Решение задач по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (624 кБ)


Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Математика, 5.

Цель урока: привести учащихся к пониманию применения знаний о прямоугольнике и умений вычислять его площадь, применения знаний о прямоугольном параллелепипеде и умений вычислять площадь его поверхности к ситуациям реальной жизни.

Задачи:

обучающие: формировать умения и навыки учащихся применять формулы нахождения площади прямоугольника и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда к решению задач практического содержания;

развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь учащихся; умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы; развитие познавательного интереса к предмету;

воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, уважения к другому мнению; воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий; вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.

Тип урока: применение знаний на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, практикум.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска.

Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Орг. момент Учитель: Прежде, чем приступить к теме нашего сегодняшнего урока, нам необходимо вспомнить, а что мы изучали на прошлых уроках.

(Обращает внимание учащихся на раннее изученные темы).

Вспоминают и называют раннее изученные темы.
2 Актуализация знаний Организовывает самостоятельную индивидуальную работу учащихся, хорошо занимающихся по математике, на карточках, и фронтальную устную работу остальных учащихся.

Учитель: Теперь проверим, что вы запомнили с прошлых уроков. У некоторых ребят на столах лежат карточки с задачами (Приложение 1). Вы можете приступить к работе, оформляя решения прямо на карточке. Остальные ребята работают со мной устно

(Презентация, слайды №2-6).

Устная работа:

1. Среди указанных формул выберите ту, с помощью которой можно найти площадь прямоугольника. Объясните свой выбор.

P = 2(a + b)

S = v • t

t = S : v

S = a • b

v = S : t

S = 4a

2. Найдите площадь закрашенной фигуры. Слайды 3–5

3. Исключите лишние предметы и объясните, почему.

Некоторые учащиеся (хорошо занимающиеся по математике) работают самостоятельно на карточках, остальные работают устно.
3 Формулирование темы и постановка цели урока Формулирует тему и цель урока. (Слайд 7)

Учитель: Итак, многие предметы, объекты окружающего нас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда. И сегодня на уроке мы с вами увидим, как можно применить знания о прямоугольнике, прямоугольном параллелепипеде, умения находить площадь прямоугольника, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда к решению жизненных задач, например: сколько нужно половой краски, сколько нужно обоев и др.

Записывают в тетрадях дату и тему урока.
4 Применение знаний, умений и навыков при решении практических задач Организовывает работу учащихся по решению практико-ориентированных задач, корректирует фронтальную работу учащихся над анализом задач, оформлением решения задач.

1. Надо покрасить пол в комнате.

Расход краски на 1 м2 - 120 г, комната имеет размеры 5 м и 4 м. Сколько потребуется краски? (Слайд 8)

1) - Что вы можете сказать про пол?

2) - Что значит “расход краски на

1 м2 - 120 г”?

3) - Что значит “комната имеет размеры 5 м и 4 м”?

2. В квартире 5 дверей.

Ширина каждой двери 1 м, высота – 2 м. Сколько потребуется белил, чтобы покрасить двери с двух сторон, если на 1м2 поверхности требуется 110 г белил? (Слайд 9)

3. Папа решил обновить комод, покрыв его снаружи лаком, кроме дна. Размеры комода 100 см, 60 см, 90 см. Сколько потребуется лака, если на 1 дм2 требуется 2 г лака? (Слайд 10)

4. Надо оклеить комнату с одним окном и дверью обоями от пола до потолка. Длина комнаты 5 м, ширина – 4 м, высота – 3 м. Площадь окна 3м2, площадь двери 2 м2. Обои продаются целыми рулонами, 1 рулон на 10 м2. Сколько потребуется рулонов обоев? (Слайд 11)

Участвуют в анализе задач, отвечают на вопросы по алгоритму (алгоритм работы над текстовой задачей есть у каждого ученика - приложение 2):

 

- В задаче говорится о комнате, в которой нужно покрасить пол.

1) - Пол имеет форму прямоугольника.

- Главный вопрос задачи – сколько потребуется краски, чтобы покрасить пол.

- В задаче известно, что расход краски на

1 м2 - 120 г.

2) - Это означает, что на каждый квадратный метр требуется 120 г краски.

- Ещё в задаче известно, что комната имеет размеры 5 м и 4 м.

3) - Это означает, что длина комнаты 5 м, а ширина 4 м, т.к. комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а пол форму прямоугольника.

- В задаче неизвестна площадь пола, то есть, сколько квадратных метров поверхности нужно покрасить, и по условию задачи краску используют на единицу площади; 1м? это единица измерения площади.

- Площадь пола можно найти, зная его длину и ширину.

Оформляют решение задачи в тетрадях, один ученик – на доске.

5 Подведение итогов урока 1. Подведение итогов урока, выставление оценок, объявление домашнего задания

Учитель: Итак, давайте вспомним, чему мы учились сегодня на уроке? Откроем учебники и посмотрим домашнее задание – это задача №814. Прочитайте её и задайте вопросы, если что-то не понятно.

2. Организовывает рефлексивную деятельность учащихся.

Учитель: Я каждому из вас раздала оценочный лист (Приложение 1). Отметьте в нём в каждой строке знаком “+” или “-” то, как вы считаете, научились вы сегодня чему-нибудь или нет.

Формулируют итоги урока, записывают домашнее задание. Читают домашнюю задачу. Задают вопросы, если что-то не понятно по задаче.

Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.