Комплексная деятельность педагогов и детей согласно требованиям ФГТ

Разделы: Логопедия


Новые требования ФГТ предлагают другой подход к организации, проведение совместной деятельности педагогов с детьми. ФГТ определяют, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. В связи с положением ФГТ необходимо разработать возможные способы интеграции различных образовательных областей. Способ объединения (“соединения”) наиболее эффективен с нашей точки зрения. Так как этот способ интеграции содержит в себе все элементы исходных образовательных областей. Позволяет получить из нескольких объектов одно целое, состоящее из нескольких элементов, использование средств одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Нами был выбран путь, который помогал реализовать поставленную цель. Комплексная деятельность наиболее целесообразна, с нашей точки зрения, так как включает задания по разным разделам программы, предусматривает использование различных образовательных областей. Это позволяет удержать внимание детей достаточно длительное время. Внимание наших детей неустойчиво, рассеянно. Отвлекаемость, утомляемость повышена. Именно комплексная деятельность явилась тем инструментом, благодаря которому мы и определились с проведением совместной образовательной деятельности педагогов и детей.

Комплексные занятия в рамках одной лексической темы решают многие задачи разностороннего развития детей и строятся на включении всевозможных видов деятельности определенных программой нашего учреждения. Комплексное занятие на одну лексическую тему может состоять из нескольких частей и включать различные образовательные области. Могут содержаться разделы по развитию речи и математики, ознакомления с окружающим миром и развитием речи, математики и ознакомления с окружающим миром. Таким образом, мы могли выбирать разделы программы по собственному усмотрению. Брать наиболее целесообразные и разнообразные образовательные области.

Одна часть деятельности, посвящена одной образовательной области, решает свои познавательные задачи, развивая интеллектуальные способности дошкольников.

Следующая часть деятельности предполагает иную образовательную область и выполнение следующих познавательных программных задач. Значит и другой вид образовательной деятельности для дошкольников.

Завершающая часть деятельности - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они выполняют творческую работу самостоятельно либо коллективно. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений. Формируются как умения и навыки по аппликации, лепке, так и умения работать в коллективе, сотрудничать друг с другом. Это также является необходимым и важным элементом в проведении совместной деятельности педагогов с детьми, имеющих задержку психического развития.

Наша комплексная деятельность планировались с опорой на лексические темы, намеченные на весь учебный год. Совместно все педагоги группы (дефектолог, логопед, воспитатели) решали, кто какому ребенку помогает, кто из педагогов кого из детей контролирует, опекает. Все комплексная деятельность проходили в конце недели, в пятницу. С целью закрепления и обобщения полученных знаний на других занятиях в течение недели. Подведение и закрепление полученных знаний является необходимым мероприятием в организации работы с детьми, имеющих задержку психического развития. Наши дети имеют свои особенности развития, которые необходимо учитывать при планировании комплексных занятий.

Комплексная деятельность начиналась с обсуждения всеми специалистами группы. Перед нами вставали некоторые задачи и вопросы, важные для всех специалистов:

  • Планирование расстановки, рассаживания и нахождения детей, педагогов во время занятия.
  • Последовательности частей занятия, выбор образовательных областей.
  • Отбор лексического материала в соответствии с лексической темой.
  • Отбор наглядного материала в соответствии с лексической темой.
  • Отбор дидактических игр в соответствии с лексической темой.
  • Отбор физкультурных минуток, пальчиковых упражнений, записи музыкально-ритмических игр в соответствии с лексической темой.
  • Индивидуальный подход на занятии к детям (кто из педагогов за кого из детей отвечает, контролирует, помогает).

Нами проводилась комплексная деятельность разнообразных областей образовательной деятельности не только по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи, но математике, аппликации, лепке, ручному труду. Ручной труд включал и наклеивание, и вырезание, и сминание бумаги, и обрывание, и лепку, и намазывание на плоскость, и обведение трафаретов с раскрашиванием, вырезанием. Т.е задачи ставились, вытекая из диагностики и умений детей с учетом индивидуальных особенностей (Приложение 2). Кто-то только самостоятельно приклеивал готовую деталь, кто-то вырезал и приклеивал такую деталь, кто-то вместе с педагогом приклеивал деталь рука в руке. Практически на каждом занятии, нами использовался сюрпризный момент – приход какого-нибудь персонажа, героя. Один из педагогов преображался в необычного героя. Это помогало заинтересовать, замотивировать детей, удерживать внимание детей на протяжении всего занятия. Например, Осень “приходила” к детям на протяжении нескольких недель. Объединяла своим приходом несколько лексических тем (“Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”, “Грибы”, “Осень”). Могла “прилететь” птица-педагог с каким-то проблемным вопросом (Приложение 1).

Благодаря выбранной форме работы с детьми, которые имеют задержку психического развития, нам удалось реализовать программные задачи:

Возможность организации совместной деятельности на длительный промежуток времени без переутомления детей и специалистов (сменяемость педагогов и взаимопомощь).

Все специалисты группы работают совместно, помогая детям и друг другу. Это сплачивает как детей, так и специалистов.

На обычном занятии детей не выдерживают и 5-7 минут начинают вертеться, отвлекаться. Во время проведения комплексной деятельности время пролетало незаметно как для детей, так и для педагогов.

На комплексной деятельности использование сюрпризных моментов, “гостей”, постановка проблемных вопросов призывают детей задуматься и дать нужный ответ. Помогает привлечь внимание, организовать, сплотить детский коллектив.

Динамичность построения всех частей образовательных деятельностей позволяет удерживать, концентрировать внимание детей и достичь поставленных педагогом задач.

Применение различных форм работы (групповая, коллективная, индивидуальная, работа в паре) обеспечивает дифференцированный подход к обучению. Каждый ребенок находится в непосредственно тесном контакте с педагогами. Есть возможность помочь ребенку, который нуждается в помощи.

Все педагоги группы находятся на протяжении всего комплексного мероприятия.

Комплексная деятельность ориентированы на развитие личности ребенка: ее творческих способностей, воображения, логики, памяти, художественного вкуса, пространственной ориентации и включают в себя дидактические, музыкальные, подвижные игры.

Каждая комплексная деятельность построена по принципу комплексного обучения и учета индивидуального развития ребенка.

Комплексная деятельность направлена в конечном итоге на развитие у детей активной познавательной деятельности, связной речи, умения систематизировать, обобщать, сравнивать и делать выводы.