Тема урока: "Оксид серы (VI). Серная кислота". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


План урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Опрос домашнего задания.(5 мин.)
  3. Актуализация знаний (5 мин.)
  4. Практическая работа. (20 мин.)
  5. Специфические свойства серной кислоты. (5 мин.)
  6. Применение серной кислоты. (5 мин.)
  7. Выставление оценок (3 мин.)

Цели  урока.

I. Познавательная

  1. Закрепить и углубить теоретические знания школьников о химических свойствах кислот с точки зрения ТЭД.
  2. Познакомить учащихся со свойствами  серной  кислоты (с общими для других и специфическими).
  3. Закрепить знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях на примере свойств концентрированной серной кислоты.
  4. Применение серной кислоты.
  5. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

II. Развивающая

  1. Развивать умения полного комплексного сравнения при изучении свойств  серной  кислоты.
  2. Закрепить умения составлять ионные уравнения химических реакций, понимать сущность химических реакций, протекающих в растворах.
  3. Совершенствовать навыки расстановки коэффициентов методом электронного баланса, определять окислитель и восстановитель.

III. Воспитательная

  1. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, рассматривая окислительно-восстановительные процессы с позиций идеи о взаимосвязи и взаимообусловленности двух противоположных по сущности процессов – окисления и восстановления.
  2. Воспитывать через активную познавательную деятельность нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, добросовестность.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Реактивы:разбавленная серная кислота, концентрированная серная кислота, цинк (гранулы), раствор фенолфталеина, раствор гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, раствор хлорида бария, оксид меди (II), сахарная пудра.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, стеклянная палочка, мерная ложечка, спички, химический стакан (высокий), термометр, инструктивные карточки для проведения практической работы, компьютер учителя, проектор, экран

Планируемые результаты обучения: Знать свойства разбавленной серной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты сточки зрения ОВР И ЭД.

Ход урока

Организационный момент

Слайд №1: На сегодняшнем уроке мы вспомним какими свойствами обладает оксид серы (IV) и сернистая кислота и познакомимся с оксидом серы(VI) и серной кислотой. Чтобы закрепить химические свойства серной кислоты – проведем практическую работу. (Объяснение материала сопровождается презентацией – Приложение 1)

Опрос домашнего задания

На прошлом уроке мы изучили оксид серы(IV), его химические свойства и сернистую кислоту, ее химические свойства.

Какими свойствами обладает оксид серы(IV)?

С чем способен взаимодействовать оксид серы(IV)?

Чтобы вспомнить химические свойства сернистой кислоты, проведем небольшую самостоятельную работу. (Учащимся раздаются карточки с заданиями, через определенное время, проверку проводят соседи по парте - по образцу)

Напишите уравнения возможных реакций, расставьте коэффициенты

Вариант 1 Вариант 2
а) Сu + H2SO3 =

б) Zn + H2SO3=

в) СuO + H2SO3=

г) 2NaCl + H2SO3=

д) Cu(OН)2 + H2SO3=

а) H2SO3+ВаCl2=

б) H2SO3 + MgO =

в) 3Н23 +2 Al =

г) H2SO3 + Сu(OH)2=

д) H2SO3+ NaNO3 =

Слайд № 2: Проверка домашнего задания по образцу: работа в парах (работу проверяет сосед по парте).

Презентация

Объяснение нового материала

В процессе изучения нового материала, мы должны рассмотреть следующие вопросы:

  1. Соединения серы со степенью окисления + 6.
  2. Оксид серы(VI)и его свойства.
  3. Серная кислота и ее свойства.
  4. Специфические свойства серной кислоты.
  5. Значение серы, ее применение.

Оксимд семры (VI) (семрный гамз) SO3 — высший оксид серы, тип химической связи: ковалентная полярная химическая связь. В обычных условиях легколетучая бесцветная жидкость с удушающим запахом.

SO3 — типичный кислотный оксид, ангидрид серной кислоты. Его химическая активность достаточно велика.

Взаимодействует с водой образованием серной кислоты:

SO3 + H2O=H2SO4

Взаимодействует с основаниями:

КOH+SO3=К2SO4+H2O

и основными оксидами:

СаО+ SO3=СаSO4

 Серная  кислота – бесцветная маслянистая жидкость, кристаллизующаяся при 10,3°С (температура плавления). Плотность  серной   кислоты – 1,83 г/мл. При растворении её в воде происходит сильное разогревание. Кислота жадно поглощает воду, образуя при этом гидраты состава H2SO4 *nH2O.Чтобы выяснить какими свойствами обладает серная кислота, проведем практическую работу. Чтобы грамотно выполнить практическую работу необходимо воспользоваться инструктивными карточками.

Практическая работа

(Повторение правил техники безопасности при проведении практических работ)

(Инструктивные карточки для проведения практической работы распечатаны заранее и находятся на рабочих столах)

Инструктивные карточки для проведения практической работы

Алгоритм выполнения работы:

  1. К раствору серной кислоты добавьте 2-3 капли раствора метилоранжа. Что наблюдаете? Наблюдение запишите в тетради.
  2. В пробирку с раствором кислоты положите 3-4 гранулы цинка. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
  3. К раствору NaOH (в присутствии индикатора фенолфталеина) прилить по каплям раствор H2SO4. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
  4. В пробирку с раствором  серной  кислоты добавить порошок оксида меди (II) CuO, затем пробирку нагреть. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
  5. К раствору  серной  кислоты прилить раствор хлорида бария BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Слайд №3: Опыт № 1 – диссоциация кислоты:

кислота —> диссоциирует.

Есть кислоты разные, со свойствами разнообразными.

Но их всех объединяет водорода катион-

Кислую среду раствора обуславливает он.

  1. Каковаосновность серной  кислоты? (Двухосновная)
  2. Сколько ступеней диссоциации можно наблюдать? Напишите уравнения ступенчатой диссоциации  серной  кислоты.

1 ст.: H2SO4 —> H+ + HSO4 -

2 ст.: HSO4- —> H+ + SO42-

Суммарное уравнение: H2SO4 —> 2H+ + SO42-

Слайд №4: Опыт № 2: Изменение окраски индикатора

Индикатор метилоранжприлить в пробирку с кислотой. Что наблюдаете?

Слайд №5: Опыт № 3: Взаимодействие с металлами

кислота + металл =соль + водород.

В пробирку с раствором кислоты положите 3-4 гранулы цинка. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

H2SO4 + Zn —> ZnSO4 + H2

2H+ + SO42- + Zn —> Zn2+ + SO4 2+ + H2

2H+ + Zn0 —>Zn2+ + H2

Слайд №6: Опыт № 4: Взаимодействие с основаниями

кислота + основание = соль + вода.

К раствору NaOH (в присутствии индикатора фенолфталеина) прилить по каплям раствор H2SO4. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

H2SO4 + 2 NaOH —> Na2SO4 + 2H2O

2H+ + SO42- + 2 Na ++2OH- —> 2Na + + SO4 2- + 2H2O

2H+ + 2OH- —> 2H2O

Слайд №7: Опыт № 5: Взаимодействие  серной  кислоты с оксидами металлов

кислота + основный оксид = соль + вода.

В пробирку с раствором  серной  кислоты добавить порошок оксида меди (II) CuO, затем пробирку нагреть. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

CuO + H2SO4 —> CuSO4 + H2O

CuO + 2H+ + SO4 2- —> Cu2+ + SO42- + H2O

CuO + 2H+ —>Cu2+ + H2О

Слайд № 8: Опыт № 6 : взаимодействие  серной  кислоты с солями

кислота + соль = кислота + соль.

К раствору  серной  кислоты прилить раствор хлорида бария BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

H2SO4 + Ba Cl2 —> BaSO4 + 2HCl

2H+ + SO42- +Ba2++2 Cl- —> BaSO4 + 2H+ + 2Cl-

Ba2+ + SO42- —> BaSO4

Эта реакция является качественной на  серную   кислоту и её соли.

Делаем вывод, что разбавленная  серная   кислота вступает в те же химические реакции, что и другие кислоты, то есть, для неё характерны такие же свойства как для других кислот. Общие химические свойства H2SO4 определяются ионом H+.

Специфические свойства  серной   кислоты

Повлияет ли на свойства кислоты концентрация?

Слайд № 9: Опыт №1: Чтобы ответить на этот вопрос учитель делает опыт: в пробирку наливает концентрированную  серную  кислоту и насыпает медные стружки, нагревает пробирку. Наблюдаем выделение сернистого газа по запаху, делаем вывод: что  серная  кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Записываем уравнение реакции и расставляем коэффициенты методом электронного баланса:

Cu + H2SO4 —> CuSO4 + SO2 + H2O

Cu0 – 2е —>Cu+2 – восстановитель

S+6 + 2е —>S+4 - окислитель

Слайд №10: Опыт №2: Учитель выполняет следующий опыт: к сахарной пудре приливает концентрированную  серную  кислоту, перемешивает всю массу. Наблюдаем, что сахар чернеет (обугливается), а получившийся уголь частично окисляется в оксид углерода (IV). Выделяющиеся газообразные продукты вспучивают всю массу, которая выходит из стакана.

Запись в тетради: обугливание органических веществ:

сахар + H2SO4конц —> обугливание

Слайд № 11: Опыт № 3: Взаимодействие с водой

Учитель записывает уравнение реакции:

H2SO4 + nH2O —> H2SO4 * nH2O + Q

Итак, из уравнения видно, что при растворении кислоты в воде образуются гидраты и выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную  серную  кислоту с водой следует с особой осторожностью. Чтобы избежать разбрызгивания разогретого поверхностного слоя раствора, надо вливать  серную  кислоту (как более тяжёлую) в воду небольшими порциями.

Применение

Слайд № 12: Благодаря своим свойствам (способность поглощать воду, окислительные свойства, нелетучесть) серную кислоту широко применяют в народном хозяйстве. Она относится к основным продуктам химической промышленности.

  • получение красителей;
  • получение минеральных удобрений;
  • очистка нефтепродуктов;
  • электролитическое получение меди;
  • электролит в аккумуляторах;
  • получение взрывчатых веществ;
  • получение красителей;
  • получение искусственного шёлка;
  • получение глюкозы;
  • получение солей;
  • получение кислот.

Рефлексия.

(Распечатывается заранее на каждого ребенка)

Закончить предложение. (Только одно, любое).

  1. На уроке самым интересным было…
  2. На этом уроке я научился (научилась)…
  3. Я считаю полезным…
  4. Самым скучным было…
  5. Я буду вспоминать о…
  6. Теперь бы я хотел(а) узнать о…

Слайд № 13: Домашнее задание. $31, упр. 3,4.письменно.