"Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: Познакомить с приёмами выполнения сложения и вычитания десятичных  дробей; подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание дробей выполняется поразрядно.

Задачи:

  • Образовательная: Научить складывать и вычитать десятичные дроби поразрядно. Строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять рефлексию способов и условий действий поразрядно.
  • Развивающая: Развивать навык самоконтроля, алгоритмическое мышление, осознание уровня усвоения полученных знаний.
  • Воспитательная: Воспитывать волевые качества, ответственность, умение  работать в коллективе.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательных:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • знаково-символические действия;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 
  • определение основной и второстепенной информации

Регулятивных:

  • целеполагание;
  • прогнозирование
  • Планирование; элементы волевой саморегуляции; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Анализ;
  • Коррекция.

Коммуникативных, личностных:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Оборудование, средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, классная доска, учебник «Математика. 5 класс» Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Издательство:М, Мнемозина, 2010г. рабочая тетрадь, ресурсы Интерната.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, диалог, работа с материалом слайда, учебника; взаимопроверка, самостоятельная  и исследовательская работа.

Методы: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский.

Приложение: слайдовая презентация в программе PowerPoint (Приложение 1)

I. Огрмомент.

Вступительное слово учителя. Записать дату, проверка готовности к уроку: дневник, ручка, тетрадь, карандаш.

  • Будь внимательней дружок,
  • Начинаем мы урок.
  • Предстоит тебе опять,
  • Решать, отгадывать, считать.

Повторение. Устная работа.

1. Устные упражнения. Включить первый слайд.

1.1. Прочитайте десятичные дроби

0,761

13,75

5,8

0,80

8,02

1,200

11,100

17,09

1.2. Уравняйте количество знаков после запятой в десятичных дробях

0,761

13,75

5,8

0,80

8,02

1,200

11,100

17,09

1.3. Найдите равные дроби

0.073; 7.3; 0.73; 7.03; 0.7300; 7.30

1.4. Сравните десятичные дроби

6,99

7,1

21,9

21,59

0,701

0,71

1,434

1,43

1.5. Выразите:

10 дм 5 см = дм

1 м 7 дм 4 см = дм

8 см = дм

2. Проверка домашнего задания. (3 ученика вызываются к доске)

1) № 1205 (а, б)

2) № 1205 (в, г)

3) № 1205 (д, е)

Класс работает с учителем по № 1204. Объясняет решение.

3. Решение задач. Слайд №2.

1) Вини Пух на дне рождения Кролика съел 2/10 кг мёда, а Пятачок – 5/10 кг мёда. Сколько кг мёда съели Вини Пух и Пятачок  вместе? На сколько больше  кг. мёда съел Пятачок?

2) За первый день бригада выполнила 0,2 заказа, а за второй 0,5 всей его части. Какую часть заказа выполнила бригада за 2 дня? На сколько больше выполнила бригада заказа во второй день?

  • Как узнать?
  • Что общего вы заметили?
  • Найдите сумму 2/10 и 5/10, вырази её в десятичной дроби.
  • Найдите сумму 0,5 и 0,2.
  • Каких знаний нам не хватает?
  • Ответьте на ? задачи № 2.
  • Как найти разность 0, 5 и 0, 2? Запишите.
  • Как вы думаете, чем  мы сегодня будем заниматься на уроке?
  • Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради.

4. Изучение нового материала.

1) Работа со статьёй учебника страница 191-192.

  • Прочитайте внимательно статью  и приготовьтесь отвечать на вопросы.
    • Назовите 3 первых разряда после  запятой десятичных дробях.
    • Составьте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и запишите его.
    • Проверьте свою запись  с информацией на слайде (Слайд №3)
      • Уравнять количество десятичных знаков после запятой.
      • Записать в столбик, как при сложении  натуральных чисел.
      • Разряд под разрядом, запятая под запятой.
      • Выполнить сложение, не обращая внимание  на запятую.
      • Запятую в ответе поставь под запятой.

2) Первичное закрепление.

Страница 192 № 1213, 1214 распределяется по группам.

I группа

II группа

III  группа

№ 1213 (а, б)

№ 1214 (в, г)

№ 1213 (в, г)

№ 1214 (а, б)

№ 1213 (д, е)

№ 1214 (д, е)

3) Решение задачи.

Страница 192 № 1211. (а)

  • Прочитайте задачу.
  • Сколько ткани пошло на пальто?
  • Сколько ткани пошло на костюм?
  • Что требуется узнать  в задаче?
  • Реши задачу двумя способами.( вызываются два ученика к доске)

I способ:

3,2 + 2,63 = 5,83 (м) – пошло ткани на пальто и костюм вместе.

II способ:

3,2 м = 320 см.

2.63 м = 263 см

320+ 263 = 583  см = 5.83 м

  • Какой способ наиболее удобный.
  • Реши № 1211 (б) наиболее удобным способом.

5. Закрепление.

Проверка знаний по теме

Расставьте предложения в порядке их выполнения в алгоритме

рис.1

Игра математическое лото

Игра состоит из ответов на большой карте и наборов маленьких карточек-примеров индивидуально для каждого ученика. Решив пример, вы накладываете его на ответ лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то на обратной стороне прочитаете слово или высказывание, по которым и производится самоконтроль.

1)

6,3

1

3,08

2,08

0,37

3,5


3,7 + 2,6

8,8 + 2,1 – 9,9

6 – 2,92

3,8 – (0,12 + 1,6)

(0,17 + 1,5) – 1,3

Х + 2,8 = 6,3


М А Т Е М А Т И К

А В Ы Я В Л Я Е Т

П О Р Я Д О К

 

 

АРИСТОТЕЛЬ

2)

9,5

4

0,85

17,3

1,47

0,3


2,7 + 6,8

8,1 + 2,1 – 6,2

4 – 3,15

48,3 – (26,6 + 4,4)

(1,87 – 0,03) – 0,37

Х + 6,9 = 7,2


М О Л

О Д

Е Ц !

 

 

 

6. Самостоятельная работа. (самопроверка)

Вариант 1

1) 0,9+3,1

2) 16+1,8

3) 10,4-7,18

4) 18-3,78

5) 3,2-2,124

Вариант 2

1) 3,8+0,6

2) 6,7+12

3) 2,9-0,73

4) 81-9,72

5) 7,4-3,91

Ответы: 1-4,0; 2– 17,8; 3– 3.22; 4– 14,22; 5– 7, 076

                1– 4,4; 2– 18,7; 3– 1,17; 4– 71,28; 5– 3, 49

7. Подведение итогов урока.

  1. Какие действия с десятичными дробями вы выполняли?
  2. Что вызвало у вас затруднения?
  3. Поставьте себе оценку за урок.

8. Домашнее задание.

Страница 197 № 1255, 1257 по группам

I группа

II группа

III  группа

№ 1255 (а, б)

№ 1257 (в, г)

№ 1255 (в, г)

№ 1257 (а, б)

№ 1255 (д, е)

№ 1257 (д, е)

Творческое задание: Придумайте или найдите иллюстрированную задачу по теме.

Структура и ход урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» (Приложение 2)