Программа "Юный эколог"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Наша программа называется “Юный эколог” Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-2-х классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-й класс – 33 ч., 2-й класс – 34 ч. (1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Цель программы “Юный эколог” – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Задачи программы:

– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Учебно-тематический план

Программа кружка “Юный эколог” (1-й класс) 33 часа.

№ п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
теоретических Практических
1 Введение в экологию 2 1 1
2 Красота осенней природы 4 2 2
3 Изучаем родной край 8 4 4
4 Здравствуй, зимушка-зима! 11 6 5
5 Птицы – наши друзья. 3 1 2
6 Оранжерея на окне 3 1 2
7 Весенняя сказка. 4 2 2
  ИТОГО: 33 9 23

Тематическое планирование (1 год обучения)

№ п/п Тема мероприятия Дата
  Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений.  
  Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!”  
  Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов  
  Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки”  
  Составление осеннего букета  
  Праздничная программа “Золотая осень”  
  Заочное путешествие “Животные родного края”  
  Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек  
  Заочное путешествие “Растения родного края”  
  Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками”  
  Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных”  
  Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края”  
  Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы”  
  Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”  
  Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок”  
  Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…”  
  Презентация “Зимующие птицы”  
  Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!”  
  Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”  
  Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички”  
  Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных”  
  Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”  
  Утренник “Прощание с зимней сказкой”  
  Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны”  
  Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений”  
  Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями”  
  Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”  
  Презентация “Встреча пернатых гостей”  
  Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”  
  Экологическая викторина “Птицы нашего двора”  
  Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)  
  Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”  
  Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год  

Содержание программы

1 раздел  – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.

2 раздел “Красота осенней природы”

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.

3 раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.

4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”

Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.

5 раздел “Птицы – наши друзья”

На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

6 раздел “Оранжерея на окне”.

Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

7 раздел “ Весенняя сказка”

Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.

Учебно-тематический план

Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения) 34 часа.

№ п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
Теоретических Практических
1 Введение в экологию 1 1  
2 Огородная поляна 5 2 3
3 В царстве Берендея 7 4 3
4 Удивительное в мире животных зимой 9 3 6
5 Живительная водица 4 2 2
6 Мир насекомых 7 3 4
7 Итоговое занятие 1    
  ИТОГО: 34 15 19

Тематическое планирование

Название мероприятий Дата
1 Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”?  
2 Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц  
3 Коллективная работа “ Тайна осенней поляны”  
4 Устный журнал “Польза огородных растений для человека”
Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”
 
5 Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”  
6 Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”
Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.
 
7 Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.
Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
 
8 Коллективная работа “Сказочный лес”  
9 Презентация “ Диковины грибного царства”  
10 Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко”  
11 Стенгазета “ Юный эколог”  
12 Праздник “Краски и звуки осени”  
13 Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?”  
14 Сезонные изменения у растений и животных
Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”
 
15 Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала
 
16 Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека”
Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”
 
17 Презентация “Собака– друг человека”
Фотовыставка “ Наши любимцы”
 
18 Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”  
19 Изготовление аппликации из кругов диких животных  
20 Дидактическая игра “В мире животных”  
21 Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”  
22 Праздник “Царство снежной королевы”  
23 Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды”
Конкурс рисунков “Наша река”
 
24 Устный журнал “Жизнь пресного водоёма”
Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”
 
25 Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды”  
26 Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды  
27 Презентация “Насекомые весной”  
28 Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
 
29 Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”  
30 Устный журнал “Незваные гости нашего сада”  
31 Коллективная работа “Эти удивительные насекомые”  
32 Изготовление “Запрещающих знаков природы”  
33 Выпуск весеннего номера “Юный эколог”  
34 Итоговая праздничная программа “ Друзья природы”  

Содержание программы

1 раздел "Введение в экологию"

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2 раздел “Огородная поляна”

Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.

3 раздел “В царство Берендея”

Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.

4 раздел “Удивительное в мире животных зимой”

Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.

5 раздел “Живительная водица”

Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.

6 раздел “Насекомые”

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Информационные ресурсы для педагога и учащихся:

  1. Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
  2. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
  3. Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.
  4. Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
  5. Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.
  6. Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
  7. Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
  8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
  9. Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
  10. Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .
  11. Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
  12. "Все обо всем.” – М.1998 г.
  13. "Я познаю мир” – М. 1995 г.