Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (752 кБ)


Цели:

  1. Формировать умение распознавать в словах безударные гласные звуки.
  2. Познакомить со способами проверки безударных гласных в корне слова.
  3. Развивать речь учащихся, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  4. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»;
  • А.В. Полякова. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. - Просвещение, М.: 2003.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

2. Чистописание

- Урок, как всегда, начинаем с чистописания. (Слайд 1)

- Обратите внимание на соединение букв в следующей строке. Закончите строку, продолжив закономерность: Сс с Сс сс.

- Спишите предложение, поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки: Сделать на скорую руку.

- Ребята, я предлагаю сегодня все задания делать на скорую руку. Кто со мной согласен?

- Объясните смысл этого выражения. (Быстро, небрежно, торопливо).

- Можно так работать на уроке?

- А как же вы будете работать? (Сосредоточенно, старательно, вдумчиво).

3. Постановка учебной проблемы

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова: земля, стена, дожди, мосты, ряды. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников)

- Сравните.

- Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Посовещайтесь с соседом.

(Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)

- Какой будет тема урока? (Правописание букв, обозначающих безударные гласные в корне слова.) (Слайд 2)

- Сегодня мы попробуем эту проблему исследовать.

4. Открытие новых знаний

- Предлагаю вашему вниманию несколько слов. В один столбик выпишите слова, где произношение совпадает с написанием, а во второй столбик выпишите слова, где произношение не совпадает с написанием: доски, сосна, горы, слоны, доска, слон, гора, сосны. (Слайд 3)

- В словах поставьте знак ударения и выделите корень.

- В каком случае мы не сомневаемся, какую гласную букву надо написать в корне слова? Посовещайтесь с соседом.

- Что же нужно сделать для того, чтобы правильно обозначить безударный гласный звук в корне слова? Сделайте вывод. Посовещайтесь с соседом.

- Откройте учебник (А.В. Полякова. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. - Просвещение, М.: 2003) на 87-й странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике.

5. Первичное закрепление

- Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.

- Давайте посмотрим, как вы поняли новое правило.

- Найдите пары: слово с безударным гласным в корне и проверочное слово.

- Так что же нужно сделать для того, чтобы правильно обозначить безударный гласный звук в корне слова? (Повторение правила)

6. Систематизация знаний, полученных на уроке

1) - Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.

2) - Разгадайте кроссворд (Слайды 4 - 9)

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

2. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких как я,
Будет целая семья! (Зерно)

3. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

4. Межа деревянная,
А поле стеклянное. (Окно)

5. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла,
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза)

- В словах поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова, назовите проверочное слово.

3) - Во время написания диктанта вам встретилось слово с безударным гласным звуком в корне. Запишите номера своих действий из предложенного перечня действий в правильной последовательности.

Перечень действий: (Слайд 10)

  1. Напиши в проверяемом слове такую же гласную, как и в проверочном.
  2. Выдели в слове корень.
  3. Для проверки безударного гласного в корне слова измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
  4. Прочитай слово, поставь ударение.

Инструмент проверки: ключ: 4, 2, 3, 1. (Слайды 11 - 12)

7. Самостоятельная работа с проверкой в классе

- А сейчас проверим, чему вы научились на уроке.

Предлагаю выполнить небольшой тест.

Тест (Слайды 13 - 16)

1. Найдите слова, в которые нужно вставить букву О:

  • А) н_ра
  • Б) хв_сты
  • В) тр_ва
  • Г) гр_за.

2. Найди слова с ошибками:

  • А) пчила
  • Б) цветок
  • В) сасна
  • Г) паля.

8. Домашнее задание:

выучить правило на странице 87-й, выполнить упражнение № 418. (См. А.В. Полякова. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы.- Просвещение, М.: 2003.)

9. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу.

- Какое же открытие вы сделали на уроке? (Научились правильно обозначать безударный гласный звук в корне слова)

- Кто испытал затруднения на уроке и в чем?

- В чем причина?

- Что было на уроке самым интересным?

- Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поаплодируйте.