Цели урока:
1. Закрепление умения писать наречия слитно, раздельно.
2. Закрепление умения различать наречия и омонимичные словоформы.
3. Формирование умения самостоятельно формулировать правило.
4. Развивать речь, логическое мышление, внимание и память обучаемых.
5. Воспитывать чувство ответственности, взаимопонимания и взаимопомощи при работе в группе.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология урока: на групповой основе.
Оборудование: мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), пустые таблицы для заполнения к слайду №7, кроссворды к слайду №9, орфографический словарь под редакцией Д.Н.Ушакова, жетоны.
План проведения урока
№ | Этапы урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
I. | Оргмомент | Прием актуализации (слайд 2) | 2 |
II. | Работа по теме урока: 1-я станция “Веселые картинки”
2-я станция “Эрудит”
3-я станция “Четвертый лишний”
4-я станция “Грамотей”
5-я станция “Волшебные квадраты” |
1. Исследовательский метод (слайды 3-7):
работа с опорными схемами и заполнение таблицы. 2. Закрепление изученного материала. “Мозговая атака” - заполнение кроссворда (слайд 9) 3. Проблемный вопрос (слайды 11, 12) 4. Диагностика усвоения материала (взаимоконтроль) (слайды 14, 15) 5. Корректировка знаний и обобщение изученного (слайд 17) |
10
8
2
8
5 |
III. | Подведение итогов и выставление оценок | Рефлексия | 4 |
IV. | Дифференцированное домашнее здание (слайд 19): упр. 176 устно, 177 письменно или упр. 176 устно, составить словарный диктант из 25 слов по теме урока. | 1 |
Ход урока
№ этапа урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Приветствие, проверка присутствующих на уроке, ведение беседы по вопросам целеполагания. Запуск презентации, знакомство с картой (слайд 2), объяснение условий продвижения по карте | Приготовление к уроку, формулирование целей урока |
2. | 2.1. Показ слайдов с сюжетными картинками-подсказками и ведение эвристической беседы по теоретической части урока. Вручение поощрительных жетонов группе за быстрое и качественное выполнение задания | В процессе беседы просмотр
слайдов 3-7, осмысливание увиденного, выдвижение гипотезы, собирание материала по теме и как результат – заполнение таблицы группой и сверка с экраном |
2.2. Объяснение, как заполнять кроссворд. Вручение жетонов группе | Работа в группах по заполнению кроссвордов, общая сверка работ, обсуждение ошибок | |
2.3. Постановка проблемного вопроса (слайды 11, 12), вручение жетонов | Решение проблемного вопроса, объяснение | |
2.4. Объяснение, как работать с графическим диктантом (слайд 14) | Выполнение графического диктанта (слайд14) (ставят “+”, если НЕ с наречиями пишется слитно, и ставят “-”, если НЕ с наречиями пишется раздельно). Взаимопроверка, сверка работ с экраном (слайд 15), оценка работ | |
2.5. Объяснение целей работы с “Волшебными квадратами” (слайд 17), вручение жетонов за правильные ответы | Устно работают ученики, допустившие ошибки в графическом диктанте, остальные ребята слушают их ответы и при необходимости исправляют неточности в ответе | |
3. | Подведение итогов: беседа о достижении целей урока, выставление оценок, подготовка к рефлексии | Делятся мнением об умениях, навыках, знаниях, полученных на уроке, с какими трудностями столкнулись при выполнении заданий. Заполнение карточек (рефлексия) |
4. | Сообщение домашнего задания и принцип его дифференциации. Ответы на возникающие вопросы | Запись домашнего задания, вопросы по домашнему заданию |
Список используемой литературы:
- М.М.Разумовская. Учебник русского языка.
- Н.Ю.Анашина. День словесности в школе.
- А.О.Орг. Олимпиады по русскому языку.
- Т.Б.Трошева. Русский язык: система подготовки к ЕГЭ.
- В.В.Бабайцева, О.А.Сальникова. Русский язык – тренинг по орфографии.
Пояснительная записка к мультимедийной презентации к уроку “не с наречиями на –о, -е”
Использование информационных технологий на уроках русского языка, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, наиболее полно реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся и разнообразить формы работы на уроке. По этой причине выбрана форма мультимедийной презентации, что способствует более качественному изучению и осмыслению такой традиционно сложной для понимания и запоминания темы как “Не с наречиями на -о, -е”.
В компьютерной презентации используются разнообразные картинки - подсказки, наглядно, визуально помогающие сформулировать соответствующие правила. Визуализация, яркие зрительные образы значительно облегчают процесс восприятия и запоминания правил. Это подтверждают результаты графического диктанта: из 28 человек, выполнявших работу, на “5” выполнили 17 человек, на “4” выполнили 9 человек, на “3” выполнили 2 человека.
Для успешного закрепления изученного материала выбран такой вид урока, как путешествие, поэтому данная презентация позволяет гораздо легче воспринимать на слух и зрительно изученный материал, запоминать его и наиболее полно реализовать цели урока.
Подобранные иллюстрации, и музыкальное сопровождение позволяют снизить эмоциональный барьер при изучении сложной темы и помогают создать условия успешности на уроке для всех детей без исключения. Цветовая гамма заголовков, их размеры и местоположение на слайде также выбиралось с целью акцентировать внимание учащихся на отдельных моментах, поэтому выбирались яркие, контрастные, жизнерадостные цвета.
Данная презентация показывается на втором уроке из двух по данной теме с целью закрепления умения писать грамотно НЕ с наречиями на -О, -Е, с целью корректировки знаний в ошибкоопасных местах и прочного запоминания правила. Данная презентация разнообразит формы и методы обучения в целом, приводит к смене форм деятельности во время урока, что способствует реализации условий успешности как для учащихся, так и для учителя.
1 слайд – интернет-ресурс – http:/www.edu.nsu.ru/vmrus.
2, 8, 10, 13, 16, 18 слайды – на основе интерфейса игры “Кузя. Остров сокровищ” МедиаХауз, издание 2000.
3, 4, 5 слайды – на основе иллюстраций книги Л.М.Зельмановой “Герои мультфильмов у нас в гостях”.
6 слайд - интернет-ресурс.
7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 19 слайды – авторская разработка.