Цель урока: ознакомить с вариантами использования старых, не нужных вещей, повторить пройденные темы ручных швов, научить аккуратности, бережливости, воспитать эстетический вкус, внимательность, проявление творческих способностей.
Методы обучения: словесно-иллюстративный рассказ, практическая работа.
Оборудование и материалы: старые шерстяные перчатки, ножницы, игла, нитки, бусинки, ткань, клей. Инструкционные карты.
Ход урока
1. Организационная часть.
Проверить готовность к уроку. Физкультминутка.
2. Изучение нового материала.
Сказка. Обсуждение сказки. Рассмотрение возможных вариантов поделок из старых вещей, применение их в быту.
3. Технологическая часть.
Разбор технологической последовательности выполнения заданной работы. Изготовление куклы из старой шерстяной перчатки.
А) Отрезать на перчатке пальчик 1 и зашить образовавшуюся прорезь.
Рисунок 1
(Для повторения темы учащимся в процессе хода урока задаются вопросы по пройденным ранее темам ручные стежки.)
Вопрос: Каким способом можно обработать разрез?
(Ответ: ручным обмёточным стежком, машинным швом, с изнаночной стороны).
Б) Разрезать на перчатке пальчик 3 и 4 по пунктирной линии, как показано на инструкционной карте. Сшейте их друг с другом. Получится голова куклы.
Рисунок 2, 3
Вопрос: Какими стежками можно обработать голову куклы?
(Ответ: ручной обмёточный стежок, ручной смёточный с изнаночной стороны).
В) Изготовление ножек куклы.
Рисунок 4
Г) Набить куклу ватой. Сшить ботиночки и пришить их к кукле.
Рисунок 5, 6
4. Творческая работа.
Изготовление лица и волос куклы. Волосы изготавливают из ниток и пришивают к голове. Глазки из бусинок, ротик вышивают или наклеить кусочек ткани. Кукла готова. Кукла-мальчик или девочка, будет, зависеть оформление внешних признаков.
(Одежда, волосы, декоративное оформление).
5. Практическая часть.
Самостоятельное изготовление куклы.
6. Заключительная часть.
Подведение итогов, разбор ошибок, демонстрация работ, оценка работ.
Уборка рабочего места.
Сказка “Путешествие в страну Антресолию”
В пыльном царстве, неухоженном государстве Антресолии жили-были старые, отслужившие свой век вещи: потёртая кожаная куртка, свалявшийся мохеровый шарф, дюжина застиранных рубашек, полинявшие, с сединой на коленях джинсы, расползшийся по швам пиджак.
Однажды, в один прекрасный, беспросветный день (да-да, беспросветный, ведь Антресолия живёт с закрытыми от мира дверцами), в пыльном царстве появился новый обитатель. Это была шерстенная красная перчатка. Самая обыкновенная – с пятью растопыренными пальцами.
- Здравствуйте,- сказала перчатка. Но никто не ответил ей...
Перчатке стало не по себе среди этой угрюмой публики. "Уж лучше бы я тоже потерялась", - подумала она, вспомнив о своей паре и о том, как ещё утром она грела руку хорошенькой девочки. А теперь вот судьба, а верней сказать мама той самой девочки, забросила её в Антресолию.
-Ух! - застонал кто-то.
- Моль всё проела!
Это был голос пиджака. Он был так стар, что вообще-то, предпочитал молчать: при каждом слове швы на нём расползались всё больше и больше. Из кармана пиджака, который был набит всякой всячиной, выбралась старая синяя перчатка. Тоже шерстяная и самая обыкновенная. Выбралась и поползла туда, где лежала её шерстяная сестричка... И вот они оказались вместе. Красная - новая и синяя - старая, мятая, рваная. Одна - одинокая, другая - старая и обе на правую руку, очень странная - но пара. Трудно сказать, как сложилась бы их дальнейшая судьба, потому, что в этот момент распахнулись дверцы, и пыльное царство замерло в ожидании, что же произойдёт дальше.
- Ой, да она здесь не одна, - сказала девочка. Та самая, что утром потеряла одну из своих красных перчаток.
- Бери обе, - ответил голос другой девочки...
Дверцы захлопнулись, и Антресолия погрузилась в привычную для неё темноту.
Тут заканчивается первая часть сказки и начинается вторая о чудном превращении старых и одиноких перчаток в забавные игрушки. Только не подумайте, что это произойдёт с помощью волшебной палочки. Надеяться надо на свою фантазию, умение, желание.
Методические рекомендации по проведению уроков технологии в блоке экологического воспитания с применением здоровьесберегающих технологий
На уроке из блока экологического воспитания: “Путешествие в страну Антресолию” успешно применяются здоровьесберегающие элементы. Цель работы в данном блоке уроков: познакомить с вариантами использования старых ненужных вещей, повторить пройденные темы, например, ручные швы, научить аккуратности и бережливости, воспитать эстетический вкус, внимательность, проявить и развить творческие способности - при такой работе уменьшить утомляемость учащихся. Во время проведения урока ведется разговор и о экологических проблемах.
Организационную часть уроков рекомендуется начинать с проведения небольшой разминки.
3 минуты от начала урока учащимся предлагается выполнить физкультминутку. Она будет направлена на активизацию внимания, слуха, зрения, снятия усталости, настрой на урок.
Учащимся предлагается несколько упражнений, которые заранее продумываются учителем. Вид упражнений будет зависеть так же и от того, каким по счёту запланирован урок в общем расписании школы. Если это 1-2 урок, то учащимся предлагается разновидность утренней гимнастики с элементами точечного массажа.
Если 3-4 урок или 5–6 урок, то элементы точечного массажа, гимнастику для глаз, упражнения на внимание.
Выполнение упражнений желательно проводить с музыкальным сопровождением.
В работе большое внимание отводится на эмоциональный положительный настрой учащихся на выполнение заданий.
Например: предлагается послушать сказку и принять участие в её обсуждение. Сказка подготовлена в шуточной форме, связана с темой урока. Сказка позволит настроить ребят на работу, сориентироваться в виде работы - и из чего она будет выполняться, включится в обсуждение.
При обсуждении сказки можно предложить ребятам заглянуть в “страну Антресолию”, которая находится у них дома. Дома, среди ненужных вещей, всегда можно обнаружить обрезки кожи, старые вещи и т.д. Не торопитесь их выбрасывать. Из них можно изготовить множество интересных поделок, которые станут оригинальным подарком к празднику и продемонстрируют ваши творческие способности.
Изготовление изделий из старых вещей позволит учащимся использовать и развить свою фантазию, освоить навыки шитья (старые вещи не так жалко портить), понять принцип экономии семейного бюджета. Поговорить об экологических проблемах.
Так как предмет связан с рукоделием, то основная часть уроков отводится на практическую работу, разбор технологической последовательности и выполнения задания. Чтобы облегчить выполнение задания, уменьшить утомляемость, сократить время на объяснения, ученикам предложено разработать карты технологической последовательности. Учитель предлагается сшить куклу из старой шерстяной перчатки.
На парте у каждого ученика находятся технологические карты с последовательностью обработки и описанием операции. Разбор операций производится устно с показом приёмов работ. За отведённое время учащиеся должны успеть выполнить основную обработку куклы: сшить голову, оформить ручки и ножки, набить куклу ватой. Таким образом, заготовка должна быть готова к концу урока. В процессе урока необходимо обратить внимание: на правильность выполнения операций, соблюдение правил техники безопасности, на время, отведённое на операцию, на исправление допущенных ошибок.
Учащиеся оформляют внешний вид куклы, её лицо, волосы, одежду, украшения.
Для того, чтобы облегчить труд ребят и сэкономить время на выполнение работы, учитель должен продумать организационный момент. Организация таких моментов позволит учащимся не отвлекаться от работы, спокойно выполнять её, не нервничать в поиске нужной детали.
На отдельном столике располагается всё, что учащимся будет необходимо для работы: кусочки цветной ткани, бусинки, пуговицы, разноцветные кусочки ниток, клей и другое. Так же необходимо обговорить с учащимися внешний вид куклы, способы её оформления.
На доске можно предложить ребятам приемы, при помощи которых можно будет добиться задуманного характера куклы. Решить, какой будет кукла – мальчик или девочка. От этого зависит прическа изделия, одежда.
Оговорить с учащимися способы оформления глаз и рта. Это могут быть пуговки разных цветов и размеров, наклеенные разноцветные кусочки ткани, а могут быть и элементы ручной вышивки. После того, как ваша кукла готова, поиграйте с ней. Предложите ребятам дать ей имя, описать её характер по внешним признакам. Таким способом мы снимем усталость учащихся. Поможем раскрыть и развить их фантазию, творчество.
За 3-5 минут до конца урока проводится физкультминутка. Проведите гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение, успокоится, подготовится к другому уроку.
Большое значение для ребят имеет оценка их работы. Не скупитесь на похвалу, найдите время отметить каждую работу.
Рисунок 1
Разрезать пальчики 3 и 4 по пунктирной линии. Сшить их друг с другом. Голова куклы.
Рисунок 2, 3
Отрезать пальчик 1, зашить образовавшуюся прорезь.
Рисунок 4
Из ниток сделать волосы. Из нижнего кроя вырезать не большой треугольник, ноги куклы.
Набить куклу ватой. Изготовить обувь и пришить её.
Рисунок 5, 6
Глаза сделать из бусинок, ротик вышить. Одежду сшить. ВАША кукла готова.
Дайте ей имя и с ней можно играть.