Цель урока. Познакомить со звонкими согласными звуками [н], [н] и с буквами Н, н.
Задачи урока.
1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [н], [н’] и обозначении их буквой н.
2) Развивать умение учащихся читать слоги, слова, предложения, навыки фонематического анализа слов, внимание, логическое мышление, умение обобщать.
3) Воспитывать культуру речевого общения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной; коммуникативной.
Оборудование: “Азбука в картинках”, учебник “Азбука” (с. 80), электронное приложение к “Азбуке”, тетрадь для письма на печатной основе “Мой алфавит” (1 ч.)
Ход урока
I этап. Подготовительный. (Подготовка к активной познавательной деятельности)
Задачи этапа.
1. Мобилизация детей к активной деятельности.
2. Формулировка темы урока.
1. Мобилизующее начало урока.
- Прочитайте слоги и слова (су, си, со, сы, осы, сам, сами).
- Что ещё написано? (“Сами с усами”. Дети отвечают, что это предложение и объясняют, почему они так думают)
Выделение звуков [н] [н’] по таблице из “Азбуки в картинках”. (Буквы закрыты)
- Хотите познакомиться с новой буквой?
- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки. Назовите предметы, изображённые на них. (Саксофон, контрабас, ноты, наушники, носорог)
- Какой звук вы слышите чаще? ([н])
- Что вы можете сказать о нём? (Согласный, твёрдый)
- Какой бусинкой отметим его на схеме? (Синей)
- Обратите внимание на слово “наушники”. Какой звук вам хочется выделить? [н’]
- Что вы скажете об этом звуке? (Согласный, мягкий)
- Какой бусинкой отметим его на схеме? (Зелёной)
- А раньше мы говорили про эти звуки? (ет)
2. Самостоятельное формулирование обучающимися темы урока.
- Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки [н], [н’]?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Звуки [н], [н’], буквы Н, н)
II этап. Открытие нового.
Задачи этапа.
1. Организация работы по решению учебной задачи с использованием электронного приложения к учебнику
2. Обобщение новых знаний о буквах Н, н.
3. Динамическая пауза.
4. Работа по учебнику.
5. Работа в тетради с печатной основой.
1. Выполнение упражнения из электронного приложения- составление схем слов кони, окуни, нос, насос (звуко-буквенный анализ слов с акцентом на твёрдость или мягкость согласного [н], [н’]).
2. Выделение звуков [н] и [н’], их сравнение и характеристика.
- Что общего в этих словах? (В словах есть звуки [н], [н’])
- Какой буквой можно обозначить эти звуки? (Буквой н )
- Верно. Давайте “откроем” эту букву. (Открываю буквы на плакате из (“Азбуки в картинках”)
- Но букв четыре. Почему? (Фронтальные ответы детей: 2 печатные - маленькая и большая; 2 письменные – заглавная и строчная)
- Для чего нужны заглавные буквы? (С заглавной буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения…)
3. Динамическая пауза.
4. Работа по учебнику (стр. 80).
Соотнесение звуков [н]-[ н’] с буквой н.
- Что изобразил художник на рисунке? Почему? Какие звуки обозначает буква н? (Звуки [ н], [ н’] )
- Какой бусинкой обозначим звук [н] ,а какой [н’]?
Упражнение в чтении слогов, слов и предложений.
5. Упражнение в написании новой буквы.
- Молодцы, ребята! А сейчас посмотрите, как надо писать буквы.
Демонстрация слайда из электронного приложения с процессом печатания и написания Нн, графический анализ буквы.
Работа в тетради с печатной основой.
- Разгадаем загадки слов. (Чтение акрофонической записи слов нитки и нос)
- Обведём элементы буквы. (Копирование печатной и рукописной букв)
Написание слогов.
III этап. Итоговая рефлексия.
1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.
2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
Вопросы учителя:
1. Какую новую букву вы открыли? (Букву н)
2. Что вы узнали о букве н? (Что ею можно обозначить звуки [н], [ н’])
3. В какой ситуации будете применять новые знания?
4. Что было интересным для вас на уроке?
5. Чьи ответы на уроке вам понравились? Почему?
Литература
1. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Азбука. М.: Просвещение 2012 (с приложением на электронном носителе).
2. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки по обучению грамоте. М: Просвещение, 2012. 3. Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов. Мой алфавит. Прописи.1 класс. М.: Просвещение, 2012.