Цель урока: дать представление об измерениях, проводимых с помощью термометра, выявить особенности остывания воды, используя метод научного познания, закрепить умение решению задач на расчёт количества теплоты.
Задачи урока.
Образовательные:
знания: учащиеся должны из опыта сделать выводы о зависимости остывания воды от разности температуры воды и окружающей среды.
умения: провести самостоятельное исследование, оформить результаты исследования в виде графика, самостоятельное решение задач на расчёт количества теплоты
Развивающие: развитие речи, восприятия внешнего мира, способность наблюдать, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента
Воспитательные: работа в парах, требования техники безопасности при проведении эксперимента.
Основная дидактическая цель | - формирование умений: наблюдать,
анализировать, сравнивать, обобщать. - закрепление умения решения задач |
Форма урока | - лабораторная работа - решение задач |
Основное содержание | - лабораторная работа № 1
“Исследование изменения температуры остывающей
воды со временем” - решение задач на расчёт количества теплоты (рабочая тетрадь к учебнику) |
Оборудование | для лабораторной работы: калориметры - 10, термометры - 10, чайник с горячей водой, калориметр -1, железный стакан калориметра – 1, термометры - 2 |
ИКТ к уроку | - презентация |
Раскрытие содержания этапов урока
I. Организационный
Какие явления мы изучаем? (Тепловые)
Запишите в тетради тему урока. “Остывание воды.
Расчёт количества теплоты при охлаждении и нагревании”.
На уроке вы познакомитесь с первой лабораторной работой по тепловым явлениям, и закрепим умения по решению задач на расчёт количества теплоты при охлаждении и нагревании.
II. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний.
На экране слайды презентации урока.
Учитель | Ученик |
1. Что характеризует физическая
величина – температура? 2. Какая величина одинакова у тел в состоянии теплового равновесия? 3. Какую систему можно назвать теплоизолированной? 4. Назовите единицы измерения температуры. 5.В чём заключается процесс измерения температуры? 6. Какое явление лежит в принципе работы термометра? 7. Из приведённого ниже списка укажите прибор, не имеющий отношения к тепловым процессам
8. Стр. 287 учебника найдите сведения об устройстве калориметра 9. Объект, с которым мы будем работать- вода. Назовите причину широкого использования воды в системах отопления низкая теплопроводность высокая теплопроводность низкая удельная теплоемкость высокая удельная теплоемкость Назовите причину широкого использования воды в системах охлаждения низкая теплопроводность высокая теплопроводность низкая удельная теплоемкость высокая удельная теплоемкость Какая из физических величин измеряется в Дж/кг•°С? Теплоёмкость Удельная теплоёмкость Удельная теплота парообразования Удельная теплота плавления 10. Удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/кг•°С 11. При остывании горячей воды у её молекул 1) увеличилась кинетическая энергия 2) уменьшилась кинетическая энергия 3) увеличилась потенциальная энергия 4) уменьшилась потенциальная энергия Вода - удивительное вещество в природе. Имеет самую большую удельную теплоёмкость. Имеет плотность наибольшую при температуре + 4°С. На уроке мы исследуем особенности остывания воды. |
Ответы с использованием Стр. 55-57 учебника
Что такое калориметр? Стр. 287 учебника
|
2. Техника безопасности при проведении лабораторной работы.
Изучение правила измерения температуры лабораторным жидкостным термометром.
1. Термометр привести в соприкосновение с телом,
температуру которого следует измерить. С
термометром обращаться бережно. Не встряхивать!
2. Выждать, пока показания термометра перестанут
изменяться, то есть температура термометра
сравняется с температурой исследуемого тела.
3. Произвести отсчет по шкале термометра. Все это
время контакт термометра с телом следует
сохранять.
4. Убрать термометр в футляр. Если измерялась
температура жидкости, то термометр нужно
предварительно вытереть.
Инструктаж и запись в журнале.
3. Лабораторная работа № 1. “Исследование изменения температуры остывающей воды во времени”.
Записи в тетради для лабораторной работы.
Цели работы: установить зависимость изменения температуры от разности температур воды и окружающей среды
Оборудование: калориметр, термометр, горячая вода.
Выполнение.
1. Определяю цену делений шкалы термометра. Ц.д. =
Температура воздуха в комнате…
2. Произвожу измерение температуры воды через каждые 5минут. Измеренные значения заношу в таблицу.
Таблица 1. Результаты измерений
Время в мин | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 |
Температура воды в калориметре в °С |
3. По данным таблицы построить график зависимости температуры остывающей воды от времени. Выбираю масштабы по осям: 1 клетка - 1 минута; 5 клеток - 10 градусов Цельсия.
График 1. Зависимость температуры остывающей воды от времени.
4. Анализ данных графика
Подсчитать скорость изменения температуры воды на этапах:
Этап 0-5 мин. Скорость остывания
Этап 5-10 мин. Скорость остывания
Этап 10-15 мин. Скорость остывания
Этап 15-20 мин. Скорость остывания
5. Выводы. Скорость изменения температуры воды уменьшается с течением времени.
Объясните, почему так происходит. Обсуждение объяснений учащихся.
III. Закрепление.
Олимпиадные задачи из рекомендации МИОО.
У Кати и Маши в чашках горячий кофе. Катя сразу добавила в него холодное молоко и подождала 5 минут, чтобы напиток остыл.
Маша подождала 5 минут и добавила холодное молоко.
Одинаковой ли температуры оказались напитки у девочек?
Масса и начальная температура напитков у девочек одинаковы. Чашки одинаковы, и находятся на одинаковом столе.
Ответ. У Маши в чашке оказался более холодный напиток. Теплообмен шёл интенсивнее, так как в течение 5 минут разность температур кофе и окружающего воздуха была больше, чем у Катиной кружки и воздуха
Задачи на закрепление.
- Как рассчитать количество теплоты, отданное водой при охлаждении? При нагревании?
- Рассчитайте, какое количество теплоты отдала вода массой 1,5 кг при остывании от 70°С до комнатной температуры? На сколько градусов нагрелся воздух в комнате, если бы всё количество теплоты, отданное водой пошло на его нагревание?
- Работа с таблицей 2 стр. 64. Какая ложка - из алюминия или из меди нагреется больше при сообщении ложкам одинакового количества теплоты?
- Задачи из рабочей тетради стр. 33 № 6 и № 7.
Рефлексия.
Задачи 10-11 из рабочей тетради.
Домашнее задание § 14 , упр. стр. 67 № 1-3, индивид.: Из сб. Кирик - высокий уровень.
Итоги урока. Оценки.