Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен педагог своей работой, тем он больше заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом проблем коллектива.
Планированию методической работы предшествует анализ деятельности школы за предыдущий год. На основе этого анализа методическим советом школы предлагаются примерные направления методической работы: темы педагогических советов, методических совещаний, психологических семинаров, а также возможные формы методической работы. (Приложение 1, Приложение 2).
Данные предложения обсуждаются на школьных методических объединениях. Педагогами делается выбор: участие в педагогических советах: доклад, проведение открытых уроков или внеклассных мероприятий, участие в видеосъемках; опубликование статьи на сайте школы; участие в психологических семинарах и т.д. (Приложение 3). На основе этого планируется работа школьного методического совета (Приложение 4) и работа школьных методических объединений.
Вопрос участия в работе педагогических советов или любого методического совещания не стоит. С учетом своих профессионально-личностных особенностей педагог сам планирует содержание и формы работы.
Так при подготовке и проведении педагогического совета по теме “Образовательный и воспитательный потенциал урока” в 2011/12 учебном году были проведены и проанализированы:
Открытые уроки:
- Урок биологии в 6 классе по теме “Обобщающий урок по теме “Вода”, учитель Переведенцева Н.Н.
- Урок развития речи в 8 классе по теме “Сочинение о лесе”, учитель Вильгельм Л.И.
- Урок швейного дела в 6 классе по теме “Обработка нижнего среза сорочки швом в подгибку с закрытым срезом”, учитель Осипова Л.А.
- Урок математики в 5 классе по теме “Преобразование чисел, полученных при измерении мерами длины”, учитель Карасева Т.М.
- Урок развития речи в 4 классе по теме “Домашние животные. Корова”, учитель Шавакулева Е.Г.
- Урок швейного дела в 5 классе по теме “Отделка салфетки вышивкой”, учитель Орехова О.А.
Внеклассные мероприятия:
- Интегрированное мероприятие по биологии и швейному делу по теме “Мода и здоровье”, учителя Переведенцева Н.Н., Осипова Л.А.
Сняты фрагмента уроков по проблеме “Групповая, парная, индивидуальная формы работы на уроке”:
- Осипова Л.А., урок швейного дела в 6 классе;
- Полякова Н.В., урок чтения в 6 классе;
- Карасева Т.М., урок математики в 5 классе;
- Сорокин А.А., урок штукатурно-малярного дела в 8 классе.
На педсовете поделились опытом работы, выступив с докладами:
- Орехова О.А. по теме: “Образовательный аспект уроков: формы, методы, приемы в обучении”.
- Вильгельм Л.И. по теме: “Воспитательный аспект уроков русского языка, чтения и развития речи”.
- Хохлова О.Г. по теме: “Коррекционно-развивающий аспект урока”.
- Осипова Л.А. по теме: “Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная”.
В конце каждого учебного года педагогам предлагается дать оценку своей педагогической деятельности, организации в школе методической, воспитательной работы, работы психологической службы, социальной службы, организации внутришкольного контроля.
Итоги анкетирования
Полностью удовлетворён | Частично удовлетворён | Не удовлетворён | ||||
2010/11 год | 2011/12 год | 2010/11 год | 2011/12 год | 2010/11 год | 2011/12 год | |
Удовлетворённость результатами своей педагогической деятельности. | 11 | 7 | 9 | 12 | - | - |
Удовлетворённость организацией методической работы в школе. | 18 | 17 | 1 | 2 | - | - |
Удовлетворённость организацией психологической службы в школе. | 12 | 14 | 7 | 5 | - | - |
Удовлетворённость организацией социальной службы в школе. | 11 | 14 | 8 | 5 | - | - |
Удовлетворённость организацией воспитательной работы в школе. | 18 | 15 | 1 | 4 | - | - |
Удовлетворённость организацией внутришкольного контроля. | 18 | 15 | 1 | 4 | - | - |
Таким образом, за 2011/12 учебный год методической работой в школе удовлетворены 89% педагогов, частично удовлетворены – 11%, не удовлетворены – 0%. И это радует, показатели достаточно хорошие.
Все педагоги были премированы за успехи в педагогическом труде по итогам 2011 года. За 2011/12 учебный год были премированы, выражена благодарность педагогам за проведение открытых уроков и классных часов, участие в конкурсах, активную методическую работу.