Очевидно, что развитие ребёнка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретённые в этот период, из “натуральных”, по Л.С. Выготскому, должны стать “культурными”, то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Практика работы с “трудными” подростками доказывает, что причины возникновения трудновоспитуемости - отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности наблюдаются ещё в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.
Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации.
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья – это мощный источник воспитания. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.
Социальные условия воспитания детей в семьях, которые не обеспечивают должного воспитния – адекватность общения и взаимодействия близких взрослых с детьми; соответствие предметно-развивающей среды актуальному и потенциальному уровню психического развития, что надолго задерживает появление психофизических новообразований возраста, а затем сказывается на социализации в целом.
Так у детей отмечается недоразвитие психоматорной сферы, дети в таких семьях минуют этап ползания, начинают твёрдо сидеть только после 9 месяцев, намного позднее происходит овладение ходьбой.
Отклонения от нормы проявляются у детей первоначально в социальном развитии. Осложняются взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми в общественных местах (в транспорте, больнице, магазине и др.). Так дети, к 5-6 годам плохо владеют культурно-гигиеническими навыками. Испытывая трудности при взаимодействии со взрослым и сверстниками, не подчиняются правилам поведения в игровой ситуации, проявляя агрессию и негативизм, не умеют обратиться за помощью. Их поведение чаще характеризуется как неадекватное в свободной деятельности и трудно организуемое в совместной деятельности. Их включение в среду сверстников и дальнейшая социализация становятся большой проблемой.
Когда родители предъявляют завышенные требования: активно учат произносить слова, с раннего возраста обучают грамоте, цифрам и др., оставляют ребёнка одного с играми или игрушками, не соответствующими его умственным возможностям, требует самостоятельного выполнения трудных для такого ребёнка игровых и бытовых задач. Этот фактор связан с воспитательными способностями родителей, их педагогической компетенцией.
Необходимо создавать ситуацию при которой – эмоционально-доверительные отношения с ребёнком. Используют в подобных ситуациях сюрпризные моменты, действия сопровождают речью, помогают малышу удержать игрушку и выполнить действие с ней и др.
При возникающих трудностях не ругают ребёнка, не требуют выполнения инструкции, но оказывают ему помощь (совместно выполняя и завершая игровое действие), часто используют похвалу, одобрение.
Чрезмерно раннее начало обучения может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало может оказаться малоэффективным.
Многолетний опыт работы показывает: некоторые родители не в состоянии организовать ребёнку режим дня. Большинство родителей понимают важность режимных моментов в жизни детей, однако выстроить день по часам и провести его с пользой для ребёнка не у всех получается. Объясняется это занятостью родителей, проблемами в отношениях между супругами, между окружающими людьми и др.
Одна из важных рекомендаций: соблюдение всеми взрослыми единых требований к воспитанию ребёнка в семье, соблюдению режима сна, питания и отдыха. Наряду с этим взрослые должны уметь проявлять терпение и настойчивость, наблюдать за поведением и своевременно реагировать на его “капризы”: ведь его поведение в большинстве случаев отражает психофизическое состояние, а “капризы” чаще всего результат дискомфорта. Возможно он устал, хочет спать или его ещё что-то беспокоит.
Практика в детском саду показывает, что все дети быстро привыкают к систематической непосредственно образовательной деятельности. Если родители осознают важность этого образовательного процесса, то они и дома стараются побеседовать с ребёнком, что-то закрепить практикой. Но часто бывает, что ребёнок после посещения детского учреждения предоставлен сам себе, его не хотят выслушат. Бывают семьи, где у ребёнка имеется игровой уголок, иногда играм отводится целая комната. Однако не все родители знают, какие игрушки полезны для развития ребёнка. Им кажется, что все игрушки приносят пользу. Мамы признаются: игрушек так много, что ребёнок часто “теряется” среди них.
В дошкольных учреждениях особое внимание уделяется предметно-развивающей среде с учётом возраста с целью удовлетворения познавательных потребностей каждого ребёнка.
Детям до 3 лет необходимы игрушки, способствующие развитию познавательного интереса на основе предметных и предметно-игровых действий и развивающие сенсорное и целостное восприятие предметов окружающего мира, мышление, речь.
Детям после 3 лет рекомендованы игрушки, направленные на развитие игровых действий: машинки, в которых катают кукол, наборы детской посуды, мячи разного размера, конструктор.
Наряду с этим большое внимание уделяется формированию у ребёнка интереса к продуктивным видам деятельности, которые способствуют развитию воображения, творческого начала.
Дети 5 лет любят играть на полу, поэтому в игровом уголке должна быть подобрана мебель: удобный стол стул со спинкой. Необходимо предусмотреть элементы спортивного комплекса.
Таким образом, предметно-развивающая среда – это окружающее ребёнка пространство, в котором реализуются его потенциальные возможности к обучению как важному способу познания окружающего мира.
Учёт этих факторов позволит нивелировать издержки воспитания ребёнка в семье и наладить адекватные взаимоотношения между всеми членами семьи, включить близких взрослых в процесс обучения ребёнка, создать в целях коррекции недостатков его развития специальные условия для педагогического воздействия. Для социального здоровья ребёнка необходимо:
- изучение социального положения детей;
- создание гуманистической атмосферы в коллективе как условие нравственного развития дошкольников;
- помощь в личностном развитии дошкольников;
- помощь в интеллектуальном развитии;
- оказание конкретной помощи ребенку, оказавшемуся в социально трудной жизненной ситуации.