Пособие представляет собой демонстрационные плакаты (формат А3, А4), очень просто в исполнении, но достаточно многофункционально в использовании.
Пособие ориентировано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Направлено на тренировку внимания и памяти, на закрепление сенсорных представлений о цвете и форме, на формирование навыков ориентировки на листе бумаги, а также на расширение и обобщение представлений детей об окружающей действительности, на развитие предпосылок логического мышления. Способствует развитию произвольной регуляции внимания, поведения и деятельности.
Первые демонстрационные таблицы (фотографии 1 и 2) составлены из геометрических фигур разного цвета и формы. На плакате всего девять фигур, расположенные по три фигуры в три ряда.
На занятиях детям представляется одна из таблиц. Совместно с детьми фигуры рассматриваются, дети называют их форму и цвет. Затем, без каких либо установок детям, таблица переворачивается или закрывается белым листом.
Вопросы к детям:
- Сколько фигур на таблице?
- Сколько треугольников? Четырехугольников? Как они называются?
- Какие еще фигуры не назвали?
- Какого цвета круги?
- Какая фигура в правом нижнем углу? В центре?
- Сколько и какие фигуры по нижнему краю?
На первых занятиях с таблицами детям бывает довольно сложно, так как установки на запоминание не было, но это в свою очередь позволяет выявить детей с хорошим уровнем непроизвольного внимания и непроизвольной памяти.
Таблица вновь демонстрируется детям с предложением внимательно рассмотреть расположение фигур, постараться запомнить их место, форму, цвет.
Таблица закрывается, и детям вновь задаются аналогичные и другие вопросы:
Сколько кругов? Какого они цвета? Покажи, где они расположены?
Какие фигуры слева?
Какая фигура в центре? Какая справа от нее? Слева?
Какая фигура под желтым квадратом? Над ним? – вопрос ставится перед одним ребенком, другие дети слушают, дополняют, затем таблица переворачивается, и ответ ребенка проверяется. Открытие таблицы при проверках ответа дает детям дополнительную возможность рассмотреть и запомнить изображение.
Также детям можно предложить при помощи цветных маркеров или мелков нарисовать по памяти фигуры в изображенном на доске прямоугольнике.
C использованием таблиц с геометрическими фигурами у детей формируются и закрепляются представления о понятиях “ряд”, “столбик”, а также “край” и “угол” – верхний, нижний, левый, правый.
Фотография 1
Фотография 2
На фотографиях 3 и 4 представлены некоторые из тематических таблиц.
В пособии составлены таблицы по следующим темам: игрушки, одежда и обувь, посуда, мебель, овощи и фрукты, растения, транспорт, птицы, насекомые, дикие и домашние животные.
Расположение изображений либо аналогично таблицам с геометрическими фигурами, либо по центру и по углам, от пяти до девяти изображений на одном плакате.
Работа с тематическими таблицами строится аналогично предыдущей.
Помимо этого, именно тематические таблицы направлены на расширение и обобщение представлений детей об окружающей действительности, на развитие предпосылок логического мышления – формирование навыков решения элементарных задач на анализ и синтез, обобщение и классификацию.
Вопросы к детям:
- Какие грибы (ягоды, фрукты, овощи) изображены на таблице?
- Сколько грибов? Каких овощей по два? По одному? Где они расположены?
- Что растет в лесу? В огороде?
Фотография 3
- Каким одним словом называются все изображенные предметы?
- Какой транспорт можно увидеть только в городе?
- Какой предмет и чем отличается от других?
- Какой транспорт работает на электричестве? На бензине?
Фотография 4
Помимо большим демонстрационных плакатов, в пособии представлены тематические таблицы формата А4 для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми (фотографии 5,6)
Фотография 5
Фотография 6
“Маленькие внимательные” таблицы также предназначены для коррекции и развития внимания, памяти мышления, ориентировки, но, как правило, в индивидуальной работе с ребенком.
На групповых занятиях с детьми таблицы используются нами для развития творческого мышления и произвольной регуляции поведения и деятельности.
Детям предлагаются следующие упражнения. Одна из таблиц, в соответствии с темой занятия, кладет на центр стола. Дети встают вокруг. Детям озвучиваются правила:
“Сейчас мы будем отгадывать загадки, и при этом учиться быть терпеливыми, учиться сдерживать свои желания. Я сейчас опишу один из предметов на табличке. Вы стараетесь догадаться, что это. Кто догадался – поднимает руку, но вслух ничего не говорит. Ответит тот, кто услышит свое имя”
В дальнейшем задание можно еще усложнить:
“Ответит тот, кто услышит свое имя, но назовет ответ только после того, как я досчитаю до трех”.
“Ответит тот, у кого на футболке гоночная машина, но только после того, как я произнесу слово “можно”.
“Ответит тот, кто стоит справа от Маши, но после того, как я как услышит число три” – считать можно по порядку, или от десяти к одному, или просто в разнобой называть числа.
На последующих занятиях, по желанию, загадки о предметах придумывают сами дети. Ведущему в игре предлагается выбрать знакомые или придумать свои правила
Таблицы на фотографии 7 ориентированы на закрепление навыков ориентировки в пространстве, обучение пошаговому движению по клеточкам.
Изображение на таблице рассматривается, выявляются и закрепляются:
- знания детей о геометрических фигурах, буквах, цифрах, знаках;
- ориентировочные представления – вверх, низ, право, лево;
- дается представление о клеточке – “один шаг – одна клеточка”.
“Путешествие по клеточкам” начинается от крестика в центральной клеточке. Детям предлагается зафиксировать внимание на крестике и выполнить 3-5 заданий:
одна клеточка вверх
три влево
две вниз
Запомните, где остановились. Поднимите руку, кто хочет ответить. Назовет тот, кто услышит свое имя. Ваня, ты где остановился? Кто еще остановился на букве У? А ты Федя, куда пришел? Катя? – спрашиваем тех детей, кто не поднял руку, у кого задание вызвало трудности – Аплодисменты тем, кто пришел на букву У!
Катя, выходи к табличке, попробуем с тобой вместе – задание повторяется ребенку, ребенок действует пошагово под контролем педагога, выявляются ошибки, трудности ребенка в ориентировке.
Фотография 7