"Деление многозначного числа на однозначное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Закрепление пройденного.

Цель: продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные.

Задачи: уточнить знания, умения и навыки учащихся по приемам письменного деления, устных вычислений умножения и деления, сложения и вычитания, умения анализировать и решать математическую задачу, развивать вычислительные навыки, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение,  развивать математическую речь.

Необходимое оборудование: Мультимедийное оборудование.

Дидактическое обеспечение: Карточки с заданиями №1, №2, №3.

Планируемые результаты урока:

личностные

  • принимать ситуацию неуспеха и понимать ситуацию успеха,
  • находить причины ситуации неуспеха, формирование учебной мотивации.

предметные

  • совершенствовать навыки учащихся по приемам письменного деления,
  • устных вычислений умножения и деления, умения анализировать и решать математическую задачу, развивать вычислительные навыки.

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Регул. УУД: развивать умение контролировать и оценивать свои действия, умение выполнять различные учебные действия, определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
  • Познават. УУД: развивать умение формировать операции анализа, обобщения.
  • Коммуник. УУД: уметь слушать и понимать речь других, способствовать развитию речи учащихся, развивать  умение сотрудничать друг с другом.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: Устный опрос, письменная самостоятельная работа, шкала успешности.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята.  Итак, начинаем урок.

Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку.

Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение, ведь сейчас у нас урок математики, а математика – это царица наук. Давайте пожелаем друг другу, чтобы наш урок прошел успешно и у каждого из вас сегодня на уроке все получилось.

А помогут нам в этом сегодня герои известного мультфильма «Смешарики». (Слайд 2). (Приложение 1)

2. Постановка целей

– Ребята,  цель нашего урока мы сформулируем чуть позже, выполнив все задания устного счета.

Вы сами поможете мне в этом.

3. Актуализация знаний.

Устный счет.

  •  Решение цепочки.    

– Ребята, давайте поможем Барашу пройти по цепочке чисел, восстановить ее и прийти к конечному результату. (Слайд 3)

– Как можно из 9 получить 81?

– 9*9 или 9+72

– Из 81 получаем 0

– Помним, что на 0 делить нельзя! (-81-81, 81*0)

– Как из 0 получить 720? (-0+720)

– Другие варианты есть? (Нет)

– Получаем из 720 – 360 (720/2 или 720-360)

– Как из 360 получилось число 1? (360/360 или 360-359)

– Вернемся к началу цепочки, получаем из 81 число 27 (81/3 или 81-54)

– Следующее число спрятано, как  мы можем узнать его? (27+27)

– Теперь получаем из 54 – 6 (54/9 или 54-45)

– Осталось из числа 6 получить 1 (6/6 или 6-5)

  •  Решение задач

– Ребята, а теперь отправимся в город, где живут Смешарики. Любимые герои приготовили для вас интересные задачи, каждая из которых решается одним действием. Я вам буду их диктовать, а вы должны записать в тетрадь только знаки действий.

1) Крош собрал с одной грядки 25 морковок, а Копатыч в 4 раза больше. Сколько морковок собрал Копатыч с одной грядки?

2) До дома Совуньи Лосяш дошел за 30 минут, а до дома Кар-Карыча в 10 раз быстрее. За сколько минут  дошел Лосяш до дома Кар Карыча?

3) Нюша вырастила 270 тюльпанов и 90 гвоздик. На сколько больше тюльпанов, чем гвоздик вырастила Нюша?

 4) Ежик прочитал за лето 24 книги, а Бараш 6 книг. Во сколько раз больше книг прочитал Ежик, чем Бараш?

– Ребята, проверьте, кто все сделал правильно, поставьте на полях  «+», у кого есть ошибки – «-»

На доске:

            *     :    – :  (Слайд 4)

  • Математический диктант

– Ребята, записывайте только ответы

  1. 320 уменьшить в 4 раза
  2. 70 увеличить в 8 раз
  3. Во сколько раз 64 больше, чем 8
  4. На сколько 2 меньше, чем 100
  5. Найти произведение чисел 85 и 0
  6. Найти частное чисел 96 и 1
  7. 90 уменьшить на 8

– Если вы все решили верно, то, пользуясь ключом к  шифру, который вы видите на доске, узнаете тему урока и сможете сформулировать основную цель нашего урока.

Постановка целей (продолжение)

98-е  96-и  80-д  560-е  8-л  720-е   0-н

(Слайд 5)

– Какая цель?

– Деление

Да, сегодня мы будем продолжать тренироваться делить многозначное число на однозначное. Как вы думаете, где это может нам пригодиться в жизни? (Ответы детей).

(Слайд 6)

4. Закрепление пройденного.

Итак, приступим к решению примеров, а чтобы не допускать лишних ошибок, давайте вспомним алгоритм определения количества цифр в частном.

4.1. Закрепление пройденного с проговариванием во внешней речи. Работа с доской. (Слайд 7)

1. 1757 : 7                 2. 23421 3

.  .   .   .                      .  .   .   .

Устно определяем количество цифр в частном.

Образец рассуждений (1): Первое неполное делимое 17 дает первую цифру в частном. Две последующие цифры,  входящие в состав неполных делимых,  дают также две цифры в частном.

 4.2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа на карточках.

– Ребята, у вас на партах лежат конверты с карточками. Решите самостоятельно примеры в тетрадях, а потом мы проверим, что у вас получилось. А чтобы вы нашли значения всех выражений правильно, давайте вспомним алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число. (Слайд 8)

Карточка №1. 1 вариант.

324:6   553:7   332:4

Карточка №1. 2 вариант.

3240:6   3950:5    4980:6

Карточка №1. 3 вариант.

40320:8   42540:6   72270:9

– Проверяем, что получилось. (Слайд 9)

Сначала диктуем получившиеся значения первых выражений:

1в. – 54   2в. – 540    3в. – 5040

– Значения вторых выражений:  1в. – 79  2в. – 790  3в. – 7090

– Значения третьих выражений: 1в. – 83  2в. – 830  3в. – 8030

5. Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

6. Решение задачи.

– А теперь решим задачу. Прочитаем ее (ученики читают задачу). (Слайд 10)

В одном классе 27 учеников, а в другом – на 6 человек меньше.

За билеты в зоопарк один класс заплатил на 960 рублей больше, чем второй.

Сколько заплатил за билеты каждый класс, если цена билетов была одинаковой?

– Читаем задачу вслух.

– Пользуясь схемой, повторите условие задачи.

– Что обозначает число 27?

– Количество билетов, купленных для одного класса.

– Знаем мы стоимость всех билетов?

– Нет.

– Первый отрезок обозначает стоимость билетов, купленных для одного класса.

– Что обозначает маленький отрезок и числа 960 и 6 ?

– Маленький отрезок – это разница в стоимости билетов, она равна 960 р.

– Число 6 – это кол-во билетов, за которые заплатили 960 р.

– Таким образом, что нам известно?

– Стоимость и кол-во.

– Зная это, что мы можем узнать?

– Цену билета.

– Что мы  должны сделать?

– Мы стоимость разделим на кол-во.

– Что мы должны узнать в задаче, прочитайте еще раз вопрос.

– Давайте обведем на чертеже эти вопросы.

– Решаем задачу с доской. (У доски работает ученик, решает задачу на оценку.) 

7. Работа с величинами. 

– Ребята, а сейчас поработаем с карточкой № 2.

Дано задание:

– Выпиши лишнюю величину из каждой строки.

Подчеркни наименьшую величину.

Карточка №2. 1 в. 

2       750м2      75м            500дм2

Карточка №2. 2 в. 

72м   7200см   720дм   7м 2см

Карточка №2. 3 в. 

5м 27дм2   570см2   507дм2

– После урока я соберу у вас карточки и поставлю вам оценки.

8. Подведение итогов.

– Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

– Деление многозначного числа на однозначное.

– Да, мы с вами тренировались делить многозначные числа на однозначные столбиком (уголком). Нюша очень просит вас подумать и постараться самостоятельно оценить, насколько хорошо вы научились выполнять это деление. Для этого используем известный нам отрезок. (Слайд 11)

– Ребята, дома вы должны будете вспомнить задание с величинами, которое вы выполняли в классе и составить подобную последовательность с лишним числом и выполнить задание на карточке №3.

Карточка №3. 1 в.

– Запиши ряд из четырёх чисел, в котором первое число 625, а каждое следующее число в 5 раз меньше предыдущего. Запиши равенства.

Карточка №3. 2 в.

– Запиши ряд из четырёх чисел, в котором первое число 256, а каждое следующее число в 4 раз меньше предыдущего. Запиши равенства.

Карточка №3. 3 в.

– Запиши ряд из четырёх чисел, в котором первое число 6561, а каждое следующее число в 9 раз меньше предыдущего. Запиши равенства.

Ребята, спасибо за урок. Не расстраивайтесь, если на уроке у вас возникали трудности. На следующем уроке мы продолжим работать над делением многозначного числа на однозначное число, а смешарики снова будут помогать нам в этом.