Тема урока: "НЕ с наречиями на -О, -Е"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Закрепление умения писать наречия слитно, раздельно.

2. Закрепление умения различать наречия и омонимичные словоформы.

3. Формирование умения самостоятельно формулировать правило.

4. Развивать речь, логическое мышление, внимание и память обучаемых.

5. Воспитывать чувство ответственности, взаимопонимания и взаимопомощи при работе в группе.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на групповой основе.

Оборудование: мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), пустые таблицы для заполнения к слайду №7, кроссворды к слайду №9, орфографический словарь под редакцией Д.Н.Ушакова, жетоны.

План проведения урока

Этапы урока Приемы и методы Время (мин.)
I. Оргмомент Прием актуализации (слайд 2) 2
II. Работа по теме урока:

1-я станция “Веселые картинки”

 

2-я станция “Эрудит”

 

 

3-я станция “Четвертый лишний”

 

4-я станция “Грамотей”

 

5-я станция “Волшебные квадраты”

1. Исследовательский метод (слайды 3-7): работа с опорными схемами и заполнение таблицы.

2. Закрепление изученного материала. “Мозговая атака” - заполнение кроссворда (слайд 9)

3. Проблемный вопрос (слайды 11, 12)

4. Диагностика усвоения материала (взаимоконтроль) (слайды 14, 15)

5. Корректировка знаний и обобщение изученного (слайд 17)

10

 

 

8

 

2

 

8

 

 

5

III. Подведение итогов и выставление оценок Рефлексия 4
IV. Дифференцированное домашнее здание (слайд 19): упр. 176 устно, 177 письменно или упр. 176 устно, составить словарный диктант из 25 слов по теме урока.   1

Ход урока

№ этапа
урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Приветствие, проверка присутствующих на уроке, ведение беседы по вопросам целеполагания. Запуск презентации, знакомство с картой (слайд 2), объяснение условий продвижения по карте Приготовление к уроку, формулирование целей урока
2. 2.1. Показ слайдов с сюжетными картинками-подсказками и ведение эвристической беседы по теоретической части урока. Вручение поощрительных жетонов группе за быстрое и качественное выполнение задания В процессе беседы просмотр слайдов 3-7, осмысливание увиденного,

выдвижение гипотезы, собирание материала по теме и как результат – заполнение таблицы группой и сверка с экраном

  2.2. Объяснение, как заполнять кроссворд. Вручение жетонов группе Работа в группах по заполнению кроссвордов, общая сверка работ, обсуждение ошибок
  2.3. Постановка проблемного вопроса (слайды 11, 12), вручение жетонов Решение проблемного вопроса, объяснение
  2.4. Объяснение, как работать с графическим диктантом (слайд 14) Выполнение графического диктанта (слайд14) (ставят “+”, если НЕ с наречиями пишется слитно, и ставят “-”, если НЕ с наречиями пишется раздельно). Взаимопроверка, сверка работ с экраном (слайд 15), оценка работ
  2.5. Объяснение целей работы с “Волшебными квадратами” (слайд 17), вручение жетонов за правильные ответы Устно работают ученики, допустившие ошибки в графическом диктанте, остальные ребята слушают их ответы и при необходимости исправляют неточности в ответе
3. Подведение итогов: беседа о достижении целей урока, выставление оценок, подготовка к рефлексии Делятся мнением об умениях, навыках, знаниях, полученных на уроке, с какими трудностями столкнулись при выполнении заданий. Заполнение карточек (рефлексия)
4. Сообщение домашнего задания и принцип его дифференциации. Ответы на возникающие вопросы Запись домашнего задания, вопросы по домашнему заданию

Список используемой литературы:

  1. М.М.Разумовская. Учебник русского языка.
  2. Н.Ю.Анашина. День словесности в школе.
  3. А.О.Орг. Олимпиады по русскому языку.
  4. Т.Б.Трошева. Русский язык: система подготовки к ЕГЭ.
  5. В.В.Бабайцева, О.А.Сальникова. Русский язык – тренинг по орфографии.

Пояснительная записка к мультимедийной презентации к уроку “не с наречиями на –о, -е

Использование информационных технологий на уроках русского языка, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, наиболее полно реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся и разнообразить формы работы на уроке. По этой причине выбрана форма мультимедийной презентации, что способствует более качественному изучению и осмыслению такой традиционно сложной для понимания и запоминания темы как “Не с наречиями на -о, -е”.

В компьютерной презентации используются разнообразные картинки - подсказки, наглядно, визуально помогающие сформулировать соответствующие правила. Визуализация, яркие зрительные образы значительно облегчают процесс восприятия и запоминания правил. Это подтверждают результаты графического диктанта: из 28 человек, выполнявших работу, на “5” выполнили 17 человек, на “4” выполнили 9 человек, на “3” выполнили 2 человека.

Для успешного закрепления изученного материала выбран такой вид урока, как путешествие, поэтому данная презентация позволяет гораздо легче воспринимать на слух и зрительно изученный материал, запоминать его и наиболее полно реализовать цели урока.

Подобранные иллюстрации, и музыкальное сопровождение позволяют снизить эмоциональный барьер при изучении сложной темы и помогают создать условия успешности на уроке для всех детей без исключения. Цветовая гамма заголовков, их размеры и местоположение на слайде также выбиралось с целью акцентировать внимание учащихся на отдельных моментах, поэтому выбирались яркие, контрастные, жизнерадостные цвета.

Данная презентация показывается на втором уроке из двух по данной теме с целью закрепления умения писать грамотно НЕ с наречиями на -О, -Е, с целью корректировки знаний в ошибкоопасных местах и прочного запоминания правила. Данная презентация разнообразит формы и методы обучения в целом, приводит к смене форм деятельности во время урока, что способствует реализации условий успешности как для учащихся, так и для учителя.

Презентация

1 слайд – интернет-ресурс – http:/www.edu.nsu.ru/vmrus.

2, 8, 10, 13, 16, 18 слайды – на основе интерфейса игры “Кузя. Остров сокровищ” МедиаХауз, издание 2000.

3, 4, 5 слайды – на основе иллюстраций книги Л.М.Зельмановой “Герои мультфильмов у нас в гостях”.

6 слайд - интернет-ресурс.

7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19 слайды – авторская разработка.