Цели:
Образовательные:
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Показать взаимосвязь между компонентами выражения и его результатом.
- Совершенствовать умение решать задачи и составлять к ним обратные.
- Выполнять задания геометрического характера.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность.
- Развивать мыслительные операции: обобщение, сравнение.
- Развивать внимание.
- Развивать умение логически мыслить.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность.
- Воспитание любви к предмету.
Оборудование:
- Полоска с рисунками.
- Таблицы с названием компонентов.
Учебники: “Математика. 2 класс” 2 часть (авт. М.И. Моро, М.А. Бантова).
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
- Словесные (объяснения учителя, вопросы).
- Наглядные (таблицы, полоска с рисунками).
- Практические (творческие задания).
- Формы работы:
- Коллективные.
- Групповые.
- Индивидуальные
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: “Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит” М.Ломоносов.
Порядок должен быть и в наших умах. Будьте внимательны.
1) Учитель в течение 3–5 секунд показывает полоску с рисунками, учащиеся должны запомнить фигурки и нарисовать как можно точнее их в тетрадь.
2) – Как называются числа при сложении?
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как называются числа при вычитании?
– Как найти неизвестное уменьшаемое?
По мере ответов учащихся на доске выставляю таблицы с названием компонентов выражений.
3) Распредели в 2 группы: 8,15, 60, 34, 4, 1, 12
4) Найди закономерность: 3, 6, 60 5, 8, 80?
Учитель: Молодцы, хорошую гимнастику дали уму.
3. Постановка темы урока
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, вычитая и складывая двузначные числа, мы постараемся увидеть и понять взаимосвязь между компонентами выражения и его результатом.
Работа с учебником стр. 35 №15.
Сравни примеры в каждом столбике, реши первый из них и вычисли значения остальных самым легким способом.
8 + 57 97 – 27 89 – 13 18 + 57 97 – 30 79 – 13 28 + 57 97 – 33 69 – 13 38 + 57 97 – 36 59 – 13
Учитель: Есть ли закономерность в этих примерах?
Дети: Конечно!
Учитель: Рассмотрим первый столбик. Какая закономерность в примерах этого столбика?
Дети: Второе слагаемое не изменяется, а первое увеличивается на 10.
Учитель: Решите первое выражение. Можем ли мы использовать эту закономерность при решении остальных сумм?
Дети: Да. Если второе слагаемое увеличивается на 10, то значение суммы тоже будет увеличиваться на 10.
Учитель: Давайте проверим. Объясните решение последнего примера.
Учитель: Давайте разберем второй столбик. Какая закономерность в этих примерах?
Дети: Уменьшаемое одинаковое во всех примерах. Вычитаемое увеличивается на 3.
Дети: Если мы на 3 больше вычитаем, значит, в ответе на 3 получаем меньше.
Учитель: Сосчитайте первый пример: 97–27=70. Скажите быстро ответы остальных примеров.
Учитель: Рассмотрим третий столбик.
Дети: В третьем столбике вычитаемое не изменяется, а уменьшаемое уменьшается на 10.
Дети: Если уменьшаемое уменьшается на 10, то и ответ уменьшается на 10.
Учитель: Решите примеры третьего столбика используя эту закономерность.
4. Закрепление
На доске записаны примеры.
67 + 24 58 + 33 76 + 15
Учитель: Сравни выражения. Что ты заметил?
Учитель: Найди значения сумм. Какая у них особенность? От чего она зависит?
Дети: Значения сумм в этих выражениях одинаковые.
Дети: Насколько увеличивается первое слагаемое, настолько уменьшается второе.
Учитель: Расположи получившиеся равенства так, чтобы слагаемые изменялись закономерно.
На доске записываем вместе с детьми.
58 + 33 67 + 24 76 + 15
Учитель: Какой должен быть следующий пример в первом столбике?
Запишем суммы, в которых закономерность будет сохраняться. Работаем цепочкой.
Учитель: Суммы второго столбика запишите самостоятельно.
Взаимопроверка.
Учитель: Суммы третьего столбика вы запишите дома. Это домашнее задание.
Молодцы! Хорошо поработали.
5. Физкультпауза
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места,
Шаг на месте, левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Учитель: Быстро и хорошо считать нам пригодится при решении задач.
6. Решение задач.
От куска ткани отрезали 24 метра ткани, потом еще 12 метров. Сколько метров ткани было в куске?
Учитель: Что известно в задаче? Что нужно найти? Сможем ли мы решить задачу? Почему? (В задаче не хватает данных.)
Добавьте недостающие данные.
Дети: В куске осталось 20 метров.
Учитель: Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? Что нужно найти сначала?
Дети самостоятельно решают задачу. При проверке объясняют решение, читают ответ.
Учитель: А сейчас очень интересное задание. Распределитесь в группы по четыре человека и составьте к данной задаче к данной задаче как можно больше обратных задач. Из каждой четверке выбираем представителя, который представляет свои задачи. Идет коллективное обсуждение составленных задач.
Учитель: Давайте подведем итог нашей работы. Сколько же обратных задач можно составить к данной задаче?
7. Геометрический материал
Учитель: Устали решать задачи? Давайте возьмем линейки и карандаши и выполним задание.
Начертите квадрат со сторонами равными 3 см. Найдите его периметр.
Выполнение задания комментирует ученик.
Учитель: На каждой стороне квадрата отметьте точки. Соедините эти точки отрезками так, чтобы отрезки не пересекались. Сколько многоугольников теперь можно найти на чертеже? – Это ваше домашнее задание.
8. Рефлексия.
Учитель: Молодцы, ребята, хорошую гимнастику ума привели! Что больше всего понравилась на уроке? Кому было трудно?
(Выслушиваются ответы учеников.)