Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
(Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу»).
Давайте поговорим об «экологии»!
- Слышали ли вы когда-нибудь такие слова: экономия, экономика, экология?
Эти слова имеют общую часть «эко» - она обозначает в переводе с греческого «дом».
Вторая часть «логос» встречается в словах: биология, геология, зоология и др. Можно ли догадаться, что она означает? Да, в греческом языке – это наука.
Таким образом, экология – это наука о доме.
- О каком это доме? Деревянном? Кирпичном? С черепичной крышей или металлической?
Дело в том, что у каждого человека свой дом. Но один дом все-таки общий – это наша планета Земля!
Земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех общая великанская лампа, она же печка, - Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.
Вот он какой –
Светлый, прекрасный,
Большой- пребольшой,
Дом, где учиться тебе и расти,
Строить, бороться, искать и найти!
- Так давайте увидим мир глазами людей, которые стараются содержать нашу планету, Землю, в чистоте и порядке!
II. Основная часть. Актуализация знаний.
(Цель: повторение из области знаний, полученных на иных уроках, необходимое для выполнения поставленной задачи; создание проблемной ситуации).
- Какая наука самая главная?
Всякая наука оказывает людям огромную пользу, но, пожалуй, ни одна из всех не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология.
- Чему учит эта наука?
Именно она стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.
Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты!
- Кто знает, как называют учёных, занимающихся этой наукой?
Учёные, которые занимаются этой наукой, называются «экологи».
III. Практическая работа. Постановка учебной задачи.
(Цель: обсуждение затруднений, «почему и в каких случаях могут возникнуть эти затруднения»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить).
- Итак, от каких слов происходит слово «ЭКОЛОГИЯ»?
Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» – наука.
Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб-моря, озёра, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.
- Легко ли жить разным существам под одной крышей?
А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто! Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако, Земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря – сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, - для третьих, и так далее.
- Что изучает экология?
Вот наука экология и призвана изучать досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.
- Попробуем вспомнить примеры, как уживаются разные существа на нашей планете.
Если вырубить лес – высохнет речка, звери без питья пропадут, испортиться земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода.
Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов и фабрик воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке.
Чтобы выжить всем, надо быть внимательными друг к другу.
- Послушайте экологическую сказку «Бобры и мы».
|
Едва струился ручеёк |
|
|
|
|
|
Поставил, а через денёк |
- Как вы думаете, какое живое существо сильнее всех на свете?
Человек – самое могущественное из всех живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома.
Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой стороны – разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития.
В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой
IV. Итог урока. Рефлексивная деятельность.
(Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).
- Так что же это такое – экология, о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушить экологическую среду?
Это интересная наука!
Давайте задумаемся: как же научить людей не наносить вред среде своего обитания?
Нам помогут книги, журналы. Экскурсия в лес подтвердит наши догадки. А в Музее леса детям расскажут, какую пользу приносят деревья, животные, но как беззащитны они перед человеком…
Многие дети уже стали активными участниками экологический программы.
Девизом своей работы давайте выберем слова:
«Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!»
Мы предлагаем вам создать экологические проекты и принять участие в школьном экологическом спектакле, пригласив на его просмотр учащихся нашей школы и их родителей.