Цели урока:
- Образовательные – закрепить теоретические знания о признаках параллельности прямых, уметь решать задачи, уметь применять полученные знания на практике (строить параллельные прямые, определять параллельность прямых на чертеже).
- Воспитательные – воспитывать внимание, настойчивость в получении знаний, аккуратность, чувство взаимопомощи.
- Развивающие – развивать культуру умственного труда, математическую речь, самоконтроль, интерес к предмету.
Оборудование: проектор, на котором показываются слайды из презентации, на каждого ученика подготовлен лист формата А4, где с одной стороны нарисованы две прямые (на глаз параллельные и расположенные на большом расстоянии друг от друга), на другой стороне нарисована прямая и точка вне прямой(тоже на большом расстоянии), инструменты- линейки, угольники, транспортиры. Распечатанный на количество учеников кроссворд.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащимся объявляются цели урока, записывается в тетрадях дата и тема урока. (На экране слайд №1, презентация - «параллельные прямые»)
2. Проверка домашнего задания
№187 (Cлайд №2, презентация), №190 (Слайд № 3, презентация), №191 (Слайд №4, презентация) (если есть вопросы, в конце урока тетради будут собраны).
3. Устный опрос
1) Сформулировать признаки параллельности прямых.
2) Работа по слайду (Слайд №5, презентация).
4.Решение задач.
Записать в тетради №1, в столбик написать 1,2,3,4,5.Необходимо записать верно утверждение или неверно, для краткости писать да (значит, верно) или нет (значит, неверно). Вопросы (Слайд №6, презентация):
- Через любую точку плоскости можно провести прямую.
- Сумма вертикальных углов равна 180°.
- Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то соответственные углы равны.
- Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она перпендикулярна другой.
- В геометрии Евклида через точку вне прямой можно провести параллельно данной прямой множество прямых.
Учащиеся меняются тетрадями и ставят (+) или (-) своему соседу (ответы объявляются учеником по желанию) (Слайд №7, презентация).
Задача №2 (Слайд №8, презентация).
Решение:
- ∟МАС=40° , значит, ∟ВАС=140°.
- ∆АСВ-равнобедренный, ВА=АС, значит, ∟ СВА=∟АСВ=(180-140):2=20°
- АС║ВD, то ∟СВD=∟АСВ=20° .
Задача №3 (Слайд №9, презентация).
Решение:
- ∟1=∟DCA(как накрест лежащие при DE║AC и секущей DC),∟DCA=30°.
- ∆ADC- равнобедренный-по условию, значит, ∟A=∟DCA=30°
- ∟BDC-внешний угол ∆ ADC при вершине D, ∟BDC=30°+30°=60°
- 4)∟2=60°-∟1, ∟2 =30°.
Задача№4 (Слайд №10, презентация).
Задача №5 (Слайд №11, презентация).
Задача №6 (Слайд №12, презентация).
(Можно выбрать другие задачи (Слайды №13–17, презентация).)
5. Практическая работа
Каждому ученику выдан лист формата А4, на одной стороне нарисованы две прямые (на глаз параллельные и на большом расстоянии друг от друга), на другой стороне нарисована прямая и точка вне её (расстояние от точки до прямой большое). Задание выполняется на листах: на первой стороне с помощью транспортира нужно определить параллельны данные прямые или нет. Ответ обосновать (учащиеся проводят третью прямую, которая пересекает данные прямые, измеряют углы, какие выбирают сами).
На второй стороне листа с помощью инструментов нужно построить прямую, которая проходит через данную точку и параллельна данной прямой.
6. Подведение итогов урока.
Задание на дом № 213, 215, 216.
Учащиеся сдают тетради с листами.
7. Дополнительное задание:
Кроссворд
По горизонтали: 1.Угол, равный половине развёрнутого угла. 2.Фигура,состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. 3.Треугольник.у которого есть прямой угол. 4.Две прямые, параллельные третьей прямой. 5.Общее начало лучей, являющихся сторонами угла. 6. Угол, меньший прямого угла. 7.Отрезок, соединяющий две любые вершины треугольника. 8.Углы, образованные при пересечении двух прямых третьей. 9.Углы, лежащие между двумя прямыми, пересечёнными третьей прямой. 10. Углы, лежащие по одну сторону от прямой, пересекающей две другие прямые.