? |
Ответы детей. |
IX. Домашнее задание.Слайд 19 |
– Откройте дневники, запишите
домашнее задание. Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть. Вместе с родителями спеть стихотворение – песню, приготовить сообщение о зяблике, изучить “Историю создания стихотворения”. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. |
Слайд 20 | А закончить я хочу наш урок "Пожеланием друзьям", которое написал С.Я.Маршак в 1958 году: | |
Слайд 21 | Спасибо за урок! |