Цели:
- познакомить детей с художественным образом дерева;
- развивать навыки работы с гуашью смешивание цветов, работа в технике “протаптывания” на бумаге кусочками поролона;
- содействовать в воспитании бережного отношения к окружающему миру с целью сохранения на земле.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок теоретических и практических работ.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Методы преподавания: информационно – сообщающий, обсуждение, объяснение.
Методы учения: исполнение, слушание, наблюдение, участие в обсуждении.
Методы воспитания: аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступление.
- Рисование пейзажей невозможно без изображения в них растительных форм, в том числе и деревьев.
-Ребята, какие деревья растут у нас в лесу? (перечислите)
- Как такие называют леса? (смешанные)
- Все ли стволы деревьев одинаковой формы?
(учитель обращает внимание детей на репродукции с изображение деревьев)
(дети дают характеристику той или иной породе дерева)
- Какого цвета крона деревьев осенью?
- Каких оттенков бывают осенние листья?
- Ребята, а какие ассоциации и зрительные образы возникают у вас, когда слышите фразы: плакучая ива, дрожащая береза, могучий дуб?
Плакучая ива - это женщина, печально склоненная, унылая; плачет, слезы капают.
Дрожащая береза – девушка, стройная, юная, нежная, беззащитная, слегка продрогшая.
Могучий дуб – молодец или мужчина, мужественный, твердо стоящий, крепко сбитый, , широкоплечий, с копной непокорных волос на голове.
Таковы современные представления. Но заглянем вглубь веков.
3. Основная часть.
Рисуем березу.
Береза издавна почиталась славянами, это дерево стало олицетворением света, чистоты, плодородия и женского начала. Береза выступала в праздничных ритуалах. Таковы, троицкие обряды, когда березку украшали как девицу, развешивали на ее ветвях венки. Про березу сложили множество песен и загадок: “Нашел я древо, из этого древа четыре дела: первое дело – слепому подсвеченье; второе дело – нагому потешенье; треть дело – скрипячему поможенье; четвертое дело – хворому полегчеье”. А разгадка такова: из березой древесины делают лучины, из веток вяжут веники для бани; березка дает и деготь, и целебный березовый сок.
Так как береза символ чистоты и света подсказывает нам и светлоту цвета, и его оттенки – светло - зеленые, желто – зеленый. Березка – “юная дева”, а значит, у нее стройный ствол, гладкий и ровный.
Характер мазка для изображения кроны помогут нам выбрать русские народные песни и стихи.
Березонька кудрявая, кудрявая зеленая,
Ах, мелколистная, долго шумела.
Березонька белая и моложавая.
Крона изображается мелкими мазками. Ствол прямой, тонкий, светлый; ветки идут вверх, затем изгибаются к низу и разветвляются, переходя в тонкие коленчатые стебли, которые свисают под тяжестью листьев и сережек.
Рисуем дуб.
Дуб, особо почитаемое священное дерево у славян. Первоначально слово “дуб” означало “дерево вообще”. Дуб символизировал мужское начало, мощь, силу, твердость.
В русской народной песни поется:
Зеленый дубочек
Широкий листочек,
Куда ветер веет,
Туда ветки гнутся.
Дуб силен не только крепостью, но и мудростью – ветви по ветру держит, поэтому и цел стоит. Ствол у дуба гораздо толще, чем у березы, он – мощный неровный, ветки все время стремятся вверх, листья располагаются группами на конце веток. Крона пишется крупными мазками. Крона как бороздами изрыта, мечами изрублена.
Работа выполняется техникой “Протаптыванием” по бумаге кусочками поролона.
Современная детская поэзия не отступает от образа могучего, выносливого дерева. Ирина Такмакова пишет так:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится,
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
4. Практическая часть. (алгоритм)
Сначала изображаются отдельные участки кроны дерева, а затем в промежутках между ними рисуются ствол и ветки. Цвет кроны берем красный и желтый смешиваем получаем оранжевый желто-зеленый. Так как у нас на дворе осень и листва в это время года разноцветная.
5. Итог урока. Анализ работ, выявление успешных работ, указание на ошибки.
- Мы сегодня на уроке с вами, попытались создать художественный образ дерева. Образ оригинальный, непохожий на другие. Создание художественного образа – это высшая степень проявления индивидуальности художника, ее творческое раскрытие.