Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме.
Методические задачи урока.
Предметные:
- познакомить с конкретным смыслом действия сложения как объединения непересекающихся множеств;
- формировать вычислительные навыки: сложения на основе наглядности;
- формировать умение составлять математические выражения с действием сложения;
- развивать умение строить отрезки, лучи, замкнутые и незамкнутые линии.
Метапредметные:
- развивать универсальные учебные действия учащихся;
- развивать математическую речь учащихся;
- развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, воображение.
Личностные:
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: дружелюбие, взаимовыручку, учить сочувствовать друг другу, толерантность;
- развивать интерес к предмету математики.
Основные дидактические методы:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- практически.
Форма организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- индивидуальная;
- работа в паре.
Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование и используемые учебные пособия:
1. Учебник И.Аргинская, Е.Бенесон, Л.Итина, С.Кормишина “Математика”. 1 класс, часть 1-я. Издательский дом Федоров, 2011 г.
2. Карточки с изображением чисел от 1 до 9.
3. Предметные картинки. Таблица самооценки деятельности на уроке “Лесенка знаний”
4. Презентация к уроку. Презентация
Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физминуток.
Сценарий урока
I. Оргмомент.
Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.
Мы спокойны и добры, рассудительны, мудры.
- Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.
II. Актуализация знаний.
- Урок начнем с математической разминки. (Слайд №2)
- Посмотрите на доску и выполните следующие задания:
1) Назовите все числа красного цвета в порядке увеличения.
2) Назовите все числа синего цвета справа налево.
3) Назовите все числа синего цвета в порядке уменьшения.
4) Назовите все числа красного цвета слева направо.
- Какие еще задания можно предложить с этими числами? (Составить неравенства, ряд чисел)
- Составьте ряд чисел. (Уч-ся называют ряд чисел. Слайд №3)
- Можно назвать этот ряд натуральным рядом чисел? (Нет)
Почему? (Надо поставить многоточие)
Что обозначает многоточие? (Натуральный ряд чисел можно продолжить)
- Назовите признаки натурального ряда чисел. (Натуральный ряд чисел начинается с 1; каждое последующее число больше предыдущего на 1; натуральный ряд чисел можно продолжить)
- На какую геометрическую фигуру похож натуральный ряд чисел? (На луч)
- Почему? (Есть начало нет конца)
- Что такое луч? (Отрезок у которого есть начало, но нет конца)
II. Физминутка.
(Звучит музыка. Под музыку уч-ся выполняют упражнения)
Руки ставим мы вразлет –
Получился самолет.
Мах крылом туда – сюда –
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Влево – вправо голова.
Опустили руки вниз -
И на место приземлись.
III. Определение темы урока.
(Слайд №4)
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (4 синих маленьких треугольников и 2 больших красных треугольников)
- Какое задание можно выполнить? (Узнать: сколько всего треугольников?)
- Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос? (Объединить предметы и сосчитать)
- А знаете ли вы, что в математике у этого действия есть определенное название? (Сложение)
- Так какую учебную задачу ставим перед собой?
IV. Работа по теме урока.
(Слайд №5. На слайде записан текст)
- Прочитайте текст. Что получилось у Маши? (Букет) Для чего нужен букет? (Что бы подарить мам , бабушке, сестренке на день рождения, на 8 Марта и т.д.)
- Можно ли этот текст отнести к математике? Что скажете? (Этот маленький рассказ к математике отнести нельзя)
- Посоветуйте, как этот текст превратить в математический рассказ? (Добавить в текст числа)
V. Физминутка.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим солим,
Потом в баночки кладем.
VI. Закрепление по теме.
1. Работа по учебнику. Стр.90. №204.
Составьте математический рассказ по рисунку.
- Что сделала Маша со срезанными цветами?
- Сколько тюльпанов? Сколько Ромашек? Сколько цветов в букете?
- Каким действием мы можем узнать сколько всего цветов в букете?
- Какие числа нужно сложить, чтобы узнать количество цветов в букете? (5 и 4)
- Какое число получится в результате сложения? (9)
(Слайд №6. На слайде записаны числа 347, 235)
- Кто может прочитать числа?
- Найдите закономерность? (Если сложить 3 и 4, получится 7; если сложить 2 и 3, получится 5)
- Кто может составить свою закономерность?
2. Работа в парах.
Стр.91, №207. (Объединить множества и осуществить счет элементов объединения. Составить выражения с действием сложения)
3. Индивидуальная работа.
Стр.91, №206. (Самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Распределить геометрические фигуры на три группы)
VII. Итог урока.
1. Урок наш пора завершать.
Что удалось вам узнать.
- Поделитесь друг с другом новыми знаниями.
2. Самооценка деятельности на уроке “Лесенка знаний”. (Слайд №7)