Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.
А.С. Пушкин (Из письма к П.Я. Чаадаеву)
Ход мероприятия
Звучат фанфары. На сцену выходит ведущий, следом за ним под «Марш Преображенского полка» появляются ассистенты ведущего, одетые в гусарские костюмы.
1 Ассистент ведущего:
История не терпит суесловья,
В ней только факты, даты, имена.
За ними чья-то непростая доля,
Великие свершенья и дела.
(Я.В. Смеляков)
2 Ассистент ведущего:
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережёт.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
Ведущий: Добрый день, дорогие участники игры, гости и болельщики! Мы рады приветствовать в этом зале юных знатоков истории Отечественной войны 1812 года!
Перед началом игры представляем жюри:
1)___________________ 2)____________________ 3)____________________
Ведущий: Сегодня в интеллектуальной командной игре «России славный 1812 год» принимают участие 3 команды-участницы по 5 человек (один из них – капитан команды). Участники игры-викторины должны проявить сообразительность, эрудированность, организованность. Представляем команды-участницы:
- Команда______________. Капитан команды:_____________.
- Команда______________ . Капитан команды:_____________.
- Команда______________. Капитан команды:_____________.
Напоминаем правила игры:
Игра состоит из трёх этапов.
I этап – Представление команд. Оценивание «Визитных карточек» команд-участниц.
II этап – Вопросы командам и дополнительное задание командам «Назовите героя!»
III этап – Конкурс капитанов. Тестовые задания.
IV этап – Подведение итогов.
Музыкальная заставка.
I этап.
Ведущий: Прошу капитанов команд подойти к столу жюри для проведения жеребьёвки, в результате которой определится порядок выступления команд в первом этапе нашей игры. В качестве домашнего задания командам надо было подготовить “Визитную карточку команды”. Ваша презентация визитной карточки будет оценена членами жюри по десятибалльной шкале.
Музыкальная заставка. Жеребьёвка.
Ведущий: Итак, предоставим слово (1, 2, 3) команде.
Выступление команд. Комментарии членов жюри.
Музыкальная заставка.
II этап.
1 Ассистент ведущего:
Судьба России, боль её и слава
В сердцах великих отклик свой нашли.
Они поведали потомкам правду
О временах, что в прошлое ушли!
Ведущий:
Дорогие ребята! Перед вами на экране игровое табло, которое разбито на сектора по определённым темам. Каждая тема включает в себя 4 вопроса различной степени сложности – от 10 до 40 баллов: 10 баллов можно получить за самый простой вопрос темы, 40 — за самый трудный. Участникам предоставляется возможность выбора темы и баллов, назначаемых за вопросы. Вопросы сформулированы в виде утверждений, но искомое слово в вопросе заменено местоимением. На обсуждение вопроса команде отводится 15 секунд. По окончании отведённого времени прозвучит гонг. Игроки в ходе обсуждения должны догадаться, о чём или о ком идёт речь в вопросе, и дать ответ. Если ответа от команды не последует или ответ будет неверным, то баллы, указанные в стоимости вопроса, будут вычтены из общего количества заработанных командой баллов, а право ответа будет предоставлено соперникам, получающим возможность заработать дополнительные баллы, при этом первой сможет ответить та команда, которая раньше других поднимет табличку, на которой указано её название.
Игровое табло
| Хроника войны | 10 | 20 | 30 | 40 |
| Герои и военачальники | 10 | 20 | 30 | 40 |
| Армия и вооружение | 10 | 20 | 30 | 40 |
| Памятники архитектуры | 10 | 20 | 30 | 40 |
| 1812 год в художественной литературе | 10 | 20 | 30 | 40 |
| Секрет | 10 | 20 | 30 | 40 |
Ведущий: Право выбора первого ответа имеет команда _____, набравшая большее количество баллов в первом этапе игры.
Примечание: В данном конкурсе принимают участие заранее подготовленные чтецы поэтических отрывков, используемых для комментирования вопросов и ответов.
Хроника войны
| Баллы | Дата | Ответ |
| 10 | 10(22) июня 1812 г. | Франция объявила войну России |
| 20 | 24-26 августа (5-7 сентября) 1812 г. | Бородинское сражение |
| 30 | 4-6 (16-18) августа 1812 г. | Смоленское сражение |
| 40 | 12(24) октября 1812 г. | Сражение при Малоярославце |
Герои и военачальники
| Баллы | Вопрос | Ответ |
| 10 | Этого военачальника называли «вихрь-атаманом» | Платов Матвей Иванович, граф, боевой генерал, командовал казачьими полками Чтец: Хвала, наш Вихорь атаман, Вождь невредимых, Платов! Твой очарованный аркан Гроза для супостатов. В.А. Жуковский |
| 20 | Это властитель дум всего XIX века, показавший, чего может добиться провинциальный лейтенант, обладающий интеллектом, силой воли и чрезмерными амбициями. | Наполеон Бонапарт |
| 30 | Этого героя-полководца солдаты называли Орлом, Белинский В.Г. – «львом русской армии» , Наполеон – «лучшим генералом русской армии» , а в высшем свете словами поэта поэта Г.Р. Державина «Бог рати он!» | Пётр Иванович Багратион Чтец: О, как велик, велик На-поле-он! Он хитр, и быстр, и тверд во брани; Но дрогнул, как к нему простер в бой длани С штыком Бог-рати-он. Г.Р. Державин |
| 40 | Он был самым молодым генералом, командовавшим артиллерией в 1812 году. Во время Бородинского сражения героически погиб, не дожив до 28-летия 4-х суток. | Александр Иванович Кутайсов Чтец: «...А ты, Кутайсов, вождь младой... Где прелести? Где младость? Увы! Он видим и душой Прекрасен был, как радость; В броне ли, грозный, выступал — Бросали смерть перуны; Во струны ль арфы ударял — Одушевлялись струны...» В.А. Жуковский |
Армия и вооружение
| Баллы | Вопрос | Ответ |
| 10 | Эта легкая кавалерия Русской Армии предназначалась для выполнения задач разведки, боевого охранения войск, связи, прикрытия флангов в бою, рейдов на коммуникации противника | Гусары. Чтец: Отвага, смекалка, гусарская честь – В гусаре все лучшее было и есть. Цвет нации, гордость и слава страны В полки из усатых гусар сведены. Шелопугин В. Звезда гусара |
| 20 | Эти кавалеристы носили каски с густым плюмажем из конского волоса, который защищал голову от сабельного удара. |
Драгуны. Чтец: То не инки, то не гунны, Ночь дрожит, как от огней – Темновласые драгуны Повскакали на коней… Дмитрова С.В. |
| 30 | Бытует мнение, что Денис Давыдов предложил Кутузову создать эти отряды, ставшие истинно бичом Божьим для неприятельской армии. | Партизанские отряды |
| 40 | Это русское военное изобретение было названо Единорогом. | Пушка-гаубица «Единорог» |
Памятники архитектуры
| Баллы | Вопрос | Ответ |
| 10 | Это сооружение было воздвигнуто в Санкт-Петербурге по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном | Александровская колонна на Дворцовой площади |
| 20 | По проекту этого архитектора был построен Храм Христа Спасителя | Константин Андреевич Тон |
| 30 | Это здание было построено в Москве к пятилетию празднования победы русского народа в Отечественной войне для проведения смотра и парада войск. | Московский Манеж |
| 40 | Изначальная функция этого сооружения была не только в украшении, но и носила символический характер – напоминание о событиях 1812 года и возрождении Москвы после войны. С этой целью при строительстве в его стены были включены обломки ряда разрушенных старинных зданий. | Грот «Руины» в Александровском саду |
1812 год в художественной литературе
| Баллы | Вопрос | Ответ |
| 10 | Кому В.А.Жуковский посвятил следующие строки? Чтец: Я зрел, как ты, впреди своих дружин, В кругу вождей, сопутствуем громами, Как божий гнев, шел грозно за врагами. |
Михаилу Илларионовичу Кутузову в стихотворении «Вождю победителей». |
| 20 | «Это – положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие – и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры – живою кистью – великим мастером…» (И.А. Гончаров). О каком произведении идет речь и кто его автор? |
Толстой Лев Николаевич. «Война и мир» |
| 30 | Какому герою 1812 года посвятила М. Цветаева
стихотворение
«Генералам двенадцатого года»? Чтец: Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие – И весело переходили В небытие. М. Цветаева |
Генералу
Александру Алексеевичу Тучкову (IV), герою Отечественной войны 1812 года. |
| 40 | Это произведение было написано первой в России женщиной-офицером. |
Н.А. Дурова «Записки кавалерист-девицы» |
Секрет
| Баллы | Вопрос | Ответ |
| 10 | Он командовал русской армией в начале Отечественной войны 1812 года. | Михаил Богданович Барклай-де-Толли Чтец: О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Всё в жертву ты принес земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчанье шел один ты с мыслию великой, И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. И тот, чей острый ум тебя и постигал, В угоду им тебя лукаво порицал... А.С. Пушкин «Полководец» |
| 20 | Об этом событии сохранилось следующее воспоминание очевидца: "Море огня разлилось по всем частям города. Пламя, волнуемое ветром, совершенно походило на морские волны, вздымаемые бурей. Горели магазины, жилые дома, госпитали, в которых находились русские раненые, церкви, где укрывались жители от грабителей..." | Пожар в Москве в 1812 году Чтец: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар… Пушкин А.С. «Евгений Онегин» |
| 30 | Этот художник-баталист – автор Панорамы «Бородинская битва» | Франц Алексеевич Рубо |
| 40 | В этот день был издан Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года. | 25 декабря 1812 (по старому стилю) – 6 января 1813 года (по новому стилю) |
Чтец 1:
Славных лиц в России много,
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Чтец 2:
Тот эскадру вёл отважно,
Тот солдат, тот славный князь.
Дел узор вплетали важный
В историческую вязь.
Чтец 1:
В сердце каждого потомка
Оставляли яркий след
Честной службой, битвой громкой,
Славой доблестных побед.
Чтец 2:
Нить истории прекрасна
Златом добрых, славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.
(Евгения Трушина)
Ведущий: Прекрасные стихотворные строчки Евгении Трушиной прозвучали неслучайно. Они предваряют очередное задание командам-участницам нашей игры.
Уважаемые игроки, на экране в течение минуты будут демонстрироваться портреты некоторых героев России Отечественной войны 1812 года, потом слайд сменится, и командам надо будет написать на листах бумаги фамилии этих героев под соответствующими номерами и передать членам жюри. Совпадение номера и фамилии героя оценивается в 1 балл. Дополнительные баллы (до 5) можно заработать за небольшой комментарий героической жизни того участника войны 1812 года, на которого укажут командам члены жюри.

1 – Герасим Курин; 2 – Тормасов А.П.; 3 – Василиса Кожина; 4 – Давыдов Д.В.; 5 – Раевский Н.Н.; 6 – Горчаков А.И.; 7 – Ермолов А.П.; 8 – Дохтуров Д.С.
Ведущий: Все вопросы отыграны, и мы переходим к следующему этапу нашей игры-викторины. За игровыми столами должны остаться только капитаны.
Звучит музыкальный фрагмент, во время которого члены команд пересаживаются на заранее отведённые для них места в зале.
III этап. Конкурс капитанов.
Ведущий: Капитанам команд надо ответить на пять тестовых заданий. Каждый правильный ответ – это 1 балл.
Внимание на экран.
-
Во время правления какого императора была Отечественная война 1812 года?
А) Петр I;
Б) Александр;
В) Николай I;
Г) Николай II. -
Армию Наполеона называли:
А) Императорская армия;
Б) Наполеоновская армия;
В) Национальная гвардия;
Г) Великая армия. -
После начала войны русское командование приняло решение соединить силы 1-й и 2-й армии. Обе армии соединились у города:
А) Смоленска;
Б) Витебска;
В) Орши;
Г) Бобруйска. -
После отступления из Москвы М.И. Кутузов занял позиции у деревни:
А) Тушино;
Б) Колпино;
В) Тарутино;
Г) Шевардино. -
Окончание Отечественной войны 1812 года обычно связывают с большим православным праздником:
А) Пасхи;
Б) Троицы;
В) Рождества;
Г) Крещения.
Ответы: 1-Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – В, 5 – В
Музыкальная заставка.
IV этап – подведение итогов.
Чтец 1:
В потоке времени, в сплетении дорог
Бывало всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига, и тяжкий плен тревог,
Война и мир, победы, пораженья.
Чтец 2:
И вот миновали те годы,
Столетия вслед протекли.
Народы сменили народы,
Лицо изменилось Земли.
Чтец 1:
Но нити времён не порвались,
Мы дети всё той же Земли.
Нам предки страну завещали
Беречь, защищать и любить.
Ведущий: Команды! Прошу выйти на сцену! Уважаемые члены жюри! Мы с нетерпением ждём результатов подсчёта баллов, заработанных нашими участниками игры.
Звучат фанфары. Награждаются победители, отмечаются сертификатами участники игры. Фотографирование на память.
Список использованной литературы.
- Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.
- Балязин, В. Н. История России в занимательных рассказах; притчах и анекдотах. IX—XIX века / В. Н. Балязин. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2005. — 222, [2] с. : ил., 16 л. цв. вкл. — (Познавательно! Занимательно!).
- "Бессмертен тот. Отечество кто спас": Михаил Илларионович Кутузов / Б.С. Абалихин, B.C. Антонов, Л.П. Богданов и др. – М.: Мысль, 1995. – 303 с.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIXв. Учебник для 8 кл. – М., “Просвещение”, 2009.-366 с., ил.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. М.: ВЛАДОС, 2002. – 260 с.
- Жилин П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов: Жизнь и полководческая деятельность. – 3-е изд., доп. – М.: Воениздат, 1987.-367 с.
- Ляшенко Л.М. История России XIX в. Дидактические материалы. – М, “Дрофа”, 2001.
- Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997, – 192с.
- Смеляков Я. В. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1977. — Т. 2. — С. 21.
- Соловьев В. История России для детей и взрослых. – М., “Белый город”, 2003.
- Степанищев А.Т. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., “Дрофа”, 1999.
- Чеботарева Н.И. Олимпиадные задания по истории России: 9-11 кл.- М.: Учитель, 2006.- 170 с.