Открытый урок литературного чтения по теме "Д.Хармс, С.Маршак "Веселые чижи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Тип урока: решение учебной задачи. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.

Предметные: выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Метапредметные:

Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные:

Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.

Логические: выделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.

Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: понимают ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: портреты авторов Д. Хармса, С. Маршака, выставка книг, детских журналов, иллюстрации: обложки журналов “Чиж” и “Еж”, обложки книг сборников стихотворений Д. Хармса. Иллюстрация чижа, карточки (текст для речевой разминки). Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы.

Ход урока

Этапы урока

Организация деятельности учителя

Организация деятельности учащихся

I. Организация начала урока и психологический настрой.

  День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа –
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

(Дети произносят хором стоя около своих рабочих мест)

1. Мотивация к учебной деятельности Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями. (Дети поворачиваются к гостям и говорят хором) “Здравствуйте” – скажем руками. Пожимают друг другу руки.
“Здравствуйте” – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой.
“Здравствуйте” – скажем ртом: Обращаются к гостям.
“Здравствуйте!”
Станет радостней кругом.

(Дети занимают свои рабочие места.)

II. Речевая разминка (отрывок стихотворения Д. Хармса на карточке).

– Прочитайте 8-ми стишье самостоятельно и подумайте. Кто автор этого стихотворения?

Кораблик.

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки
Только кошки и коты.

 
На доску вывешивается иллюстрация обложки сборника стихотворений Д. Хармса. – Кто автор этого стихотворения?

– Почему вы так определили?

– Как вы думаете, как называется это стихотворение?

– Кто же плыл на кораблике?

– Как вы узнали?

– Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, с сожалением, сердито, с ускорением).

– Какую работу мы выполнили?

– Оцените себя за эту деятельность. У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы цветными карандашами в соответствующей клеточке рисуете овал (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень).

– Д. Хармс.

(Ответы детей)

– Кораблик.

– Плыли мыши.

(Ответы детей)

Дети читают отрывок с разной интонацией

– Речевую разминку.

(Оценивают себя)

– Какое стихотворение мы изучили на прошлом уроке? Кто автор?

– Что вы можете рассказать о Д. Хармсе?

– Какой раздел литературного чтения мы начали изучать?

– Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов.

– Д.Хармс “Вы знаете?”

(Дети рассказывают, что запомнили из жизни и творчества поэта)

– Из детских журналов

– “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г).

“Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г).

III. Проверка домашнего задания.

– Кто читал эти журналы?

– Какие детские журналы читаете вы?

– Какое домашнее задание у вас было?

– Наши прабабушки и прадедушки.

(Ответы детей)

– Найти стихи Д. Хармса и выучить их.

(Дети рассказывают наизусть или выразительно читают приготовленные дома стихи)

Работа в оценочном листе – Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания. (Дети оценивают себя)

IV. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем.

Мы сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнем.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!



(Дети встают)
(Потягиваются)
(Повороты)
(Наклоны)
(Движения руками)
(Прыжки на месте)
(Бег на месте)
(Занимают свои рабочие места)

V. Работа по теме урока.

ЗВУЧИТ ПЕНИЕ ЧИЖА (ЗВУК wave).

– Послушайте и определите чей это звук?

Разгадайте загадку.

Я – и пташечка лесная,
Я – и песенка смешная,
И веселая игра
Для детей всего двора.

(Если дети затрудняются, учитель предлагают загадку)
Вывешивается ил. Чижа. Сейчас послушаем небольшое сообщение о чиже.

(См. приложение 1)

– Чиж

(Выступает подготовленный ученик).

1. Работа по учебнику

Слайд 1

– Откройте учебники на странице 170. Прочитайте название стихотворения.

– Кто авторы стихотворения?

– Что объединяет этих авторов?

(Работали в соавторстве)

(Дети открывают учебники, читают название стихотворения)

– Д. Хармс, С. Маршак

– Писали стихи для детей, вместе работали в детских журналах.

Слайд 2 – Какая тема нашего урока? – Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи”
Слайд 3 – Попробуем определить цели урока. – Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.
– Кому посвящено это стихотворение?

– Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36.

– 6-му Ленинградскому детдому.

(Ответы детей)

Детдом – детский дом; воспитательное учреждение для детей, не имеющих родителей. – Что такое детдом?

После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

 
Чтение стихотворения по цепочке. (Презентация) – Прочитаем стихотворение по цепочке со слайдов и сразу будем работать со словарными словами.

– Что обозначают слова взятые в розовую рамку?

– ……….. в голубую рамку?

– Найти слово в толковом словаре или энциклопедии.

– Найти слово в словарике в конце учебника.

Слайд 4 – Прочитаем содержание одной части

– Все ли слова вам понятны?

– Как вы понимаете…

(Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику).
1. Словарная работа.

Слайд 5

Судомойка – женщина, которая моет посуду.

Кухарка – от слова “кухня”, повар.

На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник

– Объясняют значение слов.
Слайд 6 – Прочитаем содержание следующего слайда.

– Какие слова необходимо объяснить?

Читает второй ученик громко, вслух.
Слайд 7 Кочережка – кочерга.

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.

Объясняют значение слов.
Слайд 8 Тетерка – тетерев.

– Прочитываем следующий отрывок

Чтение, следят по учебнику.
Слайд 9 – Читаем дальше Ученик читает, другие следят
Слайд 10

1. Работа со словарем учебника

Цимбалымузыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. Находят в словарике учебника
Слайд 11 – Читаем дальше Чтение, следят по учебнику.
Слайд 12, 13 Таратайка – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

 
2. Работа со словарем учебника – Толкование этих слов найдем в словаре учебника на стр. 216.

Мотор – автомобиль

Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.

Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги.
Слайд 14, 15 – Читаем последний отрывок Чтение, следят по учебнику.

VI. Работа с текстом

Слайд 16

– Кто главные герои?

– Какова тема стихотворения?

– Чему учит оно?

– 44 чижа.

– Труд детей.

– Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные.

– Почему авторы сравнили детей с чижами? – (Ответы детей)
– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? Ученики ищут в книге и зачитывают.
– Как читалось стихотворение? – Легко, ритмично, интересно.
– Что выразили авторы ритмом? – Занятия (действия) чижей в течение целого дня.
Работа с оценочными листами – За работу по стихотворению оцените свою деятельность. (Оценивание в листах оценивания)
Слайд 17 – Это не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты  
3. История создания стихотворения. – Как же было сочинено это стихотворение?

Об этом вы, ребята прочитаете дома вместе со своими родителями. Я приготовила вот такие буклеты “Из воспоминаний художника Бориса Семенова со слов С. Я. Маршака”. В этих буклетах родители должны поставить вам отметки за чтение и пересказ того, что вы прочитаете. (См. приложение 2)

Дети получают буклеты, внимательно слушают задание.
4. Исполнение стихотворения под музыкальное сопровождение. – Ребята, сейчас наш музыкальный руководитель покажет, как звучит это стихотворение, а вы ему поможете.

– За исполнение то же поставьте себе оценку.

Дети исполняют под музыкальное сопровождение первую, вторую части стихотворения.

(Оценивание)

VII. Рефлексия.

– Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями?

– Какой “шлем” вы каждый заработал за работу в течение всего урока. Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок? Что тронуло в вашей душе?

– Рядом со шлемом нарисуйте смайлик своего настроения на уроке.

– Покажите свои результаты.

На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке. Приклеивают шлем.

Рисуют смайлик.

Дети показывают свои оценочные листы.

VIII. Подведение итогов урока.

Слайд 18

– Какое стихотворение изучали на уроке?

– Кто его написали?

– Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?

– Почему они сравнили детей с чижами?

– Справились ли мы на уроке с поставленными целями?

Ответы детей.

IX. Домашнее задание.

Слайд 19

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть. Вместе с родителями спеть стихотворение – песню, приготовить сообщение о зяблике, изучить “Историю создания стихотворения”.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.
Слайд 20 А закончить я хочу наш урок "Пожеланием друзьям", которое написал С.Я.Маршак в 1958 году:  
Слайд 21 Спасибо за урок!  

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Фото чижа