Сложение и вычитание двузначных чисел. Взаимосвязь между компонентами и результатом выражений. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Образовательные:

  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Показать взаимосвязь между компонентами выражения и его результатом.
  • Совершенствовать умение решать задачи и составлять к ним обратные.
  • Выполнять задания геометрического характера.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность.
  • Развивать мыслительные операции: обобщение, сравнение.
  • Развивать внимание.
  • Развивать умение логически мыслить.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность.
  • Воспитание любви к предмету.

Оборудование:

  • Полоска с рисунками.
  • Таблицы с названием компонентов.

Учебники: “Математика. 2 класс” 2 часть (авт. М.И. Моро, М.А. Бантова).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • Словесные (объяснения учителя, вопросы).
  • Наглядные (таблицы, полоска с рисунками).
  • Практические (творческие задания).
  • Формы работы:
  • Коллективные.
  • Групповые.
  • Индивидуальные

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: “Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит” М.Ломоносов.

Порядок должен быть и в наших умах. Будьте внимательны.

1) Учитель в течение 3–5 секунд показывает полоску с рисунками, учащиеся должны запомнить фигурки и нарисовать как можно точнее их в тетрадь.

2) – Как называются числа при сложении?
    – Как найти неизвестное слагаемое?
    – Как называются числа при вычитании?
    – Как найти неизвестное уменьшаемое?

По мере ответов учащихся на доске выставляю таблицы с названием компонентов выражений.

3) Распредели в 2 группы: 8,15, 60, 34, 4, 1, 12

4) Найди закономерность: 3, 6, 60 5, 8, 80?

Учитель: Молодцы, хорошую гимнастику дали уму.

3. Постановка темы урока

Учитель: Сегодня на уроке, ребята, вычитая и складывая двузначные числа, мы постараемся увидеть и понять взаимосвязь между компонентами выражения и его результатом.

Работа с учебником стр. 35 №15.

Сравни примеры в каждом столбике, реши первый из них и вычисли значения остальных самым легким способом.

8 + 57 97 – 27 89 – 13
18 + 57 97 – 30 79 – 13
28 + 57 97 – 33 69 – 13
38 + 57 97 – 36 59 – 13

Учитель: Есть ли закономерность в этих примерах?

Дети: Конечно!

Учитель: Рассмотрим первый столбик. Какая закономерность в примерах этого столбика?

Дети: Второе слагаемое не изменяется, а первое увеличивается на 10.

Учитель: Решите первое выражение. Можем ли мы использовать эту закономерность при решении остальных сумм?

Дети: Да. Если второе слагаемое увеличивается на 10, то значение суммы тоже будет увеличиваться на 10.

Учитель: Давайте проверим. Объясните решение последнего примера.

Учитель: Давайте разберем второй столбик. Какая закономерность в этих примерах?

Дети: Уменьшаемое одинаковое во всех примерах. Вычитаемое увеличивается на 3.

Дети: Если мы на 3 больше вычитаем, значит, в ответе на 3 получаем меньше.

Учитель: Сосчитайте первый пример: 97–27=70. Скажите быстро ответы остальных примеров.

Учитель: Рассмотрим третий столбик.

Дети: В третьем столбике вычитаемое не изменяется, а уменьшаемое уменьшается на 10.

Дети: Если уменьшаемое уменьшается на 10, то и ответ уменьшается на 10.

Учитель: Решите примеры третьего столбика используя эту закономерность.

4. Закрепление

На доске записаны примеры.

67 + 24 58 + 33 76 + 15

Учитель: Сравни выражения. Что ты заметил?

Учитель: Найди значения сумм. Какая у них особенность? От чего она зависит?

Дети: Значения сумм в этих выражениях одинаковые.

Дети: Насколько увеличивается первое слагаемое, настолько уменьшается второе.

Учитель: Расположи получившиеся равенства так, чтобы слагаемые изменялись закономерно.

На доске записываем вместе с детьми.

58 + 33 67 + 24 76 + 15

Учитель: Какой должен быть следующий пример в первом столбике?

Запишем суммы, в которых закономерность будет сохраняться. Работаем цепочкой.

Учитель: Суммы второго столбика запишите самостоятельно.

Взаимопроверка.

Учитель: Суммы третьего столбика вы запишите дома. Это домашнее задание.

Молодцы! Хорошо поработали.

5. Физкультпауза

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места,
Шаг на месте, левой, правой,
Раз и два, раз и два.

Учитель: Быстро и хорошо считать нам пригодится при решении задач.

6. Решение задач.

От куска ткани отрезали 24 метра ткани, потом еще 12 метров. Сколько метров ткани было в куске?

Учитель: Что известно в задаче? Что нужно найти? Сможем ли мы решить задачу? Почему? (В задаче не хватает данных.)

Добавьте недостающие данные.

Дети: В куске осталось 20 метров.

Учитель: Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? Что нужно найти сначала?

Дети самостоятельно решают задачу. При проверке объясняют решение, читают ответ.

Учитель: А сейчас очень интересное задание. Распределитесь в группы по четыре человека и составьте к данной задаче к данной задаче как можно больше обратных задач. Из каждой четверке выбираем представителя, который представляет свои задачи. Идет коллективное обсуждение составленных задач.

Учитель: Давайте подведем итог нашей работы. Сколько же обратных задач можно составить к данной задаче?

7. Геометрический материал

Учитель: Устали решать задачи? Давайте возьмем линейки и карандаши и выполним задание.

Начертите квадрат со сторонами равными 3 см. Найдите его периметр.

Выполнение задания комментирует ученик.

Учитель: На каждой стороне квадрата отметьте точки. Соедините эти точки отрезками так, чтобы отрезки не пересекались. Сколько многоугольников теперь можно найти на чертеже? – Это ваше домашнее задание.

8. Рефлексия.

Учитель: Молодцы, ребята, хорошую гимнастику ума привели! Что больше всего понравилась на уроке? Кому было трудно?

(Выслушиваются ответы учеников.)