Цели:
- обучения: формирование интереса к таким предметам, как химия и физика;
- развития: познавательной активности, интереса учащихся к научному познанию;
- воспитания: формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся.
Оборудование: карточки для работы в парах, карточки с загадками и отрывками из стихотворений, карточки со словами на доске (Приложение 1), демонстрационный материал для опытов.
Образовательные объекты: обучающиеся 3 класса.
Форма проведения: внеклассное мероприятие в рамках предметной недели
Организационный настрой.
Учитель: Продолжите начатую фразу: «Вместе весело шагать…»
Возможные варианты: «Вместе весело шагать и просторы покорять», «Вместе весело шагать и друзей не обижать», «Вместе весело шагать и пятерки получать».
1 ученик:
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
2 ученик: А почему огонь горит?
3 ученик: Зерно под солнцем проросло.
1 ученик: Зачем растению тепло?
2 ученик:
Дым легкий, а скала тверда.
Что значит “лед”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
3 ученик:
Бумага не горит дотла,
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть –
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте!
1 ученик:
Открытый путь – нелегкий путь,
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.
Наука – вот истинная волшебница наших дней. Именно поэтому мы собрались с вами вместе, чтобы окунуться в мир удивительных наук.
1 задание: ШИФРОВКА.
О каких науках будем вести разговор, мы сейчас расшифруем. У вас на столе карточки с числовыми выражениями. Вы находите значение данного выражения, каждому значению соответствует определённая буква. (На доске написаны значения) (слова «химия» и «физика») (Приложение 2)
Учитель: Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Но значит ли это, что чудес на свете не бывает? Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.
И уж если говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей, “индустрией чудесных превращений”. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.
Слово «физика» происходит от латинского слова physis, что означает «природа». Таким образом, физика – наука о природе. В русском языке это слово появилось благодаря нашему соотечественнику Михаилу Васильевичу Ломоносову. (на доску вывесить значение данных слов)
2 задание: НАУКА В ПРИРОДЕ
А теперь пришла пора отгадать загадки физико-технического содержания. (Учащиеся выходят к доске, берут загадку и зачитывают)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это... (электричество).
Разноцветный мост
Встал на сто верст. (Радуга.)
Я увидел свой портрет, отошел –
Портрета нет. (Изображение.)
Клубится, а не дым,
Ложиться, а не снег. (Туман.)
Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор.
Смотрит – не моргает:
Стоит только свет зажечь
Иль включить розетку в печь –
Все на ус мотает. (Счетчик.)
На стене весит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр.)
Голубой платок, красный
Колобок – по платку катается,
Людям усмехается. (Солнце.)
Летит птица орел, несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает. (Молния.)
3 задание: ЛИРИКА
Учитель: есть такое выражение: «Физикам не до лирики». И это действительно так. Но зато есть поэты, которые, наоборот, в своих стихах описывают физические или химические явления.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом (физическое явление)
Мой костер в тумане светит:
Искры гаснут на лету… (химическое явление)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят… (физическое явление)
Туча по небу идет,
Бочка по море плывет. (физическое явление)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой. (физическое явление)
ХИМИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Если газ, то руки верх подняли,
Если осадок, тот час присели,
Если вода, то плывем по течению, забывая про направление (учащиеся двигают руками в разные стороны).
Учитель: Газ, осадок и вода,
«Командный дух» привлечь пора!
А теперь представьте – перед вами тарелка с пельменями, заправленная сметаной. Или на столе дымится пирог с румяной корочкой. Дом наполнен изумительным ароматом. Вы подносите ко рту желанный кусок. Что вы испытываете при этом?
Всего этого блаженства вы бы не испытали, если бы не образовался в организме гормон радости – серотонин. Выработаем его здесь и сейчас. Нет, к сожалению, вы не будете сейчас держать в руке увесистый кусок пирога. Мы поступим проще – вспомним детство. Каждый из нас, будучи ребенком, улыбался и задорно смеялся около 360 раз в день. Улыбнитесь, найдите на лице бугорки радости рядом со скулами. Кончиками пальцев активно потрите их. Посмотрите на своих соседей слева и справа, подарите им свою улыбку! Вот и выработали серотонин!
4. задание: ХИМИЯ В ДОМЕ
Вычёркивание. (Приложение 3)
5 задание: ЧУДЕСА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ
А) Демонстрация атмосферного давления. (Стакан с водой, лист бумаги).
Б) Опыт со свечой. Зажечь свечу, затем накрыть стаканом.
В) Опыт с природными индикаторами. Соки многих фруктов и ягод могут менять свой цвет в зависимости от разных веществ.
(Если пропитать бумагу соком брусники или черной смородины, то при опускании кусочка бумаги в пробирку с раствором соды бумага станет синей, а в растворе уксусной кислоты останется красной)
Г) Опыт с йодом, яблоком и картофелем.
Иногда известные нам «простые вещества» могут быть началом чудесных превращений! Сырой картофель, кусочек яблока в контакте с йодом приобретают синий цвет.
Д) Прибор «Радуга».
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Выступление мальчика.
Получил в пробирке газу,
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу.
Стал ходить с повязкой – вот!
Учитель:
Ему хотелось волшебства
И он поджег два вещества.
Мальчик:
Попробовать решил я кислоту
Налил себе ее я в чашку,
Внутри все жжет – пожарные бегут
Ну пожалейте вы меня бедняжку!
Учитель:
Сам виноват, умнее надо быть
Не все что видишь – можно пить.
Мальчик:
Вы не думайте, друзья,
Что пришел так в школу я.
Выпала из рук пробирка –
На штанах осталась дырка.
Злая щелочь ткань разъела
Вот такое страшно дело!
Учитель:
Игра опасна с веществами.
Вы поняли теперь и сами
Чтоб к опытам вам приступить
Придётся физику и химию учить.
Вокруг нас происходит множество интересных вещей. Люди всегда проявляли любопытство к природе и пробовали объяснять наблюдаемые явления. Мы пытаемся анализировать течение различных процессов, чтоб ответить на вопросы о том, как они происходят, почему они происходят так или иначе, как можно использовать их на благо человека.
Рефлексия:
Вот закончилась наше занятие.
Вам понравилось?
Если «да» – правую руку поднимите, и ответ свой подтвердите.
Если «нет» – левую руку поднимите, не спешите, ведь оценка того стоит!
Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.
- Образовательные диски «1С: Неорганическая химия. 8-9», «1С: Органическая химия. 10-11», «1С: Репетитор. Химия», «Открытая химия. 2.5»
- Стихи русских писателей.