Цели урока:
- закреплять понятия корень, формировать умения подбирать однокоренные слова;
- познакомить с двумя признаками однокоренных слов,
- развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;
- развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
- воспитание любви к родному языку, к русским традициям.
Оборудование: учебное пособие “Мир родного языка”: 2 класс. Часть III. – М., 2011.- 68 с.: ил. (авторы Л.П.Барлыкина, Л.А.Обухова, О.А. Попова), Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70 с., с. 239, мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение 1), таблички со словами, карточки для самостоятельной работы (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
II. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? (Упр. 5 с.133. Нужно было списать слова, продолжить ряд слов)
Берёза, берёзовый, … .
Снежок, подснежник, … .
Смола, смолистые, …
- Почитайте слова, что общего в каждом ряду слов, чем они похожи?
(В каждой строчке слова, в которых есть одинаковая часть и у них общее значение)
- Назовите корни в этих словах.
(Слайд 2)
Берёза, берёзовый, берёзка,
берёзонька, подберёзовик. Снежок, подснежник, снежинка, снежный, снег. Смола, смолистые, смоляной. |
III. Актуализация опорных знаний
(Слайд 3)
– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)
– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые не обозначают звука – Ь.)
– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?
(Дети отвечают на вопросы.)
– Какая лишняя среди согласных? Почему?
(Ответы детей.)
- Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово “КОРЕНЬ”.) (Слайд 4)
– Слово “КОРЕНЬ” – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием “корень”. Что же это такое?
(Ученики дают свои ответы или с помощью “Словаря русского языка” С.И. Ожегова находят толкование слова “КОРЕНЬ”.)
Ко'рень, -рня, мн. -рни, -рней, м. 1. Подземная часть растения для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Пустить корни (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.) Вырвать с корнем (также перен.: уничтожить совсем)1. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно). 3. перен. Начало, источник, основа чего-н. Корень зла. 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: число, которое при возведении его в определённую степень, даёт данное число. Квадратный корень. Извлечь корень.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70с., с. 239 |
– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться. (Вспомним, что такое корень слов. Вспомним признаки однокоренных слов, научимся находить корень в однокоренных слова.)
(Слайд 5)
– Правильно, тема нашего урока “Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов"
IV. Чистописание
– Обратите внимание на слово “корень”. Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)
– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке
(Слайд 6)
Кки Кке Ккё …
Ккю Ккя
(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на мягкость согласного.)
V. Словарно-орфографическая работа
1. Повторение ранее изученных слов
- Продолжите фразы и запишите слова, которыми вы дополняли мои фразы:
1. Москва, Киев, Минск - … (города). (Слайд 7)
2. Чашки, тарелки, блюдца - … (посуда). (Слайд 8)
3. На заборе очень громко
Утром каркала… (ворона). (Слайд 9)
4. После пятницы идет … (суббота). (Слайд 10)
5. На пеньке растут опята
Очень дружные … (ребята). (Слайд 11)
6. Ты держи всегда в порядке
Книжки, ручки и … (тетрадки). (Слайд 12)
Проверка: (Слайд 13) (на доске карточки со словарными словами)
Словарная работа Города, посуда, ворона, суббота, ребята, тетрадки. |
2. Знакомство с новым словом
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его прочитать, установив закономерность и правильно расставив столбики с буквами.
(Слайд 14)
- Какое слово у вас получилось? (Берёза) (Слайд 15)
- Правильно. Это слово БЕРЁЗА.
- Подберите родовое понятие к слову берёза. (Дерево)
- Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
- Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
- Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
- Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)
– Что вы можете рассказать о берёзе (Сообщение подготовленного ученика)
Ученик: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает “белый”. Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы.
(Слайд 16)
Учитель: Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 видов берёзы. Растёт она в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Берёза относится к лесообразующей и декоративная породе. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов берёзы охраняются. (например, Карельская береза)
Учитель: Берёза - символ плодородия и воплощение небесного сияния и света, защищает от ведьм, отгоняет злых духов. Древние славяне полагали, что Берегиня – это великая богиня, которая оберегает людей.
(Слайд 17)
Ученик: Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение сохранилось лишь в немногих источниках… Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.
Учитель: К Берегине особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.Отсюда и пошло слово "оберег ".
- На какой слог в слове берёза падает ударение?
- Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль рассказа о берёзе, который рассказала Алина, поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый.)
-Что узнали нового? (Познакомились с новым словарным словом. Узнали, как записывается это слово, и что слово берёза в давние времена обозначало: белый. Узнали о богине Берегине.)
VI. Изучение нового материала
VII. Формулирование темы урока
- Продолжаем работу. Сформулируем тему урока. (Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов) (Слайд 18)
- Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
- Вспомните 2 признака родственных слов (1.Одинаковый корень, 2. Общее значение) (Слайд 19)
1. Упражнения в определении корня в однокоренных словах. Работа по учебнику
Упражнение 7, с. 135. (Слайд 20) (Самостоятельная работа)
- Прочитайте задание. (Прочитать, озаглавить текст. Списать, в родственных словах выделить корень.)
- Как можно озаглавить текст? (Русская берёза. Берёза. Русская красавица и т.п.)
Дополнительное задание.
- Найти главные члены предложения в последнем предложении (Комментированный разбор у доски)
Проверка написанного (Слайд 21)
2. Устная работа
(На магнитную доску крепятся карточки с однокоренными словами)
- Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.
- Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)
- Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)
- Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)
- А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)
- Найдите общую часть родственных слов. (Берёз)
- Подведём итог. Что же такое корень?
Ученик: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.
- Напишите и закончите предложение:
Под берёзой растут (подберёзовики).
- Выделите корень в родственных словах.
4. Разбор по составу слова подберёзовик (1 ученик у доски)
VIII. Физкультминутка (музыкальная)
IX. Закрепление изученного материала
X. Упражнение 6, с. 135 - самостоятельная работа по вариантам. (Слайд 22)
- Записать родственные слова, выделить корень
1 вариант: корень -сад-
2 вариант: корень –лес-
Проверка: (Слайд 23)
1. Упражнение “Слова потерялись” (распределить слова на две группы)
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
сад садовый садовник садик садочек посадка пересадка |
лес лесной лесник лесочек залесье лесовик перелесок |
- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
2. Самостоятельная работа по рядам: (Слайд 24)
- Списать слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выделить корень.
1 ряд: Небо, н(и, е)беса, н(и,е)бесный.
2 ряд: Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е, и)говик.
3 ряд: Соль, с (о,а)лёный, с(о,а)лить.
Проверка (Слайд 25)
Тест-опрос (Слайд 26)
- Сейчас я предлагаю вам провести небольшой тес по теме урока. Будьте внимательны!
Тест-опрос | |
Вопросы | Ответы |
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова. | |
Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. | |
Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть. | |
Корень – это общая часть близких по смыслу слов. | |
Согласные звуки в корнях могут чередоваться. | |
Фамилия, имя: |
Проверка: (Слайд 27) Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +
XI. Домашнее задание. (Слайд 28)
- С.137, упр.8.
- С.139, упр. 10.
- Составить устный рассказ, используя рассказ, используя однокоренные слова.
- Индивидуальная работа по карточкам.
(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)
XII. Итог урока. Выставление оценок
– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка. На уроке нам пришлось заниматься
всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение.
(Слайд 29)
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Всем спасибо за урок! (Слайд 30)
Приложение 2
1 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.
2 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.
3 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.