Проблемно-диалогический урок по теме "Сообщающиеся сосуды". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи.

Образовательные

- повторить формулу для расчета гидростатического давления;

- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей;

- сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.

Развивающие

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;

сосудов в быту, технике, природе;

- устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.

Воспитательные

- воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.

Оборудование:

Презентация “Сообщающиеся сосуды”, модели сообщающихся сосудов.

Тип урока: изучение нового материала.

Части урока Содержание урока Время (мин.)
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

 

 

 

3. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие и закрепление знаний (рассмотрение примеров сообщающихся сосудов в окружающем мире).

 

 

 

 

 

5. Проверка знаний.

 

 

 

 

 

6. Рефлексия.

 

 

 

7. Домашнее задание.

 

Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5)

 

 

(на доске слайд № 6)

- Перед вами на слайде несколько предметов. Назовите их.

- А теперь посмотрите на эти приборы,

(ставит на демонстрационный стол подготовленное оборудование по рис. № 107 –учебник А. В. Перышкин).

- Что общего у названных вами предметов и сосудов у меня на столе?

- Правильно, молодцы! Такие сосуды называются сообщающимися.

- Значит, тема нашего урока…

(фиксирует на доске тему урока)

- С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт.

(демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин)

- Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7)

- Одинаковы ли будут уровни воды в трубках?

(проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 б, учебник А. В. Перышкин)

- А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках?

(проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 в, учебник А. В. Перышкин)

(слайд № 8)

- Посмотрите на этот прибор у меня на столе (рис. № 109, учебник А. В. Перышкин).

(слайд № 9)

- Охарактеризуйте его.

 

 

 

 

 

 

- Какой вывод можно сделать?

 

 

- Правильно.

(формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 10)

- А как это можно объяснить?

 

 

 

- А какая формула нам помогает это объяснить?

- Запишите ее на доске.

 

 

 

- А если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни?

- Почему? Как это можно объяснить?

- Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему?

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

 

 

- Правильно.

(формулирует второй закон сообщающихся сосудов, слайд № 12)

 

- Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 13).

- Объясните принцип работы этого прибора.

- А вот фотографии шлюзов (слайд № 14).

- А это схема устройства шлюзов (слайд № 15).

- Объясните принцип работы данного устройства.

- Объясните наблюдаемое в опыте явление. Где можно использовать принцип работы данного прибора? (слайд № 16, 17).

- Перед Вами артезианский колодец. Объясните принцип действия такого колодца (слайд № 18).

Попробуйте определить, насколько хорошо Вы усвоили знания по “Волшебной лестнице знаний”

(слайд № 19).

§ 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды (слайд № 20).

 

Используя знания, полученные на предыдущем уроке, дают ответы на вопросы

 

 

 

 

- Чайник, кофейник, лейка.

 

 

 

 

- Общее основание, по два совмещенных сосуда.

(в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи)

 

- Сообщающиеся сосуды.

 

 

 

 

 

 

- Вода из одной трубки перетечет в другую.

- Вода установится на одном уровне.

 

 

 

 

- Уровни жидкости будут одинаковыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это тоже сообщающиеся сосуды, потому что у них общее основание.

- Форма трубок различная.

- Разное сечение трубок.

- Вода в каждой трубке на одном уровне.

- В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.

 

 

 

- Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые.

 

- Формула гидростатического давления.

- p = ?gh

(один из учеников пишет на доске формулу)

 

- Уровни будут различными.

 

- У жидкостей различные плотности.

- Выше у керосина, потому что у него плотность меньше.

 

- Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде.

- Давления жидкостей при этом должны быть одинаковые.

 

 

 

 

Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов.

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы на основе изученного материала.

 

 

 

 

 

Ученики рисуют в своих тетрадях соответствующую картинку.

2

5

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3