Сотрудничество, сопереживание и сочувствие в духовно-нравственном развитии ребенка

Разделы: Музыка


(Методическое обзорно - практическое занятие с использованием библиографических материалов из жизни и творчества Е.Ф.Гнесиной, включающее в себя элементы открытого урока)

В статье представлен опыт практической работы по воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости детей, показан в действии принцип совместного творческого поиска педагога и учащегося в процессе изучения и исполнения музыкальных произведений и овладения исполнительской техникой [VI-8,VII-3].

Проблема достижения взаимопонимания (сотрудничества, сопереживания, сочувствия) между учениками и учителем (воспитателем), сопричастным духовно-нравственному развитию детей, не нова, но с годами актуальности не теряет, т.к. технический прогресс не приносит ожидаемого прогресса в отношениях между людьми.

Главной воспитывающей средой для ребенка, безусловно, является семья. Вместе с тем, педагогам школы искусств как представителям системы образования доверено “формирование самого образа жизни народа” [Д.А.Медведев,VI -9]. Мы помогаем родителям в нравственном воспитании их детей средствами искусства, делающего внутренний и внешний мир человека чище и ярче. В соответствии с мыслью Л.С Выготского, мы ученику “объясняем искусство”, “направляя сознание в катарсическое русло”. Катарсис (от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, но их символическим отображением, например, в произведении искусства [dic.academic.ru]. Здесь выявляется субъективная “чувственная восприимчивость” ученика, “поскольку переживание красоты - одно из проявлений личностного свойства человека” [VI -6,VII-2]. В ситуации, когда педагог и ученик дополняют друг друга, между ними возникает энергия сотворчества.

Школе искусств, с ее широким охватом образовательных областей, доступна практика, сочетающая педагогические средства воздействия и взаимодействия, воплощающая основную идею программированного обучения, позволяющая понимать образование в его истинном смысле как изменение внутреннего образа, которое происходит при осознании самого себя в окружающем мире. Активный и восприимчивый ученик способен учиться сам. Учитель, со своей стороны, осуществляет управление его учением: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует.

Говоря о бессмертной красоте и силе такого средства воспитания как музыка, и обращаясь соответственно к образу Елены Фабиановны Гнесиной, великого педагога и воспитателя - основоположника трехступенчатой системы музыкального образования в России “школа - училище - институт”, я руководствуюсь целеполагающей идеей, сформулированной Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников: “В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и  сохранять преемственность по   отношению к  воспитательным идеалам предшествующих эпох”[VI-9].

Применительно к решению поставленной проблемы, я акцентирую внимание на моральном кодексе учителя, честно постигающего все сложности пути, на который его направляет талант, заставляющий уже в раннем возрасте выбирать для себя самое любимое, самое главное дело.

Семья Гнесиных, в данном контексте, - достойный пример любви, взаимопонимания, нравственной чистоты, работоспособности, стоицизма.

С точки зрения педагогической целесообразности, примеры “взаимовлияния” педагога и ученика (термин употребляют Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг), приведенные в настоящей работе, соответствуют запросам, предъявляемым к процессу воспитания гуманности, трудолюбия, творческой самостоятельности. Они свидетельствуют о формировании “единого информационного педагогического поля” [http://spkurdyumov.narod.ru], позволяющего эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, поддерживающий в детях стремление к знаниям, упорство в достижении цели, хорошее настроение (мотивацию). Рассматриваемый в статье учебный материал доступен по возрасту и исполнительским возможностям учеников младших классов, принимающих участие в методическом занятии.

О воспитательной роли музыки в человеческом обществе говорил древнегреческий философ Платон более чем за четыреста лет до нашей эры: “Хорошая музыка облагораживает, одобротворяет слушателя, тогда как дурная развращает его и портит” [VI -10].

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Презентация

“…музыкант играет не пальцами, а …всей совокупностью своей личности, всей широтой своего понимания жизни и искусства… Все, кому довелось знать выдающихся педагогов - музыкантов, говорят об ауре, заряженном пространстве, вихре, который увлекает всякого, попавшего под его влияние” [VI -5],- эти слова профессора Д. К. Кирнарской со всей полнотой можно отнести к Елене Фабиановне Гнесиной (Приложение 1, <рисунок 4>).

Жизнь Е. Ф. Гнесиной (1874-1967), заслуженного деятеля искусств РСФСР, является образцом целеустремленности, несгибаемости и труженичества. “Елена Фабиановна… сумела привить своим музыкальным “детям”, “внукам” и “правнукам” не только благородный вкус, любовь к искусству, но и сознание гражданского долга”, - писал Б.В. Левик, педагог, кандидат искусствоведения [VI -14,VII-1].

В девятнадцать лет Елена нашла в себе силы стать основателем (вместе с тремя сестрами, позже к ним присоединился брат) и бессменным (в течение 72-х лет) руководителем уникального музыкального комплекса из четырех учебных заведений: детская школа - семилетка, спецшкола, училище, институт. Высокая духовность и нравственная стойкость в характерах детей большой семьи Гнесиных были воспитаны с младенчества.

Глава музыкального семейства, Фабиан Осипович, человек образованный, самозабвенно любящий музыку, служил казенным раввином в Ростове-на-Дону [VI -13,VII-5]. (Приложение 11, <рисунок 5>) Мама, Белла Исаевна, хорошая пианистка, яркая певица, ученица Станислава Монюшко, впоследствии выдающегося польского композитора, стала матерью двенадцати детей, семеро из которых выбрали путь профессиональных музыкантов [VI -13,VII-5] (Приложение 1, <рисунок 6>).

Сестрами Гнесиными в 1895 году в Москве в арендованном доме в Гагаринском переулке открыто музыкальное училище (музыкальная школа) (Приложение 1, <рисунки 1,7>). В основу музыкально-воспитательных методов сестер были положены взгляды и убеждения великих русских музыкантов и педагогов: Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, А.С.Аренского, братьев А. и Н.Рубинштейнов, С.И. Танеева, В.И.Сафонова. Круг друзей семьи Гнесиных сложился в период расцвета Серебряного века, деятельное участие в жизни школы принимали С.В. Рахманинов, А.Н.Скрябин, А.Б.Гольденвейзер,А.Т.Гречанинов,Н.К. Метнер, К.Алексеев (К.С.Станиславский), Г.Г.Нейгауз, Р.М.Глиэр, и др. [VI -13,VII-5] (Приложение 1).

Более или менее одаренный ребенок, попав в эту школу, очень часто становился профессионалом, и все же Елена Гнесина говорила: “…Воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом” [VI -13,VII-5]. Семья Гнесиных заботливо, дружески относилась к учащимся школы, что создавало теплую домашнюю атмосферу. Слово ““гнесинец” звучало синонимом порядочности!” [VI -13,VII-5]. Школа готовила профессионалов-музыкантов широкого профиля: солистов-пианистов, педагогов, концертмейстеров, теоретиков, методистов, дирижеров… Известные всему миру пианист Лев Оборин, композиторы: Арам Хачатурян и Тихон Хренников, певица Зара Долуханова, дирижер Евгений Светланов были учениками Е.Ф. Гнесиной, ей доверял обучение своих детей А.Н.Скрябин [VI -14,VII-1].

Самоотверженный труд Е.Ф.Гнесиной по достоинству оценен потомками. В 1970 году в здании института (ныне РАМ) открыт Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной. (Приложение 1, <рисунок 2>) В честь легендарного музыканта и педагога в 2003 году перед зданием Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных установлен памятник (Приложение 1, <рисунок 3>) [VI -12].

Е. Светланов писал о своем учителе: “Тонкий вкус, яркая образность, удивительное знание “адреса” сделали детские композиции Гнесиной неотъемлемой частью той музыки, с которой начинают свой путь юные музыканты” [VI -14,VII-1].

Еленой Гнесиной созданы сборники, достойно иллюстрирующие ее метод в фортепианной педагогике: “Первые шаги”, “Маленькие этюды для начинающих”, “Дуэты для маленьких скрипачей”, “Музыкальные диктанты”, “Миниатюры для фортепиано”, “Альбом детских пьес для фортепиано”, “Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники”, “Ладушки”, “Перезвон”, “Пьески-картинки. Вариации”, песни на стихи В. Маяковского, “Чудо-дерево” на стихи Корнея Чуковского... [VI -14,VII-1]. Как мы видим, Е.Гнесина в своем творчестве часто обращалась к ученикам младшего возраста, считая начальный период обучения крайне важным в становлении музыканта. В нашем понимании, Е.Гнесина - идеальный педагог, умело сочетающий строгость и требовательность с исключительной добротой, остроумием, чуткостью к судьбам учеников.

В числе мероприятий, направленных на поиски решения одной из сложнейших задач подготовки к уроку фортепиано, мною у себя в классе проведен ряд письменных опросов (Приложение 2). Основные цели проводимых опросов: поощрение наблюдений учеников за их собственными ощущениями, выяснение уровня чувственной восприимчивости детей, помощь в выражении отношения к миру, подбор “языка общения”, способствующего взаимопониманию, согласию. Свои приемы я соизмеряю со слуховым и двигательным опытом учащихся, задействую их зрительную память (Презентация), соглашаясь с утверждением, что “всякое истинное знание исходит из чувственного познания” [VI-4,VII-4] (Презентация), при этом учитываю возраст, пол, интересы ребенка, его природные способности.

Перечислю некоторые, используемые мной, способы (приемы) ориентирования учащихся в учебном материале (сообразно настоящему уровню развития ученика):

  • словесная характеристика музыкального произведения педагогом;
  • прослушивание музыкального произведения в исполнении педагога;
  • совместный поиск и характеристика художественных образов исполняемого произведения, здесь уместно предложить ученику сочинить сюжет;
  • краткий словесный анализ формы, фактуры, штриховых авторских обозначений, выполняемый педагогом, предполагающий впоследствии самостоятельную работу ученика (интерпретация);
  • совместное уточнение пианистических приемов исполнения;
  • демонстрация педагогом и учеником звуковых возможностей фортепиано, сравнение с клавишным синтезатором, совместное обсуждение звучания синтезатора, обладающего разнообразными тембрами и, вместе с тем, подчеркивающего звуковое богатство фортепиано (следует заметить, что многие ученики, не имея дома акустических фортепиано, выполняют домашние задания на клавишных синтезаторах, однако подробное рассмотрение особенностей игры на синтезаторе не входит в план сегодняшнего занятия);
  • совместное прослушивание музыкальных иллюстраций в электронной записи с кратким обсуждением;
  • самостоятельный подбор учеником художественных иллюстраций, соответствующих образу музыкального произведения;
  • совместный просмотр художественных иллюстраций с кратким обсуждением;
  • домашнее чтение и пересказ художественных произведений, выражающих основные мысли, заложенные в музыке;
  • укрупнение нотного текста с помощью компьютера, облегчающее прочтение нотного рисунка;
  • работа с обычным нотным текстом из сборника;
  • подготовительные упражнения: отработка пианистических приемов на мелких этюдах и упражнениях с последующим применением полученных навыков;
  • исполнение учеником выученного на память произведения;
  • беседа (рассмотрение, разбор), направленная на выражение личного мнения каждого ученика о происходящем с ним и вокруг него и т.д.

В течение методического занятия мы рассмотрим (разберем, проанализируем, послушаем) несколько пьес из сборника Е. Гнесиной Избранные пьесы / составитель Ирина Шпигель.- М.: “С.К”,1990г. [VI - 3]. Сборник адресован учащимся младших классов детских музыкальных школ, в нем 43 произведения: этюды, тема с вариациями, пьесы с названиями, два ансамбля в четыре руки, два ансамбля для двух фортепиано. Произведения в учебнике, рассчитанном на три - четыре года обучения, подобраны по принципу движения “от простого к сложному”.

“Марш” C-dur (Приложение 3, <рисунок 1а,1б>, <рисунок 2>) предназначен для исполнения ансамблем в четыре руки. Пьеса полифонического склада, выдержана в одном приподнятом настроении. Форма изложения двухчастная, репризная. Две основные темы в обеих партиях развиваются параллельно. Тип изложения - имитационная полифония. Тема вступления, написанная в “завораживающем”, характерном для восточной музыки ритме, получает дальнейшее развитие в партии сопровождения.

Во время разбора пьесы вместе с ученицей 1 класса я обратила ее внимание на интонации, подобные петушиному “кукареку”, напомнила девочке сказку А.С.Пушкина “Золотой петушок”. Мы посмотрели иллюстрации к сказке (Приложение 4, <рисунок 1>), послушали оркестровое вступление к одноименной опере Н.А.Римского – Корсакова (CD, Приложение 5). На стр.4 вы видите следующие музыкальные примеры: фрагмент пьесы “Марш” Е.Гнесиной (Приложение 3: <рисунок 2> цифра 3: такты 14,15) и нотную строку, демонстрирующую “клич Петушка” из оперы Н.А.Римского - Корсакова “Золотой петушок” (Приложение 3: <рисунок 3>). Оба автора используют тональность C-dur, верхний регистр, сочетание альтерированных II и VI ступеней.

Е.Гнесина “Марш” (Приложение 3: <рисунок 2> цифра 3: такты 14,15)

Клич “Петушка” из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Золотой петушок”

(Приложение 3: <рисунок 3>)

Мама ученицы нашла в сказке А.С.Пушкина “Золотой петушок” строчки [VI-11]:

Вот - въезжает в город он…
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы…

Девочка переделала четверостишье по-своему, присочинив строчку, подходящую к ее интерпретации пьесы “Марш”, подобные рифмовки - проявление фантазии ребенка:

Вдруг раздался легкий звон,
Зазвучал дворцовый горн,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы…

Предварительная подготовка: изучение основных исполнительских штрихов произведения, нон легато и “портаменто”, на примерах №№4,5,6,7 из восьми пьес-этюдов, взятых в рассматриваемый сборник из “Фортепианной азбуки” Е.Гнесиной [VI-2] (Приложение 3: <рисунок 4>). Штрих “портаменто” добавлен мною к упражнению №7 в рабочем порядке как вариант работы над упражнением (Приложение 3: <рисунок 4>).

Ученица выучила первую часть I партии фортепианного ансамбля “Марш” на память, подготовила к академическому концерту. На методическом занятии “Марш” исполнен в двух вариантах. Первый вариант: исполнение первой части пьесы в ансамбле учитель-ученик, ученик - на клавишном синтезаторе, тембр синтезатора - trumpet (трубы), учитель - на фортепиано. Использование красочного тембра trumpet (трубы) хорошо передает сказочную атмосферу произведения. Второй вариант: исполнение пьесы фортепианным дуэтом преподавателей.

“Сказочка” g-moll (Приложение 3: <рисунок 5>) написана в простой трехчастной форме. Склад произведения полифонический, сочетание имитационной и подголосочной полифонии. Темп медленный, характер мы определили как глубоко печальный. “Интонации вздоха” перекликаются с мрачноватыми интонациями, расположенными в нижней части среднего регистра, похожими на плач кукушки. Динамический план произведения: p - pp. Пьеса “Сказочка” вызвала в памяти грустную ненецкую сказку, в которой мать превратилась в кукушку от обиды на своих ленивых детей, оставивших ее, больную и немощную, в холодном чуме (жилище ненцев), без воды и пищи. Две части из пьесы “Сказочка” прозвучали на методическом занятии в исполнении ученицы 2 класса, третья, заключительная часть пьесы, исполнена педагогом (прием дополнения).

Наряду с другими, на уроке представлена одна из любимых форм работы, ее можно назвать “экспресс-ситуацией”. Ученица выполнила задание, полученное в ходе занятия: в трехголосном эпизоде (Приложение 3: <рисунок 5> такты 7,8) самостоятельно распределила по ролям голоса между персонажами (верхний голос - дочь, нижний голос - сын, средний голос - мама-кукушка). Девочка исполнила в указанном эпизоде отдельно каждый голос, затем - три голоса вместе, подчеркнула особенности, характерные для каждого из персонажей.

Предварительная работа: изучение пьесы “Кукушка” (Приложение 3: <рисунок 6>) из “Фортепианной азбуки” Е.Гнесиной, “СК” 1959 г. [VI -1]. В указанном выше издании “Азбуки” эта пьеса имеет название “Кукушка”, в издании М.: “С.К.”, 1981[VI-2] название опущено. Пьеса “Кукушка” звучит в исполнении той же ученицы.

“Ладушки” (Приложение 3: <рисунок 7а, 7б>) - ансамбль в 4 руки - теплая ласковая песенка-прибаутка “на сон грядущий”, показана в исполнении преподавателей.

“Дождик” (Приложение 3: <рисунок 8а, 8б>) – пьеса-этюд с элементами подголосочной и скрытой полифонии. Темп исполнения Allegro, динамический план: p - pp. Пьеса производит эффект непрерывного шелестящего движения, в пианистическом плане довольно удобна. “Дождик” мы слушаем в исполнении преподавателя.

Все произведения в сборнике - это миниатюры, совершенные по форме, емкие по содержанию, ясные и понятные по изложению. В своих сочинениях Е.Гнесина преобразует теоретический материал в образно-эмоциональный, который пробуждает в учениках благоприятные здоровые чувства, стимулирует к учебной деятельности.

В ходе настоящего методического занятия соблюдены условия, располагающие к отзывчивости, единодушию учеников и преподавателя. Дети проявили собственную точку зрения, обнаружили умение ставить перед собой и решать исполнительские задачи, совмещающие чувственный и теоретический (рациональный) уровни познания, выразили адекватную оценку своим действиям. На занятии присутствовали педагоги школы, учащиеся класса, их родители.

Литература, электронный ресурс

  1. Гнесина, Е. Фортепианная азбука. - М., 1959.
  2. Гнесина, Е. Фортепианная азбука. - М.: “С.К.”, 1981.
  3. Гнесина, Е. Избранные пьесы / составитель Ирина Шпигель.– М.: “С.К”,1990.
  4. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей: Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1956. -С. 136-203.
  5. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - “Таланты XXI век” 2004 г., стр. 409.
  6. Коломиец В.Г. Восприятие музыки во взаимодействии: учитель-музыка-ученик.
  7. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства // ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАСПОРЯЖЕНИЕ от 25 августа 2008 г. N 1244-р. - г. Москва.
  8. Концепция начального музыкального образования в Детской школе искусств. - М., 2010.
  9. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект) / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - Москва, 2009.
  10. Мысли и изречения / составитель С.Х.Карин. - Алма-Ата, 1964.
  11. Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. - М.: “Художественная литература”, -1980.
  12. РАСПОРЯЖЕНИЕ от 4 сентября 2003 г. N 1587-РП /ОБ УСТАНОВКЕ В МОСКВЕ ПАМЯТНИКА Е.Ф. ГНЕСИНОЙ.
  13. Серпер Юрий (Калифорния). Три сестры в Москве или детище дочерей ростовского раввина // журнал Вестник. -11 декабря 2002.- №25(310).
  14. Чаурина Роза. Музыкальная фамилия//Научные чтения.

Электронный ресурс

  1. https://art.1sept.ru/articlef.php?ID=200701214
  2. http://bank.orenipk.ru/Text/t30_301.htm
  3. http://gazetaigraem.ru/a3201010?reply_to=46127
  4. http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/_Classics.htm
  5. http://www.vestnik.com/issues/2002/1211/win/serper.htm