Логопедическое занятие по теме "Звук А"

Разделы: Логопедия


Программные задачи:

– уточнить понятие “звук”;
– познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так показывают горло врачу, так плачет девочка)
– учить выделять звук А (на слух и произносительно) в потоке звуков, слогов и в начале слов;
– выделять слова со звуком "а" в рассказе;
– совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память;
– формировать навыки звукового анализа;
– пополнять словарный запас.

Оборудование:

– зрительный символ звука А;
– картинки, в названии которых первый звук А;
– индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Логопед предлагает сесть тому из детей, кто повторит три похожих слога:

АП – АТ — АМ.

2. ПОВТОРЕНИЕ

Логопед задаёт детям вопрос:

С каким звуком мы познакомились на прошлых занятиях? (В ходе повторения закрепляется правильное произношение звука У, его характеристика)

Вспомните слова, которые начинаются на звук У.

3. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ

Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:

1. На доске, на столе, подоконнике разложены 12 картинок. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовёт: альбом, антенна, Алик, аист.

Картинки выставляются на доске.

Логопед вместе с детьми четко произносит эти слова, подчёркивая, что в них первый гласный звук – А.

2. Вывешивается символ звука А – изображение широко открытого рта.

– Девочка плачет А-А-А (картинка)

3. Логопед обращается к детям:

– Сегодня будем учиться правильно произносить и слышать звук А.

Дети проговаривают этот звук хором, затем индивидуально, громко, тихо.

Логопед поясняет, что звук А – гласный, его можно петь.

У логопеда появляются 2 полоски: короткая и длинная. Вызываются 2 помощника – ведущих. Детям предлагается выслушать задание: если ведущий поднимет длинную полоску, дети протяжно произнося: А-А-А, если короткую, то отрывисто: А, А, А.

Дети выразительно, с соответствующей интонацией произносят звук А.

4. Логопед уточняет артикуляцию звука А (дети перед зеркалами )

5. Выделение звука А на слух:

Логопед говорит детям, что звук А мы обозначаем кружочком красного цвета и предлагает достать кружок из конвертика.

– Когда вы услышите звук А, поднимите свой кружок

– из ряда гласных звуков: а-у-и-о-а-ы-о-а-а-у…

– из ряда обратных слогов: ап-оп-ат– ом-ам-ах-ан-уп-оф…

– из ряда слов: азбука, ананас, утёнок, индюк, август, ангел, утро, овощ, альбом….

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

(Дети, под руководством логопеда, выполняют упражнения фонетической ритмики.)

4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ:

1. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ РЯДА ИЗ ДВУХ ГЛАСНЫХ (отгадайте, сколько произнесу звуков: А, У, АА, АУ, УА)

2. ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВАХ. ИГРА " ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?"

Логопед по одной выставляет картинки на наборное полотно, называет их: аист, автобус, апельсин, альбом, Антон, антенна.

– Кого или что я спрятала? (логопед по очереди прячет картинки, а дети говорят, какой картинки нет)

3. Часть слов предлагается включить в предложение в изменённом падеже. Например:

– кого увидели дети? (аиста)
– кто сидел на гнезде? (аист)
– о ком рассказали маме? (об аисте)

4. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ НА ЗВУК А.

Логопед читает рассказ:

– Аня и Андрей поехали на автомобиле к доктору Айболиту. Ребята везли аиста. У аиста болели глаза.

Детям предлагается найти слова, которые начинаются на звук А.

5. Игра: " Найди игрушку".

Логопед предлагает детям найти в комнате игрушки, в названии которых есть звук А и затем составить предложение по образцу:

У меня есть ... .

ИТОГ. ОЦЕНКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

– Какой звук сегодня учились правильно произносить и различать?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ПОГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

  1. “Сосчитай и назови звуки” – звуковой анализ (АУ, УА)
  2. “Что изменилось?”
  3. “Отгадай слово” Логопед говорит слова, пропуская первый звук, а дети должны назвать слово целиком: ...ист, ...нтенна, ...втомат, ...пельсин, ...лоэ, ...втомобиль,... .

ЗАДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКА А

(Индивидуальное или подгрупповое занятие)

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Гимнастика для рук.
  3. Игра: “Найди слово”. Перед детьми раскладываются картинки, надо найти слова, которые начинаются на звук А.
  4. “Сосчитай и назови звуки” – звуковой анализ (АУ, УА)
  5. Игра на развитие внимания и памяти: “Чего не стало” (с картинками или игрушками)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Совместная работа родителей и ребёнка в индивудуальной тетради)

  1. Дать характеристику звука А (какой звук? – гласный или согласный)
  2. Почему гласный?
  3. Послушай слова, хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком А: ужин, аптека, озеро, Алик, зал, улитка, мак, усы, Ока, комната, узор, уха, сад.
  4. Придумай слова, чтобы звук А был в начале, середине, конце слова, приклей или нарисуй картинки к придуманным словам, отметь на схеме место звука А.