Цели и задачи: дать представление об использовании трех основных хроматических цветов (желтого, красного и синего); научить смешивать цвета, изображать цветы и посуду (кувшин), без предварительного рисунка; воспитание любви и интереса к предмету.
Вид занятия: рисование по памяти, с натуры.
Оборудование к уроку:
- Для учителя
Зрительный ряд: живые цветы (астры), кувшин керамический; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); фотографии натюрмортов с астрами; репродукции картин Ф. Толстого «Букет цветов, бабочек и птички», И. Хруцкий «Цветы и плоды».
План урока:
- Организационный момент;
- Повторение пройденного;
- Многоцветие мира;
- Основные и составленные цвета;
- Инструменты художника;
- Практическая работа;
- Подведение итогов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие друг друга стоя. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Техника безопасности на уроке (кисти, краски, дисциплина).
2. Повторение пройденного
Учитель. Начнем мы сегодняшний урок, вспомнив, что мы уже знаем. А сделаем мы это с помощью кроссворда по изобразительному искусству:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000011f-1000-4ddd-96a6-0400469b3ce0/table.html
вы хорошо усвоили пройденный материал – это поможет нам сегодня на уроке. А тема нашего урока –
3. Многоцветие мира
Уч. Для чего художники рисуют?
Что-то понравилось, что-то яркое запомнилось, а потом захотелось передать свои впечатления в рисунках, а затем и показать свои работы другим.
Ребята, как вы думаете какая Главная задача художника?
Ответ…
Уч. Для художника главная задача – быть «понятным» для своего зрителя! Чтобы стать художником, надо учиться, но и чтобы стать грамотным зрителем, нужно немало потрудиться. Мы постараемся научиться тому, что помогает художнику и зрителю понять друг друга.
В нашем кабинете много цветов, которые создают определенное настроение (демонстрация фото и репродукций на доске).
4. Основные и составленные цвета
Учитель: Скажите, пожалуйста, какое настроение у вас вызывают цветы?
Ответ: Светлое, радостное, праздничное.
Учитель: Правильно. Люди любят цветы, настроение, которое они создают. И поэтому все события своей жизни отмечают, прежде всего, цветами. Цветы окружают человека везде и сопровождают его всю жизнь – цветы и краски окружающего нас мира.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000c2-1000-4ddd-27c0-520046975b90/i011_03_02.swf
Мир многоцветен, но сегодня к нам пришла злая колдунья и, позавидовав нашим способностям, забрала все краски. МЫ бы могли расстроиться, но над нами сжалилась река – подарила синюю краску, сжалилось солнце – подарив красную краску, сжалился песок и подарил – желтую.
Обрадовалась, что на уроке мы будем рисовать красками, а смешивать цвета – НАУЧИТ нас Мастер Изображения!
Из наших 3 цветов мы можем получить ещё 3 цвета, ребята кто знает какие цвета, мы сможем смешать сами? (Демонстрирую вместе с учениками, результат смешивание цветов).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000f8-1000-4ddd-6f78-5700469b2f9f/02_02_03.swf
Чтобы добиться многообразия цвета, эти три краски мы смешиваем:
- красный, синий, желтый = основные.
- оранжевый, фиолетовый, зеленый = составные.
А если смешать все три краски одновременно получиться – коричневый цвет.
Астры – многоцветны и различны по своей форме. У одних лепесточки остренькие как иголочки, у других кругленькие кончики как у ромашки, у кого-то видна желтенькая серединка, а у других спряталась в лепестках.
(показываю на доске)
1. Свой натюрморт мы начнем с рисования желтеньких серединок астр (показываю на доске).
2. Теперь мы рисуем стебельки и листики. Какого они цвета?
– Зеленого.
Уч. Как нам получить зеленый цвет? Какие цвета нам надо смешать?
– Синий и желтый?
Уч. Смешиваем на палитре, сначала берем из баночки желтый и понемножку добавляем синего.
Рисуем стебельки, а потом листочки.
3. Нарисуем с вами сначала красную астру, мазочками от серцевинки – как лучики у солнышка.
4. Теперь нарисуем оранжевую астру, чтобы получить оранжевый цвет какие цвета нам надо смешать?
– желтый и красный.
Уч. На палитре смешиваем желтую краску и понемногу добавляем красного. И рисуем оранжевую астру.
5. Третью астру мы сделаем фиолетовой, чтобы получить фиолетовый, какие цвета мы смешиваем?
– красный и синий.
В палитре мы начинаем смешивать красный и в него добавлять, по немного синий и рисуем фиолетовым цветом цветочек наш.
8. Теперь нам осталось поставить наши цветы в воду, мы нарисуем кувшин. Какого он цвета?
– Коричнево.
– Какие цвета нам надо смешать?
– Три: желтый, красный и синий.
– Коричневый сложный цвет – это цвет земли. Поэтому мы в наш зеленый, который мы смешивали для наших листочков, будем добавлять красный понемногу.
Нарисуем кувшин, не забудьте оставить блик (белое пятнышко) чтобы наш кувшин выглядел объемным.
Дорисуем синим цветом воду, а стол и фон, вы можете нарисовать любым цветом из ВАШЕЙ палитры красок.
Подведение итогов:
Уч. Понравился ли вам урок?
– Да, рисовать цветы.
Уч. Что нового вы узнали на уроке?
– Если смешивать между собой основные три цвета можно получить много дополнительных цветов. Мы учились смешивать краски красный, желтый, синий. Из них мы получили новые цвета оранжевый, фиолетовый и зеленый, а если соединить красный и зеленый – получится коричневый. А на кувшине, когда рисуешь акварелью, надо оставлять белое пятнышко – блик.
Уч. Как вы справились с такой трудной задачей художника?
– Мы пользовались палитрой и рисовали сразу акварелью, совсем не пользуясь простым карандашом
На доске прикрепляются законченные работы.
Уч. Как вы оцениваете свою работу и работы товарищей?
Где-то потекла краска, неаккуратно прорисованы лепестки цветов, забыли оставить блик. Плохо смешаны цвета – зеленый очень синий.
Уч. Молодцы, вы все нарисовали очень красивые букеты астр, и ваш натюрморт сможет стать прекрасным подарком близким.
Выставление отметок.