Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Математика, 5.
Цель урока: привести учащихся к пониманию применения знаний о прямоугольнике и умений вычислять его площадь, применения знаний о прямоугольном параллелепипеде и умений вычислять площадь его поверхности к ситуациям реальной жизни.
Задачи:
обучающие: формировать умения и навыки учащихся применять формулы нахождения площади прямоугольника и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда к решению задач практического содержания;
развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь учащихся; умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы; развитие познавательного интереса к предмету;
воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, уважения к другому мнению; воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий; вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, практикум.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Орг. момент | Учитель: Прежде, чем
приступить к теме нашего сегодняшнего урока, нам
необходимо вспомнить, а что мы изучали на прошлых
уроках. (Обращает внимание учащихся на раннее изученные темы). |
Вспоминают и называют раннее изученные темы. |
2 | Актуализация знаний | Организовывает самостоятельную
индивидуальную работу учащихся, хорошо
занимающихся по математике, на карточках, и
фронтальную устную работу остальных учащихся. Учитель: Теперь проверим, что вы запомнили с прошлых уроков. У некоторых ребят на столах лежат карточки с задачами (Приложение 1). Вы можете приступить к работе, оформляя решения прямо на карточке. Остальные ребята работают со мной устно (Презентация, слайды №2-6). Устная работа: 1. Среди указанных формул выберите ту, с помощью которой можно найти площадь прямоугольника. Объясните свой выбор. P = 2(a + b) S = v • t t = S : v S = a • b v = S : t S = 4a 2. Найдите площадь закрашенной фигуры. Слайды 3–5 3. Исключите лишние предметы и объясните, почему. |
Некоторые учащиеся (хорошо занимающиеся по математике) работают самостоятельно на карточках, остальные работают устно. |
3 | Формулирование темы и постановка цели урока | Формулирует тему и цель урока. (Слайд
7) Учитель: Итак, многие предметы, объекты окружающего нас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда. И сегодня на уроке мы с вами увидим, как можно применить знания о прямоугольнике, прямоугольном параллелепипеде, умения находить площадь прямоугольника, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда к решению жизненных задач, например: сколько нужно половой краски, сколько нужно обоев и др. |
Записывают в тетрадях дату и тему урока. |
4 | Применение знаний, умений и навыков при решении практических задач | Организовывает работу учащихся
по решению практико-ориентированных задач,
корректирует фронтальную работу учащихся над
анализом задач, оформлением решения задач. 1. Надо покрасить пол в комнате. Расход краски на 1 м2 - 120 г, комната имеет размеры 5 м и 4 м. Сколько потребуется краски? (Слайд 8) 1) - Что вы можете сказать про пол? 2) - Что значит “расход краски на 1 м2 - 120 г”? 3) - Что значит “комната имеет размеры 5 м и 4 м”? 2. В квартире 5 дверей. Ширина каждой двери 1 м, высота – 2 м. Сколько потребуется белил, чтобы покрасить двери с двух сторон, если на 1м2 поверхности требуется 110 г белил? (Слайд 9) 3. Папа решил обновить комод, покрыв его снаружи лаком, кроме дна. Размеры комода 100 см, 60 см, 90 см. Сколько потребуется лака, если на 1 дм2 требуется 2 г лака? (Слайд 10) 4. Надо оклеить комнату с одним окном и дверью обоями от пола до потолка. Длина комнаты 5 м, ширина – 4 м, высота – 3 м. Площадь окна 3м2, площадь двери 2 м2. Обои продаются целыми рулонами, 1 рулон на 10 м2. Сколько потребуется рулонов обоев? (Слайд 11) |
Участвуют в анализе задач,
отвечают на вопросы по алгоритму (алгоритм
работы над текстовой задачей есть у каждого
ученика - приложение 2):
- В задаче говорится о комнате, в которой нужно покрасить пол. 1) - Пол имеет форму прямоугольника. - Главный вопрос задачи – сколько потребуется краски, чтобы покрасить пол. - В задаче известно, что расход краски на 1 м2 - 120 г. 2) - Это означает, что на каждый квадратный метр требуется 120 г краски. - Ещё в задаче известно, что комната имеет размеры 5 м и 4 м. 3) - Это означает, что длина комнаты 5 м, а ширина 4 м, т.к. комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а пол форму прямоугольника. - В задаче неизвестна площадь пола, то есть, сколько квадратных метров поверхности нужно покрасить, и по условию задачи краску используют на единицу площади; 1м? это единица измерения площади. - Площадь пола можно найти, зная его длину и ширину. Оформляют решение задачи в тетрадях, один ученик – на доске. |
5 | Подведение итогов урока | 1. Подведение итогов урока,
выставление оценок, объявление домашнего
задания Учитель: Итак, давайте вспомним, чему мы учились сегодня на уроке? Откроем учебники и посмотрим домашнее задание – это задача №814. Прочитайте её и задайте вопросы, если что-то не понятно. 2. Организовывает рефлексивную деятельность учащихся. Учитель: Я каждому из вас раздала оценочный лист (Приложение 1). Отметьте в нём в каждой строке знаком “+” или “-” то, как вы считаете, научились вы сегодня чему-нибудь или нет. |
Формулируют итоги урока,
записывают домашнее задание. Читают домашнюю
задачу. Задают вопросы, если что-то не понятно по
задаче. Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. |