Цель: Закрепить знания и умения детей по теме “Решение задач на взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние”
Задачи:
- Совершенствовать умение устанавливать взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние.
- Развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать .Развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей.
- Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки. Воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека.
Тип урока: урок закрепления ( отработка навыка решения задач)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фломастеры
Наглядность: табло, жетоны, конверты с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
(Звучит музыка из к/ф о Мэри Попинс.)
– Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я, Мэри Попинс – лучший друг всех детей. Подул ветер перемен и произошло чудо. Я оказалась в вашей школе и в вашем классе и не случайно.
Приложение 1 (Слайд 1)
– Чудо. Подберите к каждой букве слова имена прилагательные в именительном падеже.
Я подобрала такие слова: чудесный, удивительный, добрый, особенный. Я хочу , чтобы наш урок стал именно таким.
Вы удивительные, особенные, дружные дети. В моём саквояже приготовлено для вас много интересных заданий.
Я летела к вам со скоростью 100 км/ч, пролетев 300 км. Такой силы был северный ветер. Сколько времени я была в пути?
2. Актуализация знаний
– Ну, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Поднимите руку, кто из вас был на ярмарке? Что такое ярмарка? Что вам больше всего нравится на ярмарке?
На ярмарке большой выбор товаров. Одни покупают, другие продают.
(Слайд 2)
Игра “Ярмарка”
– Работаем в парах. Каждая пара покупает задания, разные по степени сложности. Если вы правильно выполняете задание – я даю вам монетку. Красный цвет вопросы сложные, синий цвет вопросы простые.
(Дополните фразу.)
v – это…
s – это…
t – это…
– Время измеряется…
v = s : …
t = … : ...
– Скорость измеряется…
– Назовите единицы длины…
(Учащиеся начинают игру со слов “ Мы покупаем вопрос…”)
– Молодцы! Вы купили все задания. Посмотрите как много монеток вы заработали. В конце урока вы обменяете монетки на небольшие сюрпризы, а какие пока секрет. У кого нет монеток не огорчайтесь, ведь сюрприз ждёт и вас. Не забывайте, чудо есть, нужно только верить в него.
(Слайд 3 “Давайте удивляться чудесам”)
3. Работа по теме урока
– Вы побывали в интересной роли покупателя. А что мы повторили во время нашей игры?
Попробуйте определить тему нашего урока. (Высказывания детей.)
(Слайд 4)
– Уточняю тему урока. “Решение задач на взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.”
– Что мы должны знать, чтобы усвоить данную тему? (высказывания детей)
- Знать что такое время, скорость, расстояние.
- Знать как находить время, скорость, расстояние.
- Знать буквенное обозначение величин.
- Знать формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.
– Мы составили карту знаний на урок. Проведём групповое интервью, определим своё знание и незнание по данной теме по плану.
План:
- Это я знаю…
- Мне хотелось бы узнать…
– Кто желает дать интервью всему классу? (Высказывания детей)
– Ребята, те знания, которые вы имеете, вам потребуются при выполнении следующего задания, которое я достаю из своего саквояжа.
Упражнение “Соты” (Дети работают в группах)
На доске табло, на табло соты. Каждой группе предлагается решить три задачи (задачи на карточках). Задачи можно решать в любом порядке. Группа решает задачу, проверяет (решение в конверте). Если задача решена правильно, группа заполняет соту, прикрепив жёлтый прямоугольник на лист. Прежде чем приступить к работе, распределите роли в группе:
– чтец (читает задачу)
– заполнитель сот (заполняет соты)
– контролёр (сверяет решение)
Задачу решаете группой, решение каждый записывает в свою тетрадь. В классе работает стол – помощник. Если вы затрудняетесь в выполнении задания можно воспользоваться подсказкой. Работу заканчиваем, как только одна из групп заполнит все соты. Удачи время пошло.
Карточки (задачи)
- Лодка проплыла 22 км за 2 часа. С какой скоростью двигалась лодка?
- Человек идёт со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 3 часа?
- Велосипедист , двигаясь со скоростью 30км/ч, преодолел расстояние 60 км. Сколько времени он был в пути?
V=s/t | S=v*t | t=s/t | |
1 | |||
2 | |||
3 |
(Слово предоставляется группе победительнице.)
– Вы работали в группе .Что закрепили на данном этапе урока? Что находили в первой задаче? Как находили? Какой формулой пользовались? (Аналогичный разбор 2 и 3 задач)
Сейчас каждый определит, как усвоил данный материал. (У каждого ребёнка буква “Я”, нужно поставить её на нужную ступень.)
(Слайд 5)
А – всё понятно
В – затрудняюсь
С – непонятно
4. Закрепление изученного материала
– Как вы считаете, будете ли вы работать по данной теме в старших классах?
Я облетела весь земной шар, побывала на уроках в 4 классах, в старших классах. В учебнике 4 класса я нашла интересную задачу и предлагаю вам её решить. Попробуем?
“Лыжник прошёл 24 км за … часа. С какой скоростью шёл лыжник?”
– Сможем решить задачу? Почему?
– Введём это данное. (Разобрать все варианты ответов).
– Какой формулой воспользуемся при решении задачи? Что такое 24км? 2ч?
– Запишите решение задачи.
– Сформулируйте вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия.
(За 4 часа он прошёл 24 км, а хотели бы вы узнать сколько км он пройдёт за 1час, 5часов?)
– Составим план решения задачи.
(Слайд 6)
План:
- Найти с какой скоростью двигался лыжник.
- Найти расстояние.
– Какой формулой будете пользоваться , чтобы найти с какой скоростью двигался лыжник?
– Какой формулой воспользуетесь, чтобы найти расстояние?
(Решение записать в тетрадь. Один у доски: место для оценки и сомнения.)
– Кто согласен с решением? Докажи правильность решения.
– Что закрепили при решении данной задачи? Помогло ли вам умение решать простые задачи по данной теме справиться с решением сложной задачи?
5. Контроль знаний
(Слайд 7)
– Наше общение к сожалению подходит к концу. Подведём итоги нашей работы в форме игры. Когда я летела к вам , то я сомневалась, смогу ли я передать вам свои знания. Проверим? Я буду задавать вопросы вы записывать только ответы с наименованиями.
- Скорость 5км/ч, время 2 часа. Чему равно расстояние?
- Пешеход прошёл 7км, а лыжник 14км. На сколько км лыжник прошёл больше, чем пешеход?
- Расстояние 40км, время 4 часа. Чему равна скорость?
- Расстояние 35 км, скорость 7 км/ч. Найдите время?
- Скорость велосипедиста 18км/ч, а скорость лыжника 6км/ч. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости лыжника?
– Самопроверка (правильно “+”, неправильно “–”)
10км, на 7км, 10км/ч, 5ч, в 3 раза.
(Слайд 8)
Узнаем счёт.
– На полях напишите цифрой сколько вопросов я вам задала, а через черту количество правильных ответов.
6. Итог урока
– Мне было приятно с вами работать , но подул северный ветер и мне пора улетать.
(Слайд 9)
– Назовите тему урока.
– Три прилагательных (какой был урок)
– Три глагола (чему учит данная тема)
– Составьте предложение о нашем уроке.
– Что пожелаете мне, друг другу.
(Слайд 10)
“Давайте удивляться чудесам”
– Чудо есть, нужно только верить. Наш урок получился именно таким, каким мы и хотели его видеть. Ваши монетки я хотела бы обменять на маленькие сюрпризы.
– Спасибо за урок.