Цель урока: обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
Задачи.
Образовательные
- повторить формулу для расчета гидростатического давления;
- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей;
- сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
Развивающие
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;
сосудов в быту, технике, природе;
- устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.
Воспитательные
- воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.
Оборудование:
Презентация “Сообщающиеся сосуды”, модели сообщающихся сосудов.
Тип урока: изучение нового материала.
Части урока | Содержание урока | Время (мин.) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1. Орг. момент. 2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Развитие и закрепление знаний (рассмотрение примеров сообщающихся сосудов в окружающем мире).
5. Проверка знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание. |
Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5)
(на доске слайд № 6) - Перед вами на слайде несколько предметов. Назовите их. - А теперь посмотрите на эти приборы, (ставит на демонстрационный стол подготовленное оборудование по рис. № 107 –учебник А. В. Перышкин). - Что общего у названных вами предметов и сосудов у меня на столе? - Правильно, молодцы! Такие сосуды называются сообщающимися. - Значит, тема нашего урока… (фиксирует на доске тему урока) - С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин) - Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7) - Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 б, учебник А. В. Перышкин) - А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 в, учебник А. В. Перышкин) (слайд № 8) - Посмотрите на этот прибор у меня на столе (рис. № 109, учебник А. В. Перышкин). (слайд № 9) - Охарактеризуйте его.
- Какой вывод можно сделать?
- Правильно. (формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 10) - А как это можно объяснить?
- А какая формула нам помогает это объяснить? - Запишите ее на доске.
- А если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни? - Почему? Как это можно объяснить? - Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему? - Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Правильно. (формулирует второй закон сообщающихся сосудов, слайд № 12)
- Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 13). - Объясните принцип работы этого прибора. - А вот фотографии шлюзов (слайд № 14). - А это схема устройства шлюзов (слайд № 15). - Объясните принцип работы данного устройства. - Объясните наблюдаемое в опыте явление. Где можно использовать принцип работы данного прибора? (слайд № 16, 17). - Перед Вами артезианский колодец. Объясните принцип действия такого колодца (слайд № 18). Попробуйте определить, насколько хорошо Вы усвоили знания по “Волшебной лестнице знаний” (слайд № 19). § 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды (слайд № 20). |
Используя знания, полученные на предыдущем уроке, дают ответы на вопросы
- Чайник, кофейник, лейка.
- Общее основание, по два совмещенных сосуда. (в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи)
- Сообщающиеся сосуды.
- Вода из одной трубки перетечет в другую. - Вода установится на одном уровне.
- Уровни жидкости будут одинаковыми.
- Это тоже сообщающиеся сосуды, потому что у них общее основание. - Форма трубок различная. - Разное сечение трубок. - Вода в каждой трубке на одном уровне. - В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.
- Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые.
- Формула гидростатического давления. - p = ?gh (один из учеников пишет на доске формулу)
- Уровни будут различными.
- У жидкостей различные плотности. - Выше у керосина, потому что у него плотность меньше.
- Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде. - Давления жидкостей при этом должны быть одинаковые.
Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов.
Дают ответы на основе изученного материала.
Ученики рисуют в своих тетрадях соответствующую картинку. |
2 5
15
10
8
2
3 |