Урок русского языка "Грамматическая основа предложений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

  1. Развивать умения находить грамматическую основу в предложениях.
  2. Знакомить с известными поэтами – сказочниками.
  3. Развивать умения находить предложения в тексте к схемам.
  4. Воспитывать интерес к литературному чтению и русскому языку.

Оборудование: компьютер с мультимедиа и выходом в Интернет, ноутбук с приготовленной на нём презентацией, карточки с текстами, портреты писателей

Ход урока

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказкам. Будем работать с текстами сказок и закреплять знания о грамматической основе предложения.

III. Минутка чистописания (на доске).

П

Пушкин А.С.

Пётр Павлович Ершов

- Ребята, а кто знает из вас, чьи фамилии и имена вы написали?

IV. Работа с компьютером по группам.

Задание 1 группе: Найти информацию о А.С. Пушкине, используя презентацию, приготовленную учителем.

Задание 2 группе: Используя Интернет найти информацию об П.П. Ершове,

(Адрес: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00230151189690420237/)

Памятка для групп: 1. Выбрать правильно портрет писателя на доске;

2. Когда и где родился писатель? (Годы жизни)

3. Кто были его родители?

4. Что пишет автор?

5. Какие сказки написал?

*Рассказы детей.

V. Повторение пройденного.

-Что такое грамматическая основа предложения?

- Как найти грамматическую основу предложения?

- Подберите слова по схеме:

(кто?)_____________ (что делает?) ______________

(что?) _____________(что делала?) ______________

VI. Работа в парах по карточкам.

- Выписать из отрывка сказок грамматическую основу с вопросами.

1 ряд:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,-
Пришёл невод с одною тиной.

2 ряд:

В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют они государевой жене.

3 ряд:

Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу.
Знать столица та была недалече от села.
В долгом времени аль вскоре
Приключилось с ними горе.
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
Мужики такой печали отродяся не видали.

VII. Проверка самостоятельной работы. (Слайды)

VIII. Физминутка.

IX. Коллективная работа.

*Задание: Составить предложения по схемам.

(Кто?)________ (что делает?) ______________

(Кто?)________ (что делала?) ______________

(Кто?)_________ (что сделали?)____________

- Сколько слов в предложении?

- Прочитайте вопросы. Что будут означать эти слова в предложении?

- Составьте предложение. Из чего же оно состоит? (Из грамматической основы)

- Как сделать предложение длиннее?

- Добавьте слова. Помните: в предложении слова связаны по смыслу.

- Запишите предложение.

X. Самостоятельная работа.

*Задание: Выписать грамматическую основу. (Каждому ребёнку выдаётся четверостишье из сказок Пушкина и Ершова). Приложение.

XI. Итог урока.

- По чьим сказкам сегодня путешествовали?

- Что вы узнали об этих писателях?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: что делал? что делает? что сделает?

- Что показывают эти слова в предложении?

XII. Домашнее задание. Д.м. упр 73.

Презентация 1

Презентация 2