Программные задачи:
– уточнить понятие “звук”;
– познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так показывают горло врачу, так плачет девочка)
– учить выделять звук А (на слух и произносительно) в потоке звуков, слогов и в начале слов;
– выделять слова со звуком "а" в рассказе;
– совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память;
– формировать навыки звукового анализа;
– пополнять словарный запас.
Оборудование:
– зрительный символ звука А;
– картинки, в названии которых первый звук А;
– индивидуальные зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед предлагает сесть тому из детей, кто повторит три похожих слога:
АП – АТ — АМ.
2. ПОВТОРЕНИЕ
Логопед задаёт детям вопрос:
С каким звуком мы познакомились на прошлых занятиях? (В ходе повторения закрепляется правильное произношение звука У, его характеристика)
Вспомните слова, которые начинаются на звук У.
3. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ
Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:
1. На доске, на столе, подоконнике разложены 12 картинок. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовёт: альбом, антенна, Алик, аист.
Картинки выставляются на доске.
Логопед вместе с детьми четко произносит эти слова, подчёркивая, что в них первый гласный звук – А.
2. Вывешивается символ звука А – изображение широко открытого рта.
– Девочка плачет А-А-А (картинка)
3. Логопед обращается к детям:
– Сегодня будем учиться правильно произносить и слышать звук А.
Дети проговаривают этот звук хором, затем индивидуально, громко, тихо.
Логопед поясняет, что звук А – гласный, его можно петь.
У логопеда появляются 2 полоски: короткая и длинная. Вызываются 2 помощника – ведущих. Детям предлагается выслушать задание: если ведущий поднимет длинную полоску, дети протяжно произнося: А-А-А, если короткую, то отрывисто: А, А, А.
Дети выразительно, с соответствующей интонацией произносят звук А.
4. Логопед уточняет артикуляцию звука А (дети перед зеркалами )
5. Выделение звука А на слух:
Логопед говорит детям, что звук А мы обозначаем кружочком красного цвета и предлагает достать кружок из конвертика.
– Когда вы услышите звук А, поднимите свой кружок
– из ряда гласных звуков: а-у-и-о-а-ы-о-а-а-у…
– из ряда обратных слогов: ап-оп-ат– ом-ам-ах-ан-уп-оф…
– из ряда слов: азбука, ананас, утёнок, индюк, август, ангел, утро, овощ, альбом….
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
(Дети, под руководством логопеда, выполняют упражнения фонетической ритмики.)
4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
:1. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ РЯДА ИЗ ДВУХ ГЛАСНЫХ (отгадайте, сколько произнесу звуков: А, У, АА, АУ, УА)
2. ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВАХ. ИГРА " ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?"
Логопед по одной выставляет картинки на наборное полотно, называет их: аист, автобус, апельсин, альбом, Антон, антенна.
– Кого или что я спрятала? (логопед по очереди прячет картинки, а дети говорят, какой картинки нет)
3. Часть слов предлагается включить в предложение в изменённом падеже. Например:
– кого увидели дети? (аиста)
– кто сидел на гнезде? (аист)
– о ком рассказали маме? (об аисте)
4. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ НА ЗВУК А.
Логопед читает рассказ:
– Аня и Андрей поехали на автомобиле к доктору Айболиту. Ребята везли аиста. У аиста болели глаза.
Детям предлагается найти слова, которые начинаются на звук А.
5. Игра: " Найди игрушку".
Логопед предлагает детям найти в комнате игрушки, в названии которых есть звук А и затем составить предложение по образцу:
У меня есть ... .
ИТОГ. ОЦЕНКА РЕЧИ ДЕТЕЙ
– Какой звук сегодня учились правильно произносить и различать?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ПОГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ЗАДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКА А
(Индивидуальное или подгрупповое занятие)
- Артикуляционная гимнастика.
- Гимнастика для рук.
- Игра: “Найди слово”. Перед детьми раскладываются картинки, надо найти слова, которые начинаются на звук А.
- “Сосчитай и назови звуки” – звуковой анализ (АУ, УА)
- Игра на развитие внимания и памяти: “Чего не стало” (с картинками или игрушками)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Совместная работа родителей и ребёнка в индивудуальной тетради)
- Дать характеристику звука А (какой звук? – гласный или согласный)
- Почему гласный?
- Послушай слова, хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком А: ужин, аптека, озеро, Алик, зал, улитка, мак, усы, Ока, комната, узор, уха, сад.
- Придумай слова, чтобы звук А был в начале, середине, конце слова, приклей или нарисуй картинки к придуманным словам, отметь на схеме место звука А.