Пояснительная записка
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.
Наша программа называется “Юный эколог” Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-2-х классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-й класс – 33 ч., 2-й класс – 34 ч. (1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Цель программы “Юный эколог” – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.
Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.
Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Задачи программы:
– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Учебно-тематический план
Программа кружка “Юный эколог” (1-й класс) 33 часа.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | Практических | |||
1 | Введение в экологию | 2 | 1 | 1 |
2 | Красота осенней природы | 4 | 2 | 2 |
3 | Изучаем родной край | 8 | 4 | 4 |
4 | Здравствуй, зимушка-зима! | 11 | 6 | 5 |
5 | Птицы – наши друзья. | 3 | 1 | 2 |
6 | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 2 |
7 | Весенняя сказка. | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 33 | 9 | 23 |
Тематическое планирование (1 год обучения)
№ п/п | Тема мероприятия | Дата |
Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений. | ||
Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” | ||
Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов | ||
Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки” | ||
Составление осеннего букета | ||
Праздничная программа “Золотая осень” | ||
Заочное путешествие “Животные родного края” | ||
Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек | ||
Заочное путешествие “Растения родного края” | ||
Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками” | ||
Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных” | ||
Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края” | ||
Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы” | ||
Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…” | ||
Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок” | ||
Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…” | ||
Презентация “Зимующие птицы” | ||
Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!” | ||
Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | ||
Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички” | ||
Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных” | ||
Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | ||
Утренник “Прощание с зимней сказкой” | ||
Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны” | ||
Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений” | ||
Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями” | ||
Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” | ||
Презентация “Встреча пернатых гостей” | ||
Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников” | ||
Экологическая викторина “Птицы нашего двора” | ||
Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора) | ||
Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” | ||
Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год |
Содержание программы
1 раздел – "Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.
2 раздел “Красота осенней природы”
Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.
3 раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.
4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”
Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.
5 раздел “Птицы – наши друзья”
На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
6 раздел “Оранжерея на окне”.
Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 раздел “ Весенняя сказка”
Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.
Учебно-тематический план
Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения) 34 часа.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Введение в экологию | 1 | 1 | |
2 | Огородная поляна | 5 | 2 | 3 |
3 | В царстве Берендея | 7 | 4 | 3 |
4 | Удивительное в мире животных зимой | 9 | 3 | 6 |
5 | Живительная водица | 4 | 2 | 2 |
6 | Мир насекомых | 7 | 3 | 4 |
7 | Итоговое занятие | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 15 | 19 |
Тематическое планирование
№ | Название мероприятий | Дата |
1 | Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”? | |
2 | Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц | |
3 | Коллективная работа “ Тайна осенней поляны” | |
4 | Устный журнал “Польза огородных
растений для человека” Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке” |
|
5 | Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы” | |
6 | Заочная экскурсия “По тропинке в лес
пойдём” Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев. |
|
7 | Садовые деревья и их связь с насекомыми,
птицами, зверями и другими растениями. Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?” |
|
8 | Коллективная работа “Сказочный лес” | |
9 | Презентация “ Диковины грибного царства” | |
10 | Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко” | |
11 | Стенгазета “ Юный эколог” | |
12 | Праздник “Краски и звуки осени” | |
13 | Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?” | |
14 | Сезонные изменения у растений и
животных Конкурс рисунков “Зимние узоры животных” |
|
15 | Беседа “ Берегите лесную красавицу” Изготовление ёлочек из природного материала |
|
16 | Устный журнал “Домашние животные и
птицы зимой, польза их для человека” Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные” |
|
17 | Презентация “Собака– друг человека” Фотовыставка “ Наши любимцы” |
|
18 | Заочная экскурсия “Дикие животные зимой” | |
19 | Изготовление аппликации из кругов диких животных | |
20 | Дидактическая игра “В мире животных” | |
21 | Выпуск стенгазеты “ Юный эколог” | |
22 | Праздник “Царство снежной королевы” | |
23 | Презентация “Вода вокруг нас.
Путешествие с капелькой воды” Конкурс рисунков “Наша река” |
|
24 | Устный журнал “Жизнь пресного
водоёма” Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки” |
|
25 | Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды” | |
26 | Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды | |
27 | Презентация “Насекомые весной” | |
28 | Экологическая игра “ Пёстрый мир
насекомых” Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки” |
|
29 | Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана” | |
30 | Устный журнал “Незваные гости нашего сада” | |
31 | Коллективная работа “Эти удивительные насекомые” | |
32 | Изготовление “Запрещающих знаков природы” | |
33 | Выпуск весеннего номера “Юный эколог” | |
34 | Итоговая праздничная программа “ Друзья природы” |
Содержание программы
1 раздел "Введение в экологию"
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
2 раздел “Огородная поляна”
Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.
3 раздел “В царство Берендея”
Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.
4 раздел “Удивительное в мире животных зимой”
Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.
5 раздел “Живительная водица”
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.
6 раздел “Насекомые”
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Информационные ресурсы для педагога и учащихся:
- Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
- Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
- Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.
- Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
- Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.
- Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
- Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
- Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
- Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .
- Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
- "Все обо всем.” – М.1998 г.
- "Я познаю мир” – М. 1995 г.