Безударные гласные в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи урока:

  • Формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции.
  • Уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
  • Осуществление межпредметных связей.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Развитие орфографической зоркости.
  • Развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
  • Создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма.

Ход урока

1. Организационные моменты.

Число. Классная работа

2. Чистописание.

О Е И А Я (на доске плакат).

– Почему именно эти гласные мы выбрали? (эти гласные могут находиться в слабой позиции в корне слова и требовать проверки).

3. Словарь.

– Отгадайте ребусы, которые вы видите на доске. (На доске ребусы (овощи, картофель, горох, морковь, сосна)).

– Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите опасное место.

– Какие гласные в этих словах стоят в слабой позиции?

– Какое слово лишнее? (сосна)

– Почему?

– Посмотрим внимательно на это слово. Подберите однокоренные слова, выделите корень.

4. Введение в тему.

– Я хочу рассказать вам один случай, который произошел на уроке русского языка.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: «Спишите их. Только – не спешите». Все пишут, а Алеша нет…

– Почему ты не работаешь, Алеша?– А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то «не спишите»…

– Как вы думаете, ребята, почему Алеша растерялся?

(Алеша подумал, что «спешите» и «спишите» имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное)

– Как правильно написать эти слова? (на доске карточки со словами)

Сп…шите – пишут

Не сп…шите – спешка

– Назовите тему урока.

В течение урока будем отвечать на вопросы:

ЧТО

ГДЕ

ЧЕМ

КАК

надо проверять?

– Ответим на первый вопрос (на доску выносятся буквы: А, О, И, Е, Я)

Учащиеся читают вопрос по схеме, желающие отвечают на него полным предложением. На доске схематическая запись.

ЧТО

ГДЕ

ЧЕМ

КАК

надо проверять?

5. Работа по учебнику.

– Откроем учебники на стр. 102.

Еще раз ребята, прочитайте правило.

Упражнение №1.

М…сты – мост – мостик

Х…лмы – холм – холмик

Сп…на – спины – спинка

Ст… на – стены – стенка

Суффиксы помогли нам образовать однокоренные слова, которые являются проверочными.

6. Работа у доски.

Сущ.

Прил.

Глаг.

Лед

 

 

Ход

 

 

Боль

 

 

– Образуйте однокоренные слова другой части речи.

– Найдите и подчеркните среди этих слов гласные в сильной позиции.

(У доски работают 3 человека).

7. Работа с материалом на доске.

На лисной паляне лижыт пушыстый кавер.

– Помните, я рассказывала вам историю про Алешу? Что мы можем сказать про него? (он был не внимательным).

– А мы сейчас с вами постараемся быть внимательными. Давайте найдем ошибки в данном предложении.

8. Физминутка (музыкальное сопровождение).

Марш на месте – не спеша,
Как погода хороша,
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.

9. Самостоятельная работа. Контроль и самоконтроль.

– Я закрываю это предложение. Теперь запишите его под мою диктовку.

На лесной поляне лежит пушистый ковер. Оставили на нем следы разные зверушки.

– Вот у нас два предложения, найдите слова в которых гласные стоят в слабой позиции. Выделите корень поставьте ударение, подберите проверочные слова.

10. Воспитательный момент.

Учебник стр. 103 №4 (прочитали текст).

– Найдите однокоренные слова к слову «метель».

– Посмотрите внимательно. В какой позиции стоит гласная в этих словах (в слабой)

– Подберите проверочное слово.

– С детства нужно быть внимательными к родному языку, пытаться вдумчиво подходить к значению и происхождению слов.

11. Итог урока.

Чему научились на уроке?

ЧТО

ГДЕ

ЧЕМ

КАК

надо проверять?

12. Домашнее задание.

Стр. 102, упр. 2 (пояснить).