Цель: закрепление изученных гласных звуков и букв (А, О, У, И).
Задачи:
- Закрепление умения определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие мелкой моторики.
- Обучение работе в парах.
Оборудование: Кукла Буратино, корзинка, кукла девочка, игрушка Ворона, ведро, пособие “Живые звуки”, загадки, написанные на отдельных листах цветной бумаги, трафареты букв А, О, У, И, бумага красного цвета для выполнения мозаики “Гласные буквы”, клей-карандаш на каждого ребенка.
Ведущий: Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный
Кто же это?..... (Буратино)
Раздается звонок в дверь. Дети открывают дверь и видят за дверью Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Я пришел из школы к вам в гости. А вы уже ходите в школу? А вы уже знаете какие-нибудь буквы? А звуки? Молодцы! Я нес в корзинке гласные звуки А, О, У, И, да все их по дороге растерял. Вы поможете мне их найти?
Ведущий: Ребята, мы сейчас находимся в прихОжей. Как вы думаете, какой звук здесь спрятался? ПрихООООжая! Правильно, звук О.
Посмотрите внимательно, что у нас в прихожей есть со звуком О?
Дети перечисляют предметы, в названии которых есть звук О. (пол, потолОк, окнО, стОл,…ведрО).
Посмотрите, в ведре что-то лежит. Это загадка.
Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет. (Зеркало)
Может быть звук О прячется за зеркалом?
Дети находят звук О из пособия “Живые звуки”
Молодцы! Подумайте, с каким звуком дружит звук О? На какой звук он очень похож? Правильно, на звук У.
Звук О – прихОжая, а звук У? как вы думаете, где его искать? В грУппе!
Пойдемте, поищем звук У в грУппе. Что есть в нашей группе со звуком У?
(кУбики, игрУшки, стУльчики, кУклы).
Ребята, посмотрите какая красивая кУкла! В имени этой куклы есть звук У. Как вы думаете, как её зовУт? (Ульяна (Уля), Дуня)
Буратино: Здравствуй, Уля! Скажи, пожалуйста, у тебя звук У?
Кукла отдает Буратино карточку-символ звука У.
Ребята, посмотрите, Ульяна приготовила для вас какие-то интересные письма, давайте их почитаем.
Игра “Доскажи словечко”:
Как это скучно –
Сто лет без движения
В воду глядеть на своё отражение.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная…. (Ива)В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик …. (Иголка)Не колючий, светло-синий,
По ветвям развешан…. (Иней)
Ребята, а вы заметили, какой звук живет во всех отгадках? Верно, звук И.
Давайте его поищем, где он мог спрятаться.
Дети перечисляют предметы в названии которых есть звук И. (кубИкИ, Инструменты, рИсункИ, кнИгИ, телевИзор)
Посмотрите, вот он звук И. Где мы его нашли? Верно, на телевИзоре. (Буратино достает карточку-символ звука И).
Какие звуки мы нашли? – И, У, О. А какой звук осталось найти? – А.
Где же нам его искать? Мы искали в прихожей, группе… где ещё мы с вами не были? Верно, в спАльне. Звук А прячется в спАльне. Идемте его искать!
Дети проходят в спальню.
В спальне детей встречает ворона КАРкуша.
КАРкуша: ЗдРАвствуйте, дети! Зачем вы сюда пРИшли? Вы ищите звук А? Это я его спРЯтала от БуРАтино! Я готова его веРнуть, если вы ответите на мои вопРосы! Запомните, я люблю всё, что начинается на КАР!
Чем я люблю рисовать? КАРандашами.
Что я люблю рисовать? КАРтинки
Какой мой любимый овощ? КАРтошка.
На чем я люблю кататься? КАРусель
С чем я хожу в лес? КАРзинка.
Какие мои любимые конфеты? КАРамельки.
Какая моя любимая сказка? Малыш и КАРлсон.
А куда я спрятала звук А? в КАРман! ПРАвино, в карман. Ищите, у кого же в КАРмане звук А?
Ведущий достает из кармана карточку-символ звука А.
Ведущий: Буратино, вот мы и собрали все звуки, которые ты растерял!
Буратино: Ребята, большое спасибо!
А вы знаете, что у звуков есть домики. Буквы. Давайте вместе построим домики-буквы для наших звуков.
Дети в парах выполняют аппликацию в технике мозаика по приготовленным трафаретам гласных букв.
Буратино и ведущий хвалят детей за “построенные” домики. Затем прощаются, уходят.
Игра проводилась в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР ГБОУ д\с №2085 г. Москвы в ноябре 2010 г. учителем-дефектологом Малаховой В.Н. и учителем-логопедом Нарышкиной Ю.М.