История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука. 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока:

  • Обучающая - ознакомить учащихся с историей фартука, казачьим костюмом, видами одежды, познакомить с профессиями, сформировать навыки по измерению фигуры человека.
  • Развивающая - развить эстетический вкус, интерес к профессиям.
  • Воспитывающая - аккуратность и внимательность в работе.

Задачи урока:

  • Научить учащихся снимать и записывать мерки фигуры человека.
  • Производить математические расчеты и применять их при построении чертежа фартука.

Оборудование: Технология, 5 класс, В.Д.Симоненко, рабочая тетрадь, журналы мод, презентация, сантиметровая лента, линейка, карандаш.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Повторение пройденного материала.

1. 50% учащихся работают по карточкам

2. Остальные учащиеся работают устно, отвечая на вопросы:

- Что такое шов?

- Что определяет ширина шва?

- Какие виды швов вы узнаете?

- Где применяют стачной шов?

- Где применяют накладной шов?

- Где применяют шов в подгибку с закрытым срезом?

- Какие требования предъявляют к выполнению машинных работ?

3. Анализ повторения.

III. Изучение нового материала.

Учитель: показ презентации

2 слайд - “Встречают по одёжке…”- не даром в народе ходит пословица. Ведь общество всегда встречает человека по одёжке, а провожает по уму.

Одежда очень многое может сказать о человеке (уч-ся приводят примеры). Одежда по назначению делится на бытовую, производственную, спортивную, форменную.

3 слайд - Давайте более подробно рассмотрим каждую группу. Бытовая может быть повседневной, торжественной, домашней.

Задание: из образцов одежды (эскизы) необходимо подобрать одежду к каждой группе. (уч-ся, подбирая одежду, комментируют свой выбор).

4 слайд - Производственная (одежда медиков, поваров, строителей, и т.д.).

Уч-ся приводят примеры.

5 слайд - Спортивная . Уч-ся называют виды спорта и состав костюма.

6 слайд - Форменная . Уч-ся приводят примеры.

7 слайд - Схема профессий, задействованных в процессе производства одежды.

Художник-модельер - придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; художник-конструктор - воплощает идеи художника- модельера в чертежи и выкройки (лекала); технолог швейного производства - определяет

способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств тканей и современной технологии пошива одежды; швея - (сейчас эта профессия называется оператор швейного оборудования) - непосредственно выполняет швейные операции.

Отечественная школа моделирования основывается на идеях и разработках первого русского художника- модельера Надежды Петровны Ламановой (1861- 1941). Её принцип: “Для чего создается костюм, для кого, из чего”- не потерял актуальности и сегодня. Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции костюма, быть в курсе современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей.

Ребята, а каких вы знаете художников-модельеров? (уч-ся приводят примеры).

8 слайд - Фартуки по назначению в наше время могут быть: повседневными, нарядными, детскими, женскими, мужскими. Уч-ся могут сказать цель каждого из них.

9 слайд - Нарядный (объяснение по иллюстрации).

10 слайд - Детский (объяснение по иллюстрации).

11 слайд - Женский (объяснение по иллюстрации).

12 слайд - Мужской (объяснение по иллюстрации).

13 слайд- Казачий костюм. Неотъемлемой частью женского костюма является нарядный фартук, расшитый лентами, вышивкой, кружевом. Шили его из ситца, сатина. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева. По одежде определялось - замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода, и даже сколько у неё детей.

14 слайд - Русский костюм-это источник вдохновения для художников-модельеров. Основой этого костюма является фартук или завеса.

Форма этих фартуков повторяется и современном костюме. Фартуки в народных костюмах богато украшались, декорировались и являлись дополнением к костюму.

В изготовлении фартуков можно проявить свою индивидуальность и фантазию. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.

15 слайд - Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.

Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения.

Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

Правила снятия мерок

1) Мерки снимают по правой стороне фигуры.

2) Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длины.

3) При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На обмеряемом должна быть легкая одежда.

4) Стоять надо прямо, без напряжения.

5) Талию предварительно опоясывают шнурком.

6) Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

(Учитель показывает, как снимаются мерки, как они записываются).

IV. Закрепление материала.

Уч-ся выполняют практическую работу “Снятие мерок”.

V. Целевые обходы.

Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполняемой работы, снятие мерок, слаженность и точность работы в парах, четкое заполнение табличной формы в рабочей тетради.

По окончании работы проводится коллективная проверка: уч-ся рассказывают правильность снятия мерок, их названия, обозначения, сравнивают полученные результаты.

VI. Подведение итогов урока.

1) Беседа по вопросам:

- Что нового узнали на уроке?

- Что научились делать?

2) Анализ урока, обращение внимания уч-ся на недочеты, необходимые замечания, выявление ошибок.

3) Сообщение оценок за теоретические знания.

4) Оценка практической работы.

Домашнее задание.

Параграф № 10, с. 45-47; ответить на вопросы, уметь объяснить значение основных понятий по теме урока, практиковаться в снятии мерок с членов семьи.