Творческая мастерская "Подснежник". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (212 МБ)


Форма занятия: творческая мастерская.

Интегративные связи: окружающий мир, технология (труд), русский язык, литературное чтение, музыка, экология, ботаника.

Цель: создать условия для творческого воплощения задуманного художественного образа на тему “Подснежник”.

Задачи: Обучающие:

  • знать правила работы в группе;
  • уметь давать толкование понятию “мастерская”;
  • знать, что подснежник находится в числе охраняемых растений;
  • уметь осуществлять морфемный разбор.

Развивающие:

  • формирование наглядно-образного мышления;
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие навыков работы в группе;
  • развитие навыков анализа и синтеза текста, иллюстрации;
  • развивать понимание о взаимной приспособленности живых организмов, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

 Воспитательные:

  • создать условия для воспитания интереса и наблюдательности к окружающему миру, умения ценить красоту; воспитания любви и уважительного, бережного отношения к природе.

Оборудование к уроку:

  • учитель: компьютер, колонки, проектор, диск с презентацией к уроку, раздаточный материал (приложение), музыка на тему: “Весна”;
  • ученик (по тематическим группам, в необходимом количестве, в зависимости от наполняемости групп): ножницы, картон, цветная бумага, карандаши, клеенка; краски, баночка с водой, кисти, тряпочка, бумага, 4 листа формата А3, фломастеры.

План урока

Этап урока Приемы и методы Время (мин.)
I Организация учебного процесса. Словесный метод: беседа.

Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций.

1
II Актуализация знаний. Словесный метод. 3
III Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Словесный метод: беседа, постановка задач. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. 2
IV Изучение нового материала. Наглядный метод: показ иллюстративного материала, работа с книгой.

Практический метод: работа под руководством педагога, работа с раздаточным материалом.

Словесные методы: беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция, анализ текста. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. Исследовательский (Творческий) метод: самостоятельная деятельность учащихся.

Объяснительно-иллюстративный метод: восприятие и усвоение готовой информации, использование ИКТ.

11
  Физ. минутка. Наглядный метод: показ действий. Словесный метод. 1
V Самостоятельная работа   18
VI Рефлексия. Практический метод: самостоятельная работа. 5
VII Оценка деятельности учащихся на уроке. Словесный метод: словесная оценка. 2
VIII Итог урока. Словесный метод. 2

Ход урока

Этап урока Речь и деятельность учителя Речь и деятельность ученика
Организация учебного процесса. Учащиеся разделены на 4 группы. Учитель может разделить группы самостоятельно или предложить вытащить жетоны с 4 цветами и распределиться по группам в хаотичном порядке.
Приветствие учителя.

Учитель предлагает вспомнить правила работы в группе, говорит о том, что сегодня учащиеся будут работать в мастерской.

 
Актуализация знаний. Предлагает дать толкование понятию “мастерская” самостоятельно, а затем проверить себя по словарю. (Слайд1) Для определения темы мастерской учитель предлагает послушать музыку.

(Чайковский И. П. Апрель) (Слайд 2)

- Какие ассоциации вызвала музыка? Какова, по вашему мнению, тема мастерской?

Учащиеся дают собственные толкования понятию “мастерская”, говорят об ассоциациях, возникающих к данному слову. Проверяют себя по словарю (конверт с раздаточным материалом №1).Учащиеся слушают музыкальный фрагмент. Высказывают свои мнения, предположения.
Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Для точного определения темы учитель предлагает отгадать словообразо-вательную загадку. (Слайд 3)

“Мой корень в слове снеговик,
моя приставка в слове поддержка,
мой суффикс в слове вестник,
а окончание как у слова друг.”

- Тема мастерской “Подснежник”..

Учащиеся отгадывают словообразовательную загадку. Подтверждают свой ответ разбором по составу выделенных слов, составлением нового слова из морфем данных слов.
Изучение нового материала. Учитель (или подготовленный ученик) читает стихотворение о подснежнике, сопровождая речь фотографиями цветка (Слайды 4-9)

“На опушке леса – у березы старой
Смотрит из-под снега маленький цветок,
Долго пробивался, потому усталый,
Потому подснежником человек нарек.
И как только вырос маленький цветочек
Из-под снега толщи, после вьюг и бурь,
Сразу почему-то стали дни подольше,
В воздухе запахла теплая лазурь…
Все вокруг сменилось, засияло ярко,
И улыбки дарят люди все вокруг,
Днем уже бывает и тепло и жарко,
О любви и счастье говорим мы вслух.
Иваил Михалов”

Учащиеся слушают стихотворение и рассматривают изображения подснежника.
- Сегодня мы работаем в необычной мастерской - в творческой мастерской.

Как вы думаете, что это значит?

- Что необходимо для творчества?

- Где творцы черпают вдохновение?

- Сегодня мы не сможем отправиться рассматривать подснежники в природе, но можем посмотреть, послушать, прочесть произведения искусства.

Учащиеся высказывают свои мнения.

(Вдохновение)

(Природа, искусство)

- Из каких источников информации мы смогли бы узнать о подснежнике?

Учитель предлагает прочесть информацию из буклета.

- Мы успели сегодня послушать музыку о весне, рассмотреть фотографии, прочесть научную информацию. Чье же творчество мы сейчас рассмотрим? Отгадайте профессию по иллюстрации. (Слайд 10) -Сейчас мы увидим, каким запечатлели этот цветок художники.(Слайд 11-13)

(Энциклопедия, интернет, наблюдение в природе, у ботаника)

Учащиеся читают научный материал (конверт с раздаточным материалом №2). Делают вывод о том, что цветок находится под охраной.

- Предлагаю вам написать несколько слов о тех чувствах, что вызвали у вас эти произведения.

Учитель предлагает в группах заполнить кластеры. “Солнышко”.

Учитель может задать дополнительные вопросы для групп:

Какие ощущения вызывает картина?

Каким цветом изображают?

На что хотят обратить внимание зрителя?

Дети отгадывают профессию. (художник) Обосновывают свой ответ. Учащиеся рассматривают произведения живописи. Учащиеся записывают свои впечатления, обсуждают в группе презентацию своего ответа.
Следующую творческую профессию вы сможете отгадать по принадлежностям. (Слайд 15) Как видят подснежник поэты? (конверт с раздаточным материалом №3). Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель предлагает учащимся прочесть стихотворения и подготовить выразительное чтение, рассказать какие чувства вызывает цветок у поэта.

“Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова”

Учитель задает дополнительные вопросы ребятам:

Какие чувства создает и переживает автор? Что передает?

С чем или кем сравнивает?

Какой силой обладает красота?

Дети отгадывают профессию по иллюстрации (поэт, писатель).

 

 

Учащиеся читают стихотворение, обсуждают в группе ответ на вопрос учителя и готовят презентацию ответа и выразительное чтение.

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

Физ. минутка. На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.

Как наша физ. Минутка связана с темой мастерской?

Учащиеся находят общую тему мастерской и физ. Минутки.
Самостоятельная работа. Учитель распределяет роли групп и задачи: декораторы (создание аппликации), художники (создание иллюстрации), поэты (создание стихотворения), экологи (создание плаката). Учитель раздает задания для групп.

Учитель предлагает начать работу над своими произведениями искусства.

(Слайд 18 – видеофильм о подснежнике для гостей урока)

В ходе самостоятельной работы учащихся учитель осуществляет индивидуальную, групповую помощь.

Учащиеся получают карточки с заданием.

Задание для группы “ПОЭТЫ”.

Используя подобранные рифмы (можно использовать собственные), напишите стихотворение на тему “Красота подснежника”.

Рифмы: цветок, лепесток, снежок; нежный, снежный; маленький, удаленький; весны, синевы; листве, синеве.

Задание для группы “ХУДОЖНИКИ”.

Используя акварель, карандаши создайте образ прекрасного подснежника.

Задание для группы “ДЕКОРАТОРЫ”.

Используя цветную бумагу, клей и картон, создайте образ прекрасного подснежника.

Задание для группы “ЭКОЛОГИ”.

Экологи часто встают на защиту природы. В этот раз Вам необходимо создать плакат на тему “Защита первоцветов”.

Подумайте над названием и содержанием плаката.

Рефлексия. Учитель предлагает представить работы групп, организовывает выставку работ. Учащиеся с места представляют свои работы, рассказывают о содержании, названии.
Оценка деятельности учащихся на уроке. Учитель хвалит всех ребят, оценивает их деятельность на уроке как продуктивную и положительную.  
Итог урока - Что особенно понравилось, запомнилось?

- Что узнали нового?

- Как в будущем хотели бы использовать полученные знания? Хотелось бы продолжить работу дома?

Учащиеся высказывают свое мнение.