1. Урок русского языка
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне".
Цель: научиться подбирать проверочные слова с двумя безударными гласными в корне слова
Задачи: сформировать умение писать слова с двумя безударными гласными в корне; уметь подбирать проверочные слова; воспитание самостоятельности, творческой активности уч-ся; развитие внимательного отношения к слову, его использованию в устной и письменной речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Начинаем наш урок! А чтоб он пошел вам впрок, постарайтесь все понять, учитесь думать, рассуждать. Будьте старательны и внимательны - и успех к вам придет обязательно. В гости к нам пришла Ученая Сова и принесла задания.
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте слова на доске: солить, больной, верхушка, краснеет, пищат
- Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Безударная гласная, проверяемая ударением).
- Как вы догадались? (Поставили ударение, выделили корень)
- Почему написана именно эта гласная в корне? (Подобрали проверочное слово)
- Сформулируйте тему урока.
- А какие гласные требуют проверки?
- Чем они интересны? (В б/уд положение требуют проверки).
3. Наблюдение над словами с двумя б/ударными гласными.
- Прочитайте слова 1 столбика. Сколько слогов в каждом слове? Поставь ударение. Сколько безударных слогов в каждом слове? Подчеркни орфограммы- безударные гласные. Прочитай слова 2-го и 3-го столбиков. Поставь в них ударение. Будут ли они проверочными? Почему? Объясни.
говорит | говор | разговор |
молоток | молот | молотит |
зеленеть | зелень | зеленый |
корешок | корень | коренья |
- Сформулируйте вывод. (Чтобы проверить две безударные гласные, надо подобрать два проверочных слова так, чтобы на гласный падало ударение)
4. Физминутка для глаз (музыкальная)
5. Составление алгоритма написания б/ударных гласных в корне.
1 слайд: поставь ударение в слове – зеленe’ть.
2 слайд: выдели в слове корень - зеленеть.
3 слайд: подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки - зеленеть.
4 слайд: подбери первое проверочное слово – зеленеть - зелень.
5 слайд: подбери второе проверочное слово – зеленеть – зелень - зеленый.
6. Развитие умений
а) Прочитай слова. В каких словах есть орфограмма –безударная гласная в корне? Спиши. Сначала запиши проверочные слова, затем слово с орфограммой.
1) Голова, головы, головка.
2) Лошадёнка, лошадка, лошадь.
3) Колос, колосок, колосья.
б) В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
1) положить,
2) гороховый,
3) переделать,
4) заколосится.
в) Спиши. Подбери и запиши проверочные слова
1) б…р…говой –
2) б…р…да
3) г…л…вастик
7. Итог урока.
Как узнать, какие гласные буквы писать, если в корне слова есть 2 б/уд гласных звука?
При выполнении каких заданий испытывали трудности? Или удавалось легко выполнить?
Попробуйте задать самый хороший вопрос?
С каким настроением уходите с урока? Ученая Сова вами довольна.
8. Д/з: с. 86 № 1, №2, по желанию составить предложение со словами, где два безударных гласных звука.
2. Урок русского языка
Тема: Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне слова.
Цель: научить способам проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи: формировать умения проверять слова с двумя безударными гласными в корне слова; способствовать развитию орфографической зоркости, развитию устной и письменной речи; умению анализировать, воспитывать внимания к слову, делать самооценку своих действий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1. Организационный момент | Прозвенел звонок. Начинается урок. Пусть этот урок несет вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. | мотивация |
2. Актуализация знаний | - Прочитайте на доске слова:
к…ток, в…дро, в…л…сок, з…л…неть, н..чной,
ст…р…жить, пов…р - Разделите на группы. Какие группы получились? - Сформулируйте тему нашего урока. - Какую цель бы поставили к уроку? - Расскажите правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне слова. |
В 1 группе – одна безударная
гласная; во 2 – две б/уд-х Правописание безударных гласных в корне Учиться проверять б/уд гласные в корне слова (Уч-ся рассказывают) |
3. Развитие орфографических
умений
Физминутка |
1. Работа в группах: 1 гр –
б…р…говой, 2 гр – разв…с…лился, 3 гр –
г…л…вастик - Вставить буквы и подобрать проверочные слова. 2. Игра “Волшебная яблоня” - На этой яблоне выросли не простые яблоки. На них написаны буквы. Сорвать эти яблоки может тот, кто скажет, какие буквы пропущены в корне слова: п…л…сатый г…л…сок б…р…тый пох…л…дало д…р…вушка к…л…сок в…ч…рок м…л…дой 3. Самостоятельная работа - Спиши, вставь пропущенные буквы, выдели корень и устно подбери проверочные слова: Пов…с…лели, заз…л…нели, д…р…вянный, з…л…тистый, к…л…сятся, л…б…диный, б…р…зда, б…р…датый, пох…л…дало, ст…р…жиха |
Работают по группам, выполняют и
обосновывают свой выбор
Выполняют и обосновывают свой выбор
Выполняют, проверяют и доказывают |
4. Итог. Рефлексия | - Над какой орфограммой работали? - Что показалось трудным? Интересным? - Какой бы задали вопрос соседу? |
|
5. Д/з учебник с.84 № 2 |
3. Урок русского языка
Тема: Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне слова.
Цель: научить способам проверки безударных гласных в корне слова
Задачи: закрепить умения правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, уметь подбирать проверочные слова, работать над развитием фонематического слуха, речи, орфографической зоркости, повышать интерес к изучению русского языка
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1. Орг. момент | Всем, всем – добрый день! Прочь отбросим нашу лень. Не мешай учиться, Не мешай трудиться! |
Мотивация |
2. .Актуализация знаний | - Какой раздел начали изучать? - Какие гласные требуют проверки? |
Безударные гласные А О Е И Я |
3. Словарно-орфографическая работа | 1. Буквенный диктант - Запишите в столбик только безударные гласные, которые надо запомнить в следующих словах: вокзал собака характер баран погода дельфин тетрадь сапог воробей осина команда квартира |
Запись в тетради: О О А А О Е Е А О О О А Проверка с помощью сигнальных карточек |
4. Развитие орфографических
умений
Физминутка
|
1. Работа в парах - Запишите как можно больше однокоренных слов к данным словам. Выделите корень. Подчеркните чередующие согласные в корне, безударные гласные в корне. а) дорогой, … б) дешевый, … в) дорога, … 2. Игра “Различай на слух” а) - Прочитайте текс и скажите, почему девочки не поняли друг друга? (“После школы я люблю поиграть и поласкать котенка,” - сказала Дина. “А разве котят полощут?” - удивилась Света) - Какие два слова с безударными гласными в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся. Выпиши эти слова, запиши к ним проверочные слова. Какой вывод ты можешь сделать? б) Гири брат мой поднимает, К старости наш дедушка очень поседел. 3. На экране словосочетания с пропущенной буквой: Зап…вать лекарство – зап…вать песню Сл…зать с дерева – сл…зать сметану Отв…рить картофель – отв..рить дверь - Вставить букву и объяснить 4. Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, подчеркни проверяемую гласную: Хвостатый – хвостище, хвостик, хвост Голова – головастик, головушка, головы, головка Синеет – синька, синий, синица, синеватый, посинел, синий |
Проверяется с объяснением
Не знают значения слов, надо выяснять значения слов, чтобы правильно написать
Поласкать котенка
Выписывают слова, объясняют их значения, подбирают проверочные слова
Подбирают проверочные слова и обосновывают выбор
Выписывают проверочные слова и объясняют свой выбор |
5..Итог. Рефлексия | - Что же нужно делать, чтобы не
ошибаться в правописании слов с безударной
гласной? - Какой бы вопрос задали учителю? |
Безударный гласный – Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте – Удареньем проверяйте1 |
6. Д/з написать 6 слов с б/уд гл., придумать предложение |
4. Урок русского языка
Тема: Контрольная работа по теме “Безударные гласные”.
Цель: проверить умения видеть орфограмму в словах, выбирать правильное написание и графически обозначать его.
- Поставь ударение во всех словах, выдели корень. Возьми в кружок слова, в которых два безударных звука в корне. Подчеркни в этих словах орфограммы – безударные гласные в корне.
- Подумай, какие буквы надо написать на месте пропусков. Сначала напиши проверочное слово, потом вставь букву. Обозначь орфограммы.
- Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и допиши подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными в корне.
Разговорились, солдатский, колосок, лесничий, помолодел, соловьи, бородатый, коровушка, дорожка.
____ г..л..сок, ____ п…л..са, ____ б..р..жок, ____ с..к..линый, ____ разв..с..лился, ____ пох..л..дало.
Вот и з..ма. Снова снег и м..тели. Ночью были сильные за м ки. П..ля, л..са, д..роги – все пос..р..брил снег. Кажется, уже никогда не за ____ неют листья на д..ревьях и тр..ва, не будет к..чаться з ____ тые колосья в поле и звучать птичьи г ____ са. Только т..шина.
Список литературы
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асломов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с.: ил. – ISBN 978-5-09-019148-7
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть 1. – Изд.4-е, перераб. -М.: Баласс; Школьный дом, 2010. -144 с.: ил. (Образовательная система “Школа 2100”. Серия “Свободный ум”)
- Мельникова, Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М., 2002.
- Образовательная система “Школа 2100”, Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс, 2011. – 192 с. (Образовательная система “Школа 2100”).
- Образовательная система “Школа 2100”, Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011. – 192 с. (Образовательная система “Школа 2100”).
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1