Тип урока: Закрепление пройденного.
Цель: продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные.
Задачи: уточнить знания, умения и навыки учащихся по приемам письменного деления, устных вычислений умножения и деления, сложения и вычитания, умения анализировать и решать математическую задачу, развивать вычислительные навыки, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, развивать математическую речь.
Необходимое оборудование: Мультимедийное оборудование.
Дидактическое обеспечение: Карточки с заданиями №1, №2, №3.
Планируемые результаты урока:
личностные
- принимать ситуацию неуспеха и понимать ситуацию успеха,
- находить причины ситуации неуспеха, формирование учебной мотивации.
предметные
- совершенствовать навыки учащихся по приемам письменного деления,
- устных вычислений умножения и деления, умения анализировать и решать математическую задачу, развивать вычислительные навыки.
метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
- Регул. УУД: развивать умение контролировать и оценивать свои действия, умение выполнять различные учебные действия, определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
- Познават. УУД: развивать умение формировать операции анализа, обобщения.
- Коммуник. УУД: уметь слушать и понимать речь других, способствовать развитию речи учащихся, развивать умение сотрудничать друг с другом.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: Устный опрос, письменная самостоятельная работа, шкала успешности.
Ход урока
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята. Итак, начинаем урок.
Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку.
Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение, ведь сейчас у нас урок математики, а математика – это царица наук. Давайте пожелаем друг другу, чтобы наш урок прошел успешно и у каждого из вас сегодня на уроке все получилось.
А помогут нам в этом сегодня герои известного мультфильма «Смешарики». (Слайд 2). (Приложение 1)
2. Постановка целей
– Ребята, цель нашего урока мы сформулируем чуть позже, выполнив все задания устного счета.
Вы сами поможете мне в этом.
3. Актуализация знаний.
Устный счет.
- Решение цепочки.
– Ребята, давайте поможем Барашу пройти по цепочке чисел, восстановить ее и прийти к конечному результату. (Слайд 3)
– Как можно из 9 получить 81?
– 9*9 или 9+72
– Из 81 получаем 0
– Помним, что на 0 делить нельзя! (-81-81, 81*0)
– Как из 0 получить 720? (-0+720)
– Другие варианты есть? (Нет)
– Получаем из 720 – 360 (720/2 или 720-360)
– Как из 360 получилось число 1? (360/360 или 360-359)
– Вернемся к началу цепочки, получаем из 81 число 27 (81/3 или 81-54)
– Следующее число спрятано, как мы можем узнать его? (27+27)
– Теперь получаем из 54 – 6 (54/9 или 54-45)
– Осталось из числа 6 получить 1 (6/6 или 6-5)
- Решение задач
– Ребята, а теперь отправимся в город, где живут Смешарики. Любимые герои приготовили для вас интересные задачи, каждая из которых решается одним действием. Я вам буду их диктовать, а вы должны записать в тетрадь только знаки действий.
1) Крош собрал с одной грядки 25 морковок, а Копатыч в 4 раза больше. Сколько морковок собрал Копатыч с одной грядки?
2) До дома Совуньи Лосяш дошел за 30 минут, а до дома Кар-Карыча в 10 раз быстрее. За сколько минут дошел Лосяш до дома Кар Карыча?
3) Нюша вырастила 270 тюльпанов и 90 гвоздик. На сколько больше тюльпанов, чем гвоздик вырастила Нюша?
4) Ежик прочитал за лето 24 книги, а Бараш 6 книг. Во сколько раз больше книг прочитал Ежик, чем Бараш?
– Ребята, проверьте, кто все сделал правильно, поставьте на полях «+», у кого есть ошибки – «-»
На доске:
* : – : (Слайд 4)
- Математический диктант
– Ребята, записывайте только ответы
- 320 уменьшить в 4 раза
- 70 увеличить в 8 раз
- Во сколько раз 64 больше, чем 8
- На сколько 2 меньше, чем 100
- Найти произведение чисел 85 и 0
- Найти частное чисел 96 и 1
- 90 уменьшить на 8
– Если вы все решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на доске, узнаете тему урока и сможете сформулировать основную цель нашего урока.
Постановка целей (продолжение)
98-е 96-и 80-д 560-е 8-л 720-е 0-н
(Слайд 5)
– Какая цель?
– Деление
Да, сегодня мы будем продолжать тренироваться делить многозначное число на однозначное. Как вы думаете, где это может нам пригодиться в жизни? (Ответы детей).
(Слайд 6)
4. Закрепление пройденного.
Итак, приступим к решению примеров, а чтобы не допускать лишних ошибок, давайте вспомним алгоритм определения количества цифр в частном.
4.1. Закрепление пройденного с проговариванием во внешней речи. Работа с доской. (Слайд 7)
1. 1757 : 7 2. 23421 3
. . . . . . . .
Устно определяем количество цифр в частном.
Образец рассуждений (1): Первое неполное делимое 17 дает первую цифру в частном. Две последующие цифры, входящие в состав неполных делимых, дают также две цифры в частном.
4.2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа на карточках.
– Ребята, у вас на партах лежат конверты с карточками. Решите самостоятельно примеры в тетрадях, а потом мы проверим, что у вас получилось. А чтобы вы нашли значения всех выражений правильно, давайте вспомним алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число. (Слайд 8)
Карточка №1. 1 вариант.
324:6 553:7 332:4
Карточка №1. 2 вариант.
3240:6 3950:5 4980:6
Карточка №1. 3 вариант.
40320:8 42540:6 72270:9
– Проверяем, что получилось. (Слайд 9)
Сначала диктуем получившиеся значения первых выражений:
1в. – 54 2в. – 540 3в. – 5040
– Значения вторых выражений: 1в. – 79 2в. – 790 3в. – 7090
– Значения третьих выражений: 1в. – 83 2в. – 830 3в. – 8030
5. Физкультминутка.
Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
6. Решение задачи.
– А теперь решим задачу. Прочитаем ее (ученики читают задачу). (Слайд 10)
В одном классе 27 учеников, а в другом – на 6 человек меньше.
За билеты в зоопарк один класс заплатил на 960 рублей больше, чем второй.
Сколько заплатил за билеты каждый класс, если цена билетов была одинаковой?
– Читаем задачу вслух.
– Пользуясь схемой, повторите условие задачи.
– Что обозначает число 27?
– Количество билетов, купленных для одного класса.
– Знаем мы стоимость всех билетов?
– Нет.
– Первый отрезок обозначает стоимость билетов, купленных для одного класса.
– Что обозначает маленький отрезок и числа 960 и 6 ?
– Маленький отрезок – это разница в стоимости билетов, она равна 960 р.
– Число 6 – это кол-во билетов, за которые заплатили 960 р.
– Таким образом, что нам известно?
– Стоимость и кол-во.
– Зная это, что мы можем узнать?
– Цену билета.
– Что мы должны сделать?
– Мы стоимость разделим на кол-во.
– Что мы должны узнать в задаче, прочитайте еще раз вопрос.
– Давайте обведем на чертеже эти вопросы.
– Решаем задачу с доской. (У доски работает ученик, решает задачу на оценку.)
7. Работа с величинами.
– Ребята, а сейчас поработаем с карточкой № 2.
Дано задание:
– Выпиши лишнюю величину из каждой строки.
Подчеркни наименьшую величину.
Карточка №2. 1 в.
7м2 750м2 75м 500дм2
Карточка №2. 2 в.
72м 7200см 720дм 7м 2см
Карточка №2. 3 в.
5м 27дм2 570см2 507дм2
– После урока я соберу у вас карточки и поставлю вам оценки.
8. Подведение итогов.
– Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.
– Деление многозначного числа на однозначное.
– Да, мы с вами тренировались делить многозначные числа на однозначные столбиком (уголком). Нюша очень просит вас подумать и постараться самостоятельно оценить, насколько хорошо вы научились выполнять это деление. Для этого используем известный нам отрезок. (Слайд 11)
– Ребята, дома вы должны будете вспомнить задание с величинами, которое вы выполняли в классе и составить подобную последовательность с лишним числом и выполнить задание на карточке №3.
Карточка №3. 1 в.
– Запиши ряд из четырёх чисел, в котором первое число 625, а каждое следующее число в 5 раз меньше предыдущего. Запиши равенства.
Карточка №3. 2 в.
– Запиши ряд из четырёх чисел, в котором первое число 256, а каждое следующее число в 4 раз меньше предыдущего. Запиши равенства.
Карточка №3. 3 в.
– Запиши ряд из четырёх чисел, в котором первое число 6561, а каждое следующее число в 9 раз меньше предыдущего. Запиши равенства.
Ребята, спасибо за урок. Не расстраивайтесь, если на уроке у вас возникали трудности. На следующем уроке мы продолжим работать над делением многозначного числа на однозначное число, а смешарики снова будут помогать нам в этом.