Цели:
- Закрепить написание родовых окончаний имен прилагательных в единственном числе
- Развивать словарный запас учащихся
- Развивать монологическую речь учащихся
- Учить работать в группах.
Оборудование:
- Схемы словосочетаний
- Иллюстрации с изображением народных промыслов
- Карточки с заданиями по группам
- Таблица
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что еще можете сказать об имени прилагательном?
2. Самоопределение к деятельности
Родной, далекий, близкий, чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный, веселый, ласковый.
– Что вы можете сказать об этих словах?
– На какие две группы можно разделить эти слова?
– Что такое имя прилагательное?
– Как вы думаете, от какого слова произошло слово “прилагательное”? (В самом
названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что это
слово к чему– то “прилагается”).
– К каким же словам присоединяются прилагательные? (к именам существительным).
3. Работа по теме урока
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Запись на доске.
Солнце синее пылает.
Лебедь синий в даль плывет.
Чайка синяя взлетает,
В синеву небес зовет.
– Что вы заметили в этом четверостишии?
– Что общего в этих словах? В чем разница?
– Как одним словом можно назвать выделенные слова?
– Почему у них разные окончания? (Отвечают на разные вопросы)
– С какой частью речи связаны имена прилагательные? (с именами существительными)
– Выпишите эти словосочетания (существительное + прилагательное)
4. Творческие задания (Работа в парах)
Списать, дописывая окончания имен прилагательных. Дописать имена существительные, выделить окончания, определить род.
1 ряд.
Нов…, высок…, камен.. (дом, здание)
Проливн…, мелк…, (дождь)
2 ряд.
Красн.., платье,бархатн.., нарядн….,(платье, диван)
Внезапн.., сильн.., (дождь)
3 ряд.
Белоствольн.., кудряв.., стройн.. (береза, сосна)
– Как определить род у имени прилагательного?
Мультимедийная доска (задание):
– Чем славится земля русская? (народными промыслами)
(Показ фрагментов из русских промыслов)
Записать словосочетания, дописать окончания, выделить определить род.
.Валдайск..кружево, дымковск…игрушка, тульск… самовар, сибирск.. пельмени, жостовск … поднос,антоновск.. яблоко, рязанск.. сарафан
– Что такое мы прочитали? (словосочетания)
– Что общего у всех словосочетаний?
– В чем разница?
– Как определить род у имени прилагательного?
5. Задание по группам
Объяснить значение устойчивых словосочетаний.
– Что такое устойчивые словосочетания? (фразеологические обороты)
(6 групп, совещание в группах). Учитель раздает карточки.
Зеленая улица (свободный путь), зеленый огонек (свободное такси), зеленое поле (футбольное поле), зеленый патруль (люди, охранявшие лес), зеленый друг (лес), зеленая тоска (очень скучно).
– Какого рода имена прилагательные?
– Какие окончания у имен прилагательных?
– С какой частью речи чаще всего связаны имена прилагательные?
6. Задание по вариантам.
1 вариант: тюль, прорубь. 2 вариант: кофе, кафе
Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
– Что необходимо знать, выполняя это задание?
7. Практическая работа (закрепление полученных знаний)
Задание по карточкам (карточки у каждого ученика).
– Какие слова мы называем синонимами?
Замени подчеркнутые имена прилагательные синонимами.
Студеный ключ играет по оврагу.(Прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето. (Безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбрался на поляну неуклюжий медвежонок. (Огромный, неповоротливый, добродушный).
Проверка выполненного задания.
Вывод о родовых окончаниях имен прилагательных я предлагаю оформить в таблицу (мультимедийная доска)
РОД | ВОПРОС | ОКОНЧАНИЯ с твердой основой |
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ с мягкой основой |
МУЖСКОЙ | КАКОЙ? | -ой-, -ый- | -ий- |
ЖЕНСКИЙ | КАКАЯ? | -ая- | -яя- |
СРЕДНИЙ | КАКОЕ? | -ое- | -ее- |
8. Рефлексия
– Какие задачи мы ставили на уроке?
– Как вы считаете, выполнили мы эти задачи?
– Что вы узнали нового на уроке?
– Что было интересного на уроке?