Развитие творческих способностей учащихся младших классов ДМШ и ДШИ на примере вокальной импровизации

Разделы: Музыка


Введение

Настоящая цель данной работы – способствовать развитию у детей творческого мышления, творческой фантазии, чувства ритма, музыкального слуха, развитие вокально-интонационных навыков, музыкального построения, понятие фразировки, тональности и т.д.

Ребенок импровизирует при повествовании сказки, рассказа, пересказа любого случая из его жизненного опыта. Каждый отдельный ребенок будет рассказывать одно и то же событие, но с изменениями. Дети никогда не будут равными по степени дарования. Не следует думать, что творчество доступно только избранным. Оно доступно всем. Обучающиеся обладают универсальными задатками, позволяющие заниматься любой творческой деятельностью.

В процессе обучения детей необходимо развивать умение слышать и использовать постепенно типовые мелодические обороты; опевание устойчивых ступеней. Использование секвенций, движение по устойчивым ступеням, различные скачки в мелодии, восходящие или нисходящие движение мелодии. По мере усложнения материала по сольфеджио, преподаватель вносит новые задачи в развитие творческих способностей обучающихся. Занятия любым видом творчества, открывают новые каналы для формирования гуманно ориентированного человека. Он быстрее находит гармонию с самим собой и окружающим его миром.

А.П. Бородин высказал коллегам по Балакеревскому кружку: “Если бы меня с детства не приучили к музыке, импровизации, сочинению, то я, никогда не смог бы стать ученым химиком, врачом”

Обучение музыке благотворно влияет на развитие различных способностей. Музыка волнует ребенка, вызывает ответные реакции, рождает ассоциации, объединяет обучающихся едиными переживаниями, становится средством общения между ними, помогает идентифицироваться с определенной социальной группой. Музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей, нравственных позиций ребенка, расширяет его кругозор.

Практическая работа

Первоначально лучше импровизировать мелодии на яркие, простейшие, короткие тексты из двух фраз, предлагая детям поиграть в композитора. Данное двустишье показывается преподавателем в разных импровизационных мелодических вариантах. Предложенный текст разучиваем с обучающимися. Предварительно прохлопываем ритм и переходим к вокальной импровизации, по типу вопрос – ответ. Преподаватель озвучивает несколько вариантов импровизации. Обращаем внимание группы на то, что стихи веселые, задорные – это мажор. Такой игровой момент положительно воспринимается детьми и они активно включаются в творческий процесс.

Пример: Импровизация 1. Детская прибаутка.

– Зайка, зайка, где бывал? (преподаватель)
– На лужайке танцевал. (Ученик).

Пример: Импровизация 1(а). Первая и вторая фраза – в мажоре (III ступень звучит ярко, весело, высоко).

– У кота варкота
– Колыбелька хороша.

Очень важно чтобы интонации мажорных импровизаций были хорошо закреплены. Необходимо сравнивать III ступень мажора с III cтупенью минора.

Пример: Импровизация 1(б).

– У кота варкота
– Колыбельки нет пока.

В миноре III ступень звучит мягко, грустно.

Пример: Импровизация 1(в). Приводится пример из двух фраз:

– Лес тихонько шумел,
– Соловей звонко пел.

Предлагаем детям самостоятельно определить минорные и мажорные фразы.

Группа довольна и рада от самостоятельного творчества.

Пример: Импровизация 2.

– Жук упал, и встать не может, (преподаватель)
– Ждет он, кто ему поможет. (Ученик)

Показывает скачки с V – I – V ступени и высокую, светлую VI ступень мажорного лада. Преподаватель показывает варианты мелодии мажорного лада и что каждый стих – одна фраза.

Импровизация 3(а). 

– Белка прыгнула на елку (преподаватель)
– Шишкой в лоб попала волку. (Ученик)

Ученикам задаются вопросы: 1. Сколько фраз в данных стихах? 2. Какие по содержанию эти стихи – веселые или грустные? Стихи разучиваем наизусть.

Далее следует выше перечисленный порядок работы с обучающимися.

Вариант (б)

Объясняем детям, об использовании элементов секвенции и октавного скачка.

Дети, усвоившие импровизацию из двух фраз, с удовольствием выступают в роли ведущего, подменяя преподавателя.

После усвоения детьми двустишья – две фразы, постепенно усложняем задание и переходим к стихам состоящих из четырех фраз. Преподаватель озвучивает первые две фразы, а обучающиеся самостоятельно, в нескольких вариантах, завершают импровизацию. Разучиваем несколько вариантов интонаций минорного лада. Обращаем внимание группы на низкое звучание III и VI ступени.

– Плачет киска в коридоре
– У нее большое горе
– Злые дети, бедной киске
– Не дают украсть сосиски.

Импровизация 4.

– Роет землю старый крот
– Разоряет огород.
– Дети возмущаются,
– За кротом гоняются.

Разбирая содержание данных стихов, приходим к выводу, что крот весело и бодро роет землю – это мажор. Крот не ожидал, что дети возмущены и будут гоняться за ним – это минор. Преподавателю предстоит большая работа в обучении детей для перехода из мажора в минор (в одноименных тональностях). Во второй фразе используем гармонический минор.

Обращаем внимание детей на движение мелодии по Т5/3, использование элементов секвенции. Во второй фразе мелодия движется постепенно вверх по минорному звукоряду, но VII ступень звучит на 0,5 тона выше, чем в натуральном миноре. Данный пример – в одноименных тональностях.

Импровизация 5.

– На пельмени и окрошку,
– Пригласил медведь матрешку.
– Пригласил и был не рад,
– Ведь пришел весь детский сад.

Разбираем, разучиваем с обучающимися стихи. Первые две фразы – мажорные, а последующие – минорные. Преподаватель показывает детям несколько примеров с использованием параллельно – переменного лада: D–dur и h–moll. В этой импровизации дети исполняют мажорные фразы, а преподаватель – параллельный минор.

Импровизация 6. Данная импровизация предлагается детям, с повышенной VII ступенью (гармонический минор).

– Горе, горе, крокодил
– Солнце в небе проглотил.
– Помогите, помогите!
– Солнце в небо воротите.
– Помогите, помогите!
– Солнце в небо воротите.

Обращаем внимание учеников на акценты в стихах, которые дают переменный размер: 2/4 и 3/4.

Стихи из четырех – шести фраз имеют больше возможностей для творческой фантазии детей. На приведенном примере, закрепляем гармонический минор.

Импровизация 7. Данная импровизация закрепляет одноименные тональности d – moll и D – dur.

– Дятел огорчен всерьез,
– Притупился что-то нос.
– А букашка рада,
– Так ему и надо

Аналогично проводим содержательный анализ данных стихов и делаем вывод: – первые две фразы необходимо импровизировать в миноре, а последние две фразы – в мажоре. Преподаватель показывает несколько вокальных импровизационных примеров в переменных ладах. В дальнейшем, обучающиеся с увлечение включаются в творческий процесс импровизации.

Вокальная импровизация не исключает использование настройки в тональности, подбор по слуху за инструментом (в процессе работы в классе), нотную запись в тетради (домашнее задание), подбор простейшего аккомпанемента и т.д.

Работа над импровизацией способствует развитию ладогармонического слуха. Не все дети могут подобрать на инструменте (фортепиано) гармонию баса, перейти в переменный лад, подобрать второй голос и д.р.

Материалом для импровизации может стать; – фрагменты из р.н.п., детские частушки, прибаутки, детские стихи поэтов и т.д.

Импровизация 8 (частушка)

– Кошка мышку угостила,
– Кошка мышь не проглотила.
– Почему не проглотила-
– Угощения хватило.
– Ля-ля-ля-ля –ля-ля-ля-ля,
– Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!

Эту импровизацию можно исполнять в различных вариантах:

Вариант (а)

Вариант (б) – двуголосие.

Вариант (в) – с басом.

Таким образом, по мере усвоения обучающимися элементов импровизации (третий вариант), можно дальше перейти на эту форму работы с другим текстовым материалом.

Заключение

Обучение детей вокальной импровизации происходит на занятиях по сольфеджио. Желательно начинать урок с импровизации, это способствует развитию вокально-интонационных навыков и положительно влияет на творческую инициативу всей группы. В процессе освоения навыков импровизации, обучающиеся получают положительное морально – психологическое настроение

Отдельные обучающиеся, особенно “гундошники”, на первоначальном этапе, не могут импровизировать простейшие мелодии. Преподаватель, в таких случаях, правильно усаживает ученика за фортепиано и озвучивает первую фразу:

– Мишка, мишка, где бывал?

Ученик на фортепиано должен ответить;

– Я за елкой в лес сбежал.

При исполнении мелодии, он использует одну и ту же клавишу. В дальнейшем ребенку начинает надоедать такое однообразие его ответа, и он начинает использовать и другие клавиши данной тональности. Вся группа вместе с преподавателем аплодирует этому ребенку. Поощрение – это “мать” учения.

Список используемой литературы

  1. Крафт М.А. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. Редакция Л. Масленковой. Издание 4-е. Ленинград, “Музыка” 1989.
  2. Крафт М.А. Сольфеджио. Учебное пособие для первого класса отделений ДМШ. Редакция Л. Масленковой. Издание 4-е. Ленинград, “Музыка” 1989.
  3. Крафт М.А. Сольфеджио. Учебное пособие для второго класса отделений ДМШ. Редакция Л. Масленковой. Издание 4-е. Ленинград, “Музыка” 1989.
  4. Крафт М.А. Сольфеджио. Учебное пособие для третьего класса отделений ДМШ. Редакция Л. Масленковой. Издание 4-е. Ленинград, “Музыка” 1989.
  5. Г.И.Шатковский. Автор-составитель. Сочинение и импровизация мелодий. Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. Москва 1989.
  6. Ж. Металлиди-Перцовская. Учебник “Мы играем, сочиняем и поем”. 1-3-й класс. Москва 1998 г.