В соответствии с ФГТ с в содержании психолого- педагогической работы по освоению образовательной области «Познание» включен раздел «Сенсорное развитие», который является ведущим в раннем возрасте, интегрируется со всеми образовательными областями и включает в себя следующие задачи:
- продолжение работы по обогащению непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
- формирование умения включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их.
- упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большое синий мяч- маленький красный мяч)
- формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. То есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того, чтобы получить в рисунке сходство с изображением предметов, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонетически слух, точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв. Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление. Речь, эстетическое восприятие окружающего мира, изображение и, как следствие. На творческие способности ребенка.
В психическом развитии человека очень много определяется тем, насколько он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движения рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и , следовательно, способствует умению говорить.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельна. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук позволяют убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Эти исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев предшествует появлению артикуляции слогов, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Поэтому, можно сделать вывод, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития. Является одной из основных сторон дошкольного воспитания, а в раннем возрасте , можно сказать, основной.
В нашей группе созданы особые условия для сенсорной деятельности , имеется много пособий, которые используются и в организованной, и в совместной, и в самостоятельной деятельности детей и имеют целью совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух; обогащать чувственный опыт детей, в различных видах деятельности, помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину; упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, учить детей называть свойства предметов, а именно:
- в группе существует сенсорно- моторная зона – это наш дидактический стол, предназначенный для игр и осуществления непосредственно организованной деятельности по сенсорному ми моторному развитию. Игры, эти разнообразные, как фабричного изготовления, так и сделанные своими руками.
- перед проведением непосредственной организованной деятельности по лепке и рисованию, мы проводим разминку с помощью «волшебных палочек»: перекатываем между пальцами от большого к мизинцу и обратно, катаем между ладонями и т.д.
- игры с рисованием: продвигаться по нарисованному лабиринту (используется во время свободного рисования). Так же в дидактических пособиях имеется готовый деревянный лабиринт, по которому продвигаются игрушки.
«Чудесный мешочек»: дети на ощупь определяют, что им попалось в руку и называют предмет.
«Черепашки»: дидактическое пособие , в котором сегменты панциря отстегиваются т пристегиваются на пуговицах. Используются в индивидуальной работе и в свободной деятельности.
«Развивающие пирамидки» двух видов, которые используются в индивидуальной работе и в свободной деятельности:
- Пирамидка, способствующая развитию мелкой моторики, включая в себя работу с разными видами застёжек: пуговицы, липучки, молния, шнуровки.
- Пирамидка для работы с цветом и геометрическими формами.
- Так же активно используются нашими детками - шнуровки Марии Монтессори. Их у нас в наличии нескольких штук. Активнее используются детьми старшей подгруппы.
- В группе созданы возможности для использования игр на развитие мелкой моторики в процессе сюжетно- ролевых ситуаций: для сушки белья в кукольном уголке натянуты разноцветные шнурки с подобранными по цвету прищепками.
- Имеется дидактическая игра Бусы«» - нанизывание на шнурок разных фигурок: силуэты животных, фрукты, геометрические фигуры.
- Большое популярностью у ребят пользуются дидактические пособия «Геометрики» и «Радуги», способствующие знакомству и закреплению знанию геометрических форм и цветов.
В группе имеются пирамидки разных видов: деревянные. Пластмассовые, маленького, среднего и большого размеров.
- Игры-вкладыши разнообразной тематики.
- Сенсорно- моторное пособие «Солнышко». Используется в организованной непосредственной деятельности для развития мелкой моторики и закрепления знания желтого и красного цветов.
- Для развития знаний по величине предметов и их цвету используем пособие «Грибочки»;
- Сенсо-моторное пособие «Божьи коровки «для совместной и самостоятельной деятельности детей по развитию мелкой моторики и работе с цветом.
- В самостоятельной деятельности часто используется детьми логическое домино, способствующее закреплению знаний по форме и цвету.
Для знакомства с цветом в непосредственно организованной деятельности используем плакат «Цвета», для знакомства с геометрическими фигурами плакат «Фигуры».
- Очень способствуют развитию мелкой моторики и формированию словаря игры из серии «Расскажи стихи руками», которые используются в группе ежедневно. В некоторых играх используем пособия из подручного материала ( Например: «Детки в зоопарке – шагаем пальчиками по клетками, вырезанным из решетки для раковины.»);
- По работе с основными цветами используем пособие «Ёлочки».
- Для развития мелкой моторики в свободной деятельности дети часто используют вновь приобретённое пособие «Пружинки»- прокатывание бусинок по проволочным лабиринтам.
- Пазлы «Букашки» для работы над понятиями «большой», «маленький».