Цели и задачи урока:
- обучающие: формировать навыки правописания вводных слов и оформлять на письме предложения с вводными словами;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся (умения правильно произносить вводные слова, употреблять вводные слова в предложениях, текстах; анализировать и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; содействовать умений осуществлять самооценку учебной деятельности);
- воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; создавать условия для формирования познавательного интереса по русскому языку, любовь и внимание к слову; воспитывать культуру речи.
Необходимое оборудование: проектор, экран, интерактивная доска, компьютер, презентация учителя.
Ход урока
1. Тема урока (Слайд №1). Эпиграф. (беседа с учениками о смысле слов эпиграфа)
(Слайд №2) Слово учителя
Вчера мне приснился сон... будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова- члены предложения (подлежащее с определением и сказуемое с дополнением). Удивилась я, читаю...
Наше представление Вам понравится.
Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко, втиснулось в самую серединку, а соседние слова тут же от него отгородились запятыми. Вот что получилось: Наше представление, конечно, Вам понравится.
Прочитав предложение, у меня появилось уважение к актёрам, уверенность, что оно мне понравится. Села я поудобнее в кресло... но вдруг проснулась.
Вопрос: как вы думаете, почему мне приснился такой сон?
2. Работа в тетрадях (число, кл. работа, запись данных двух предложений, графика).
(Слайд №3) Найди различия!
Это слово ввело себя в предложении, изменило его значение (слово конечно). Появилась уверенность.
Вопрос: какое значение внесло это слово в предложение? Верно. Это слово внесло в предложение значение уверенности. Такие слова называются (вводными).
(Слайд№4) Ученики читают с интерактивной доски данное слово.
Ребята, назовите цель нашего урока из данных определений.
(Записываем тему урока в тетрадь)
Учитель проговаривает цели и задачи урока.
(Слайд №5) Сегодня мы знакомимся с вводными словами уверенности — неуверенности.
(ученики читают слова)
(Слайд№6) Знакомство с пунктограммой.
Подчеркнём в предложении вводное слово
(...,+++,...).
Учитель проговаривает предложение: Кто-то стучит в дверь (стучит по столу и говорит тихо: “Кажется, кто-то стучит в дверь”.)
Вопрос: какой оттенок внесло это слово в предложение?
(Оттенок неуверенности).
Предложение: Это опоздавший ученик.
Составьте предложение с оттенком неуверенности.
(По-видимому, это опоздавший ученик. Это опоздавший ученик, по-моему.)
Задание: запишите предложения с вводными словами, выражающими уверенность говорящего в один столбик, в другой – сводными словами, выражающими неуверенность. Отметьте их условными знаками.
Липа, несомненно, одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев. В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба. Не все из вас, быть может, видели лесную калину. В клетке воробьёв, разумеется, не держат. По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.
(Слайд №7) Речевая ситуация.
Задание: составить предложения, используя вводные слова, записать предложения в тетрадь, составить схемы.
(Безусловно, вся жизнь А.С.Пушкина связана с Петербургом.)
(++++, ...).
Разговор с библиотекарем. Введём в предложение обращение.
(Татьяна Александровна, пожалуйста, подберите книгу.)
3. В книжном магазине.
(Вероятно, у Вас есть книга...).
Ты прав. Ваш товарищ не уверен, что поступил правильно.
Помоги ему обрести спокойствие, уверенность.
(Ты, разумеется, прав. Ты, бесспорно, не мог поступить иначе.)
(Слайд № 8) Дать отзыв на прочитанное сочинение.
(Образец. Серёжа, я с интересом читал твоё сочинение. Но, по-видимому, ты раскрыл тему не совсем полно...Восклицательные предложения, конечно, очень бы оживили твой рассказ. Учти, пожалуйста, мои предложения.)
(Слайд №9) Подведение итогов урока.
Тест “В поход за пятёрками”
(Слайд №10) Спасибо за внимание.
4. Домашнее задание: Ученики записывают предложение:
Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается в нас с детства (И.Соколов-Микитов)
Вопрос: согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника И.С. Соколова-Микитова? Письменно обоснуйте вашу точку зрения. Используйте в вашем тексте вводные слова: конечно, безусловно, может быть и т.д.