Цели урока:
- закреплять понятия корень, формировать умения подбирать однокоренные слова;
- познакомить с двумя признаками однокоренных слов,
- развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;
- развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
- воспитание любви к родному языку, к русским традициям.
Оборудование: учебное пособие “Мир родного языка”: 2 класс. Часть III. – М., 2011.- 68 с.: ил. (авторы Л.П.Барлыкина, Л.А.Обухова, О.А. Попова), Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70 с., с. 239, мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение 1), таблички со словами, карточки для самостоятельной работы (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
II. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? (Упр. 5 с.133. Нужно было списать слова, продолжить ряд слов)
Берёза, берёзовый, … .
Снежок, подснежник, … .
Смола, смолистые, …
- Почитайте слова, что общего в каждом ряду слов, чем они похожи?
(В каждой строчке слова, в которых есть одинаковая часть и у них общее значение)
- Назовите корни в этих словах.
(Слайд 2)
| Берёза, берёзовый, берёзка,
берёзонька, подберёзовик. Снежок, подснежник, снежинка, снежный, снег. Смола, смолистые, смоляной. |
III. Актуализация опорных знаний
(Слайд 3)
– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)
– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые не обозначают звука – Ь.)
– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?
(Дети отвечают на вопросы.)
– Какая лишняя среди согласных? Почему?
(Ответы детей.)
- Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово “КОРЕНЬ”.) (Слайд 4)
– Слово “КОРЕНЬ” – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием “корень”. Что же это такое?
(Ученики дают свои ответы или с помощью “Словаря русского языка” С.И. Ожегова находят толкование слова “КОРЕНЬ”.)
Ко'рень, -рня, мн. -рни, -рней, м. 1. Подземная часть растения для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Пустить корни (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.) Вырвать с корнем (также перен.: уничтожить совсем)1. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно). 3. перен. Начало, источник, основа чего-н. Корень зла. 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: число, которое при возведении его в определённую степень, даёт данное число. Квадратный корень. Извлечь корень.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70с., с. 239 |
– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться. (Вспомним, что такое корень слов. Вспомним признаки однокоренных слов, научимся находить корень в однокоренных слова.)
(Слайд 5)
– Правильно, тема нашего урока “Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов"
IV. Чистописание
– Обратите внимание на слово “корень”. Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)
– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке
(Слайд 6)
Кки Кке Ккё …
Ккю Ккя
(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на мягкость согласного.)
V. Словарно-орфографическая работа
1. Повторение ранее изученных слов
- Продолжите фразы и запишите слова, которыми вы дополняли мои фразы:
1. Москва, Киев, Минск - … (города). (Слайд 7)
2. Чашки, тарелки, блюдца - … (посуда). (Слайд 8)
3. На заборе очень громко
Утром каркала… (ворона). (Слайд 9)
4. После пятницы идет … (суббота). (Слайд 10)
5. На пеньке растут опята
Очень дружные … (ребята). (Слайд 11)
6. Ты держи всегда в порядке
Книжки, ручки и … (тетрадки). (Слайд 12)
Проверка: (Слайд 13) (на доске карточки со словарными словами)
| Словарная работа Города, посуда, ворона, суббота, ребята, тетрадки. |
2. Знакомство с новым словом
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его прочитать, установив закономерность и правильно расставив столбики с буквами.
(Слайд 14)
- Какое слово у вас получилось? (Берёза) (Слайд 15)
- Правильно. Это слово БЕРЁЗА.
- Подберите родовое понятие к слову берёза. (Дерево)
- Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
- Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
- Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
- Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)
– Что вы можете рассказать о берёзе (Сообщение подготовленного ученика)
Ученик: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает “белый”. Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы.
(Слайд 16)
Учитель: Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 видов берёзы. Растёт она в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Берёза относится к лесообразующей и декоративная породе. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов берёзы охраняются. (например, Карельская береза)
Учитель: Берёза - символ плодородия и воплощение небесного сияния и света, защищает от ведьм, отгоняет злых духов. Древние славяне полагали, что Берегиня – это великая богиня, которая оберегает людей.
(Слайд 17)
Ученик: Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение сохранилось лишь в немногих источниках… Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.
Учитель: К Берегине особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.Отсюда и пошло слово "оберег ".
- На какой слог в слове берёза падает ударение?
- Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль рассказа о берёзе, который рассказала Алина, поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый.)
-Что узнали нового? (Познакомились с новым словарным словом. Узнали, как записывается это слово, и что слово берёза в давние времена обозначало: белый. Узнали о богине Берегине.)
VI. Изучение нового материала
VII. Формулирование темы урока
- Продолжаем работу. Сформулируем тему урока. (Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов) (Слайд 18)
- Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
- Вспомните 2 признака родственных слов (1.Одинаковый корень, 2. Общее значение) (Слайд 19)
1. Упражнения в определении корня в однокоренных словах. Работа по учебнику
Упражнение 7, с. 135. (Слайд 20) (Самостоятельная работа)
- Прочитайте задание. (Прочитать, озаглавить текст. Списать, в родственных словах выделить корень.)
- Как можно озаглавить текст? (Русская берёза. Берёза. Русская красавица и т.п.)
Дополнительное задание.
- Найти главные члены предложения в последнем предложении (Комментированный разбор у доски)
Проверка написанного (Слайд 21)
2. Устная работа
(На магнитную доску крепятся карточки с однокоренными словами)
- Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.
- Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)
- Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)
- Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)
- А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)
- Найдите общую часть родственных слов. (Берёз)
- Подведём итог. Что же такое корень?
Ученик: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.
- Напишите и закончите предложение:
Под берёзой растут (подберёзовики).
- Выделите корень в родственных словах.
4. Разбор по составу слова подберёзовик (1 ученик у доски)
VIII. Физкультминутка (музыкальная)
IX. Закрепление изученного материала
X. Упражнение 6, с. 135 - самостоятельная работа по вариантам. (Слайд 22)
- Записать родственные слова, выделить корень
1 вариант: корень -сад-
2 вариант: корень –лес-
Проверка: (Слайд 23)
1. Упражнение “Слова потерялись” (распределить слова на две группы)
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
| сад садовый садовник садик садочек посадка пересадка |
лес лесной лесник лесочек залесье лесовик перелесок |
- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
2. Самостоятельная работа по рядам: (Слайд 24)
- Списать слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выделить корень.
1 ряд: Небо, н(и, е)беса, н(и,е)бесный.
2 ряд: Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е, и)говик.
3 ряд: Соль, с (о,а)лёный, с(о,а)лить.
Проверка (Слайд 25)
Тест-опрос (Слайд 26)
- Сейчас я предлагаю вам провести небольшой тес по теме урока. Будьте внимательны!
| Тест-опрос | |
| Вопросы | Ответы |
| 1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова. | |
| Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. | |
| Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть. | |
| Корень – это общая часть близких по смыслу слов. | |
| Согласные звуки в корнях могут чередоваться. | |
| Фамилия, имя: | |
Проверка: (Слайд 27) Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +
XI. Домашнее задание. (Слайд 28)
- С.137, упр.8.
- С.139, упр. 10.
- Составить устный рассказ, используя рассказ, используя однокоренные слова.
- Индивидуальная работа по карточкам.
(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)
XII. Итог урока. Выставление оценок
– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка. На уроке нам пришлось заниматься
всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение.
(Слайд 29)
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Всем спасибо за урок! (Слайд 30)
Приложение 2
1 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.
2 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.
3 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.