Цели и задачи урока:
- Формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции.
- Уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
- Осуществление межпредметных связей.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Развитие орфографической зоркости.
- Развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
- Создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма.
Ход урока
1. Организационные моменты.
Число. Классная работа
2. Чистописание.
О Е И А Я (на доске плакат).
– Почему именно эти гласные мы выбрали? (эти гласные могут находиться в слабой позиции в корне слова и требовать проверки).
3. Словарь.
– Отгадайте ребусы, которые вы видите на доске. (На доске ребусы (овощи, картофель, горох, морковь, сосна)).
– Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите опасное место.
– Какие гласные в этих словах стоят в слабой позиции?
– Какое слово лишнее? (сосна)
– Почему?
– Посмотрим внимательно на это слово. Подберите однокоренные слова, выделите корень.
4. Введение в тему.
– Я хочу рассказать вам один случай, который произошел на уроке русского языка.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: «Спишите их. Только – не спешите». Все пишут, а Алеша нет…
– Почему ты не работаешь, Алеша?– А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то «не спишите»…
– Как вы думаете, ребята, почему Алеша растерялся?
(Алеша подумал, что «спешите» и «спишите» имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное)
– Как правильно написать эти слова? (на доске карточки со словами)
Сп…шите – пишут
Не сп…шите – спешка
– Назовите тему урока.
В течение урока будем отвечать на вопросы:
ЧТО ГДЕ ЧЕМ КАК |
→ |
надо проверять? |
– Ответим на первый вопрос (на доску выносятся буквы: А, О, И, Е, Я)
Учащиеся читают вопрос по схеме, желающие отвечают на него полным предложением. На доске схематическая запись.
ЧТО ГДЕ ЧЕМ КАК |
→ |
надо проверять? |
5. Работа по учебнику.
– Откроем учебники на стр. 102.
Еще раз ребята, прочитайте правило.
Упражнение №1.
М…сты – мост – мостик
Х…лмы – холм – холмик
Сп…на – спины – спинка
Ст… на – стены – стенка
Суффиксы помогли нам образовать однокоренные слова, которые являются проверочными.
6. Работа у доски.
Сущ. |
Прил. |
Глаг. |
Лед |
|
|
Ход |
|
|
Боль |
|
|
– Образуйте однокоренные слова другой части речи.
– Найдите и подчеркните среди этих слов гласные в сильной позиции.
(У доски работают 3 человека).
7. Работа с материалом на доске.
На лисной паляне лижыт пушыстый кавер.
– Помните, я рассказывала вам историю про Алешу? Что мы можем сказать про него? (он был не внимательным).
– А мы сейчас с вами постараемся быть внимательными. Давайте найдем ошибки в данном предложении.
8. Физминутка (музыкальное сопровождение).
Марш на месте – не спеша,
Как погода хороша,
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
9. Самостоятельная работа. Контроль и самоконтроль.
– Я закрываю это предложение. Теперь запишите его под мою диктовку.
На лесной поляне лежит пушистый ковер. Оставили на нем следы разные зверушки.
– Вот у нас два предложения, найдите слова в которых гласные стоят в слабой позиции. Выделите корень поставьте ударение, подберите проверочные слова.
10. Воспитательный момент.
Учебник стр. 103 №4 (прочитали текст).
– Найдите однокоренные слова к слову «метель».
– Посмотрите внимательно. В какой позиции стоит гласная в этих словах (в слабой)
– Подберите проверочное слово.
– С детства нужно быть внимательными к родному языку, пытаться вдумчиво подходить к значению и происхождению слов.
11. Итог урока.
Чему научились на уроке?
ЧТО ГДЕ ЧЕМ КАК |
→ |
надо проверять? |
12. Домашнее задание.
Стр. 102, упр. 2 (пояснить).