«Экзамен – (лат.) испытанье; предложенье вопросов для узнаванья чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая, узнавать степень сведений его».
(В.И.Даль)«Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету»
(С.И. Ожегов)
В школьной реальности экзамен – это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять ЕГЭ.
С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ.
Целью данной работы является обмен опытом в организации и методике подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех его сдачи зависит от множества причин, но основывается он именно на взаимодействии трёх сил: ребёнок-учитель-родитель
На официальном сайте Министерства образования, посвященном ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru), представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена. Были разработаны общие рекомендации для выпускников и их родителей, но они тоже, при всей их нужности и важности, во многом имеют обобщенный характер.
Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена. Методика психологической подготовки учащихся и их родителей в сочетании с учебно-образовательной программой представляется на сегодняшний день самой актуальной, несущей новизну как в методологическом плане, так и в педагогическом.
I. Виды взаимодействий
1. педагог - родители.
Контакт с родителями крайне важен.
Так как они принимают непосредственное участие в происходящем на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка. Недостаток информации повышает тревогу родителей, которые, сами того не желая, передают её детям.
А) ЕГЭ для родителей : от понимания к взаимодействию. (Из опыта работы)
А) В начале 2011-2012 учебного года на родительском собрании была создана ситуация ЕГЭ. Родителям предложили решить тесты по разным школьным предметам с правом выбора ответа ( ч.А). В данном случае был совершенно неважен результат тестирования. Вопрос состоял в другом: насколько они почувствовали себя психологически уверенными во время тестирования и попытались представить, что чувствуют дети, находясь в подобной ситуации.
Б) Мы попросили закончить данные тезисы, аргументировав выводы:
- Если результат экзамена будет не совсем таким, каким хотелось бы, то…
- Если ребёнок сильно волнуется, то …
- Если ребёнок не волнуется совсем, то…
В) Обсуждение тем закончилось выводом, что нет смысла показывать страх и пить валерьянку или, наоборот, подчёркивать своё безразличие к экзамену.
ЕГЭ – ситуация серьёзная, но не запредельная.
Б) Родительский всеобуч: от взаимодействия к сотрудничеству ( Из опыта работы)
Раз в месяц родители присутствуют на контрольном тестировании в качестве членов комиссии. Используя бланки с ответами, они « принимают» экзамены у своих детей. Не секрет, что среди мам и пап могут быть и такие, кто ни разу не видел экзаменационных материалов. Как показал опыт, после подобных мероприятий, родители предлагают свою помощь и дальше. Педагог достигает, таким образом, несколько целей:
- во-первых, улучшается взаимосвязь ребёнок-родитель;
- во-вторых, родители понимают, что решение тестов - это далеко не самый лёгкий труд;
- в-третьих, во время контрольного зачета родитель ясно представляет себе, «на каком уровне знаний» находится его ребёнок;
- в-четвёртых, они видят своего ребёнка, успешно( неуспешно) сдающего тест;
- в-пятых, ещё теснее становится контакт с учителем, потому что проверка тестов продолжается теперь и дома, тем более, что ответы в книгах, используемых дома, « исчезают»;
- Назревают спорные моменты, и …родители берут консультацию у учителя.
В моей практике оказались и такие взрослые, которые заинтересовались средствами художественной выразительности. Они с удовольствием искали вместе с ребятами парцелляцию, градацию и синтаксический параллелизм…
2.Взаимодействие педагог - учащиеся
Единый государственный экзамен по русскому языку очень специфичен: он не совсем соответствует школьной программе. Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники не могут сдать на высокий балл этот экзамен.
Словесники знают, что начинать подготовительную работу нужно как можно раньше. В идеале - за год или за два до конца 11 класса, ну а фактически – как только твёрдо определились с выбором вуза и нужного проходного балла.
А) Индивидуальные занятия как способ оказания помощи при подготовке к ЕГЭ( Из опыта работы).
В этом году, как и раньше, я разбила класс на группы в соответствии с уровнем подготовленности и начала проводить консультации, продолжив работу 2010-2011уч.г. От «азов" до уровня В8 «нарешивались» тесты, составлялись сводные таблицы по обнаружению пробелов. На уроках повторяли, обобщали, писали и решали… Но учительского удовлетворения такая , пусть и кропотливая , работа всё равно не приносила.
В январе составила график …не консультаций, а кратковременных индивидуальных курсов: « Один ученик – одна неделя» (12 дополнительных часов каждому!) Кто-то скажет: « Где взять столько времени?» Да, временем придётся пожертвовать. Что делают остальные ребята? Решают тесты, работают на уроках, раз в неделю получают консультацию по пробелам. Самое главное - нужно всё фиксировать в «Тетради контроля».
В течение недельного « погружения» ученик обязан показать и рассказать обо всех учебных пособиях, которыми он пользуется при решении тестов, когда готовится к ЕГЭ самостоятельно.
Б) ( Из опыта работы)
Многие учащиеся пользуются моим электронным пособием « Решение тестов по русскому языку части А, В. ЕГЭ-2012» с примерами, таблицами ... (100 слайдов)
Составлялось оно по « болевым точкам» именно моего класса с таким расчетом, что компьютер бывает «ближе, чем книга». Электронную презентацию можно использовать на уроках, факультативных, курсовых (индивидуальных) занятиях, групповых консультациях. Опыт показывает, что яркое оформление таблиц и правил с примерами, рисунками и фотографиями вызывают интерес, способствуют быстрому запоминанию. Давайте вспомним наши учебники:
« краску», бумагу, шрифт…
С пособием а
II. Психолого-педагогическая деятельность:
1. Общешкольная линейка как стимул подготовки к ЕГЭ ( Из опыта работы)
Выпускной класс- это не только ЕГЭ, но ещё и прощание с тем , что стало особенно дорогим за 11 лет! Мы решили, что необходимо соединить психологическую и учебно-педагогическую составляющую в единое целое, решив, таким образом, несколько задач.
Некоторые выпускники ( «механически», « так надо») готовились к экзаменам, не задумываясь, что времени на подготовку к ЕГЭ осталось не так уж много.
Каждую неделю в школе проходят общешкольные линейки. Родилась идея : несколько минут дарить одному выпускнику( «Минута славы»), рассказывая о нём, показывая его грамоты, медали. Все понимали , что скоро придётся прощаться. В течение недели мы берем интервью, собираем сведения, изучаем портфолио, обязательно называем выбранное учебное заведение, город…
Звучит музыка. Любимый учитель дарит подарок от школы. После таких линеек цели и задачи выпускника определяются чётче, подход к учёбе становится более ответственным, а экзамены – « ближе»
2. Психологическая составляющая при написании сочинения( ч С.)
От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения задания части С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. В данной таблице представлен один из приёмов организации написания сочинения.
1. Изучение требованийСочинение желательно писать на отдельных заранее заготовленных листах., поскольку оно может « разрастись» … | Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12). |
2. Самостоятельная работаПри написании сочинения страницу нужно делить для сочинения(левая сторона) и пошаговой проверки (правая сторона) | Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы. ) |
3. Вторичная проверка .( Если позволит время, все работы учащихся желательно перепечатать , указав только шифр.Естественно, все ошибки, абзацное членение нужно сохранить. | Обмен работами даёт возможность испытать себя в роли члена комиссии по проверке ч.С Ученики осмысливают содержание «чужой» работы, анализируя её согласно 12 критериям. « Ищу ошибки у других- учусь сам». Такая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень. |
4. Контрольная проверка | И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения. |
5. Проверка работы учителем, работа над ошибками. | Индивидуальный подход, индивидуальный график занятий, индивидуальная программа обучения — это может дать не только личный репетитор ЕГЭ по русскому языку, но и учитель-предметник. |