Цели урока:
- сформировать умение определять по признакам родственные слова и обозначать их общую часть – корень, применять добытые знания на практике;
- развивать умение высказывать свою точку зрения;
- совершенствовать навык работы в парах, группах.
Задачи:
1. Сформировать понятие “родственные слова”.
2. Развивать мышление (способствовать развитию приёмов умственной деятельности).
3. Создать условия для формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия:
- личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимает причины успеха в учебной деятельности;
- регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- познавательные: делает выводы; составляет алгоритм под руководством учителя;
- коммуникативные: слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд № 1).
Приветствие.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
2. Чистописание. Словарная работа.
Оформление записи в тетради.
- Прописываем целую строчку: Гг. На второй строчке записываем словарные слова, начинающиеся на данную букву: Газета, город, горох. Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный? Придумайте словосочетание или предложение с данными словами.
3. Создание проблемной ситуации (Слайд № 2).
- Прочитайте запись:
Бабушка, бабуля, мать, бабушкин (платок), баба.
- Выпишите в столбик родственные слова.
- Проверим, какие слова выписали. (Выслушиваем варианты учащихся)
- А я выписала слово “мать”. Кто согласен? Не согласен?
- Давайте разбираться. Вернёмся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные). Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова. (Слова, связанные по смыслу).
- Все слова наши связаны по смыслу: бабушкин платок – платок, принадлежащий бабушке; баба – сокращённо называют бабушку; мать – дочь бабушки; бабуля – ласково называют бабушку.
- Раз все слова связаны по смыслу со словом “бабушка”, значит они родственные?!
- Нет. Есть ещё одно условие, при котором слова будут называться родственными, - в словах должна быть общая часть – корень. Значит, слово “мать” не является родственным к данным словам.
- Выделим корень дугой в наших родственных словах.
- Итак, какие же слова мы будем называть родственными? (близкие по смыслу + имеют общую часть – корень). (Слайд № 3)
- Какова же тема нашего урока? (Родственные слова)
- Какова цель урока? (Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть – корень).
4. Совместное составление алгоритма (Слайд № 4).
- Как будете действовать, если надо найти родственные слова?
Алгоритм:
1. Читаем слова.
2. Выясняем значения слов.
3. Находим общую часть – корень.
5. Первичное закрепление (фронтально).
- Работаем по алгоритму. В каждой строчке найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень. (На каждом слайде содержится подсказка в виде рисунка).
Вода, водичка, водитель, водный (Слайд № 5).
Гора, горный, горка, гореть (Слайд № 6).
Жаркий, тепло, теплица, тёплый (Слайд № 7).
Моряк, море, морской, рыбак (Слайд № 8).
Нос, носильщик, носик, носатый (Слайд № 9).
Физкультминутка.
6. Независимая самостоятельная деятельность учащихся (работа в паре).
(Слайд № 10)
- В паре определитесь кто к какому слову будет подбирать родственные слова. Выпишите их в тетрадь, выделите корень.
1 ученик – выписывает родственные слова к слову ЛЕС.
2 ученик – выписывает родственные слова к слову ЛИСА.
Лес, лиса, лисичка, лесник, лесной, лисий, лестница, лисята, лист, перелесок.
Взаимопроверка.
Физкультминутка для глаз.
7. Закрепление изученного материала (работа в группе).
- Поиграем в игру “Собираем родственников”. Для этого разделимся на группы. Каждой группе на выданных мною карточках нужно как можно больше подобрать и записать родственных слов к определённому слову.
- 1 группа подбирает родственников к слову САД.
- 2 группа – к слову ВОДА.
- 3 группа – к слову СНЕГ.
- 4 группа - к слову ГРИБ.
- 5 группа – к слову РЫБА.
- 6 группа – к слову ДОМ.
Фронтальная проверка.
Возможные варианты: САД – садовник, садовод, садовый, посадка, рассада.
- ВОДА – водный, водолаз, подводный, водяной, водоросли.
- СНЕГ – снеговик, Снегурочка, снежок, снежный, снегопад.
- ГРИБ – грибник, грибок, грибочек, грибной, грибница.
- РЫБА – рыбка, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачить.
- ДОМ – домик, домишко, домохозяйка, домовой, бездомный, домище.
8. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие слова называются родственными?
- Что такое корень?
- Как выделить в слове корень?
9. Рефлексия (Слайд № 11).
- В тетради на полях нарисуйте кружок зелёного цвета, если вам было всё понятно на уроке; кружок жёлтого цвета, если вам было интересно на уроке, но испытывали небольшие затруднения; кружок красного цвета, если урок вам показался трудным.
(Слайд № 12).
- Мне понравилось, как вы дружно работали, были активными. Благодарю всех за урок!