Форма занятия: творческая мастерская.
Интегративные связи: окружающий мир, технология (труд), русский язык, литературное чтение, музыка, экология, ботаника.
Цель: создать условия для творческого воплощения задуманного художественного образа на тему “Подснежник”.
Задачи: Обучающие:
- знать правила работы в группе;
- уметь давать толкование понятию “мастерская”;
- знать, что подснежник находится в числе охраняемых растений;
- уметь осуществлять морфемный разбор.
Развивающие:
- формирование наглядно-образного мышления;
- развитие познавательного интереса к окружающему миру;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие навыков работы в группе;
- развитие навыков анализа и синтеза текста, иллюстрации;
- развивать понимание о взаимной приспособленности живых организмов, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания интереса и наблюдательности к окружающему миру, умения ценить красоту; воспитания любви и уважительного, бережного отношения к природе.
Оборудование к уроку:
- учитель: компьютер, колонки, проектор, диск с презентацией к уроку, раздаточный материал (приложение), музыка на тему: “Весна”;
- ученик (по тематическим группам, в необходимом количестве, в зависимости от наполняемости групп): ножницы, картон, цветная бумага, карандаши, клеенка; краски, баночка с водой, кисти, тряпочка, бумага, 4 листа формата А3, фломастеры.
План урока
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
I | Организация учебного процесса. | Словесный метод: беседа. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. |
1 |
II | Актуализация знаний. | Словесный метод. | 3 |
III | Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. | Словесный метод: беседа, постановка задач. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. | 2 |
IV | Изучение нового материала. | Наглядный метод: показ
иллюстративного материала, работа с книгой. Практический метод: работа под руководством педагога, работа с раздаточным материалом. Словесные методы: беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция, анализ текста. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. Исследовательский (Творческий) метод: самостоятельная деятельность учащихся. Объяснительно-иллюстративный метод: восприятие и усвоение готовой информации, использование ИКТ. |
11 |
Физ. минутка. | Наглядный метод: показ действий. Словесный метод. | 1 | |
V | Самостоятельная работа | 18 | |
VI | Рефлексия. | Практический метод: самостоятельная работа. | 5 |
VII | Оценка деятельности учащихся на уроке. | Словесный метод: словесная оценка. | 2 |
VIII | Итог урока. | Словесный метод. | 2 |
Ход урока
Этап урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность ученика | |
Организация учебного процесса. | Учащиеся разделены на 4 группы. Учитель может разделить группы самостоятельно или предложить вытащить жетоны с 4 цветами и распределиться по группам в хаотичном порядке. | ||
Приветствие учителя. Учитель предлагает вспомнить правила работы в группе, говорит о том, что сегодня учащиеся будут работать в мастерской. |
|||
Актуализация знаний. | Предлагает дать толкование понятию
“мастерская” самостоятельно, а затем проверить
себя по словарю. (Слайд1) Для определения темы
мастерской учитель предлагает послушать музыку. (Чайковский И. П. Апрель) (Слайд 2) - Какие ассоциации вызвала музыка? Какова, по вашему мнению, тема мастерской? |
Учащиеся дают собственные толкования понятию “мастерская”, говорят об ассоциациях, возникающих к данному слову. Проверяют себя по словарю (конверт с раздаточным материалом №1).Учащиеся слушают музыкальный фрагмент. Высказывают свои мнения, предположения. | |
Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. | Для точного определения темы учитель
предлагает отгадать словообразо-вательную
загадку. (Слайд 3) “Мой корень в слове снеговик, - Тема мастерской “Подснежник”.. |
Учащиеся отгадывают словообразовательную загадку. Подтверждают свой ответ разбором по составу выделенных слов, составлением нового слова из морфем данных слов. | |
Изучение нового материала. | Учитель (или подготовленный ученик)
читает стихотворение о подснежнике, сопровождая
речь фотографиями цветка (Слайды 4-9) “На опушке
леса – у березы старой |
Учащиеся слушают стихотворение и рассматривают изображения подснежника. | |
- Сегодня мы работаем в необычной
мастерской - в творческой мастерской. Как вы думаете, что это значит? - Что необходимо для творчества? - Где творцы черпают вдохновение? - Сегодня мы не сможем отправиться рассматривать подснежники в природе, но можем посмотреть, послушать, прочесть произведения искусства. |
Учащиеся высказывают свои
мнения. (Вдохновение) (Природа, искусство) |
||
- Из каких источников информации мы
смогли бы узнать о подснежнике? Учитель предлагает прочесть информацию из буклета. - Мы успели сегодня послушать музыку о весне, рассмотреть фотографии, прочесть научную информацию. Чье же творчество мы сейчас рассмотрим? Отгадайте профессию по иллюстрации. (Слайд 10) -Сейчас мы увидим, каким запечатлели этот цветок художники.(Слайд 11-13) |
(Энциклопедия, интернет,
наблюдение в природе, у ботаника) Учащиеся читают научный материал (конверт с раздаточным материалом №2). Делают вывод о том, что цветок находится под охраной. |
||
- Предлагаю вам написать несколько слов
о тех чувствах, что вызвали у вас эти
произведения. Учитель предлагает в группах заполнить кластеры. “Солнышко”. Учитель может задать дополнительные вопросы для групп: Какие ощущения вызывает картина? Каким цветом изображают? На что хотят обратить внимание зрителя? |
Дети отгадывают профессию. (художник) Обосновывают свой ответ. Учащиеся рассматривают произведения живописи. Учащиеся записывают свои впечатления, обсуждают в группе презентацию своего ответа. | ||
Следующую творческую профессию вы сможете отгадать по принадлежностям. (Слайд 15) Как видят подснежник поэты? (конверт с раздаточным материалом №3). | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | ||
Учитель предлагает учащимся прочесть
стихотворения и подготовить выразительное
чтение, рассказать какие чувства вызывает цветок
у поэта. “Выглянул подснежник в полутьме лесной Учитель задает дополнительные вопросы ребятам: Какие чувства создает и переживает автор? Что передает? С чем или кем сравнивает? Какой силой обладает красота? |
Дети отгадывают профессию по
иллюстрации (поэт, писатель).
Учащиеся читают стихотворение, обсуждают в группе ответ на вопрос учителя и готовят презентацию ответа и выразительное чтение.
Дети отвечают на вопросы учителя. |
||
Физ. минутка. | На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут. Как наша физ. Минутка связана с темой мастерской? |
Учащиеся находят общую тему мастерской и физ. Минутки. | |
Самостоятельная работа. | Учитель распределяет роли групп и
задачи: декораторы (создание аппликации),
художники (создание иллюстрации), поэты (создание
стихотворения), экологи (создание плаката).
Учитель раздает задания для групп. Учитель предлагает начать работу над своими произведениями искусства. (Слайд 18 – видеофильм о подснежнике для гостей урока) В ходе самостоятельной работы учащихся учитель осуществляет индивидуальную, групповую помощь. |
Учащиеся получают карточки с
заданием. Задание для группы “ПОЭТЫ”. Используя подобранные рифмы (можно использовать собственные), напишите стихотворение на тему “Красота подснежника”. Рифмы: цветок, лепесток, снежок; нежный, снежный; маленький, удаленький; весны, синевы; листве, синеве. Задание для группы “ХУДОЖНИКИ”. Используя акварель, карандаши создайте образ прекрасного подснежника. Задание для группы “ДЕКОРАТОРЫ”. Используя цветную бумагу, клей и картон, создайте образ прекрасного подснежника. Задание для группы “ЭКОЛОГИ”. Экологи часто встают на защиту природы. В этот раз Вам необходимо создать плакат на тему “Защита первоцветов”. Подумайте над названием и содержанием плаката. |
|
Рефлексия. | Учитель предлагает представить работы групп, организовывает выставку работ. | Учащиеся с места представляют свои работы, рассказывают о содержании, названии. | |
Оценка деятельности учащихся на уроке. | Учитель хвалит всех ребят, оценивает их деятельность на уроке как продуктивную и положительную. | ||
Итог урока | - Что особенно понравилось, запомнилось? - Что узнали нового? - Как в будущем хотели бы использовать полученные знания? Хотелось бы продолжить работу дома? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |