Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальным образованием

Разделы: Начальная школа


Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания (Философский словарь. – М.,1975.С.327).

Понятие отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того, что было достигнуто на предыдущих ступенях. Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Принциппреемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка, а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей степенью образования.

Преемственность должна строиться:

  • на учёте возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;
  • на единых целях воспитания и обучения детей;
  • на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей),   согласующихся с выбранной образовательной программой;
  • на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.

Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребёнка, возникающие у него в промежутках между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пережить и печаль, и расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, т.к. их эмоциональное благополучие будет зависеть от помощи взрослых.

Очень важно, чтобы школа и детский сад объединили свои усилия, возможности и приёмы по вопросу преемственности.

Наша гимназия работает в этом направлении и много лет сотрудничает с  детскими садами «Ак каен», «Аленушка», «Теремок». Начинаем работу с того, что вместе с воспитателями составляем координационный план совместной работы школы и ДОУ. Обговариваем цели и задачи совместной работы, воспитатели знакомятся с учителями, которые в этом учебном году будут набирать первоклашек, изучают программу 1 класса, а учителя знакомятся с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Регулярно проводится родительский всеобуч: психолог, врач, учителя, воспитатели подготовительных групп дают рекомендации по подготовке детей к школе. Темы разнообразные: «Готовность к школе», «Школа здоровья», «Развиваем самостоятельность», «Почему учиться трудно»,  «Как помочь себе и своему ребёнку»

Цели таких встреч:

  • помочь родителям сформировать готовность к школьному обучению;
  • снять трудности адаптации в новой для ребенка социальной среде;
  • сформировать мотивационную готовность ребёнка к школе;
  • рассказать родителям о своей школе.

Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в гимназию. Посещение музея гимназии,  куда мы приходим к 23 февраля, 9 мая, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети посидят за партами, побывают на уроке, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.

Весной проводится День открытых дверей, на который мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.

Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаем, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Для успешного обучения в первом классе, наш коллектив ставит такие задачи:

  • ориентировка в окружающем, запасе его знаний;
  • развития мышления (способность анализировать, классифицировать, обобщать);
  • развитие речи;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие устойчивости внимания, его объема;
  • развитие памяти;
  • умение выполнять творческие задания, формирование личностных качеств (силы воли, аккуратности, сознательного отношения, самостоятельности);
  • развитие мелкой моторики.

Эти умения и навыки мы формируем у детей посредством развивающих игр, потому что игры являются основной ведущей деятельностью дошкольников.

Еще хочу высказать вот такую мысль: подготовка к школе должна начинаться с подготовки родителей. Они должны стать нашими единомышленниками, повысить с нашей помощью свою педагогическую и психологическую культуру.

Итак, преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую систему образования.

Литература и источники:

  1. Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования //Начальная школа 2002. №7. С.3–10.
  2. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа. 2000. №1.С.9.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.С.117–120.
  4. Федосова Н.А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием – основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Сборник нормативных документов, практических рекомендаций и материалов из опыта работы ДОУ и ГОУ СОШ ЮАО. – М., 2005. – С. 17–24.
  5. bank.orenipk.ru