Индивидуальное логопедическое занятие на тему "Дифференциация [с] – [ш]"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель:

  • Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.

Задачи:

  • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С, с опорой на различные виды контроля;
  • формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
  • учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи
  • учить выделять данные звуки в словах;
  • развивать фонематический слух;
  • совершенствование умений работы с деформированным текстом;
  • развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия

Организационный момент (перед зеркалом).

Логопед: Сегодня мы с тобой закрепим наши знания о правильном произношении звуков С и Ш.

1. Самомассаж.

Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее.

Данные упражнения:

снимают напряжение мышц шеи и плеч;

вызывают прилив крови к речевым органам;

являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Любопытная Варвара [1]

Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Ты, Варвара, не крутись.
Посмотри назад, вперед,
А потом на оборот.
Выполнение движений по тексту
Пусть немного отдохнет
Шея не напряжена
И расслаблена!
Возвращается обратно,
Расслабление приятно!
Присесть, голову опустить вниз,
затем поднять

2. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы язычок нам поддавался, хорошо он занимался, надо мышцы укреплять, к дисциплине привыкать.

Слайд: 1,2,3,4

3. Какой звук издает наш чайник, когда он кипит?

Слайд: 5.

4. А как шипит змейка?

Слайд: 6.

Логопед: Какие звуки мы услышали?

5. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.

Логопед: Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит С и Ш

  • Давай посвистим как чайник “с-с-с-с-с-”
  • Где находиться язычок, когда мы произносим звук С? (внизу)
  • А теперь пошипим как змейки "Ш-ш-ш-ш-ш"
  • Где находится кончик языка, когда мы произносим Ш? (вверху).
  • А что нам помогает в образовании этих звуков?

Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя).

6. Давай мы с ними познакомимся, их зовут: Свистелочка и Шипелочка.

Слайд: 7.

7. Автоматизация звуков "С", "Ш" в чистоговорках.

Повторяем чистоговорки и эмитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на Ш, руки складываем чашечкой, на С, руки в виде лопатки, вытянуты ровненько).

Язык вверх: ша-ша-ша-каша, пирожки, лапша (Имитация руками “Чашечка”)

Логопед: какой звук повторяется в словах?

Язык вниз: са-са-са – сахар, масло, колбаса (Имитация руками “Лопатка”)

Логопед: какой звук нам чаще встречается?

Слайд: 8.

8. На что похожи наши буквы? (Ребенку показываются картинки с буквами С и Ш интересно оформленными).

Слайд: 9.

9. Закончи стихи, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Логопед: Давай повторим вместе.

Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши…

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула…..

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на……….

Слайд: 10.

10. Пальчиковая гимнастика “Краб” [2]

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

11. “Скажи правильно”

Логопед: рассмотри картинки и назови их, не путая звуки [С] и [Ш].

Слайд: 11.

12. “Посчитай-ка”

Давай посчитаем от одного до шести, используя названия картинок.

Слова: старушка, пастушок.

Слайд: 12.

13. “Путаница”

Логопед: А теперь послушай, правильно ли я буду говорить, только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки.

- Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно, двойняски.
Лежали на улице свежие доски
На них отдыхали ленивые коски.

Слайд: 12.

14. Логопед: Рассмотри картинки.

Из первых звуков (букв) составь слово, напечатай его из разрезной азбуки.

Сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас
Шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос.

Слайд: 13.

15. Дидактическая игра “4-й лишний”

(В начале выполняем с опорой на презентацию, а затем только на слух)

Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Свёкла, апельсин, абрикос, груша.
Ложка, чашка, шкаф, миска,
Сапоги, шуба, маска, квас.
Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Сосна, ромашка, осина, берёза.
Картошка, капуста, груша, кабачок.

Слайд:14.

Итог занятия:

Логопед: с какими звуками мы сегодня работали?

Ответ ребенка.

Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!

Литература.

  1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт, 2008г.
  2. Железнова Е.С. Пальчиковые игры 2008г.