ЦЕЛИ: в игровой форме познакомить ребят с основными правилами здорового образа жизни, научить их использовать свои знания в повседневной жизни, стимулировать учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, сформулировать факторы, способствующие укреплению здоровья. Формировать у учащихся активную жизненную здоровьесберегающую позицию.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат “Как жить – не тужить, чтоб здоровье сохранить”, 12 карточек со словами (красивый, бледный и т.д.), 3 карточки (вред от курения), рисунок “Дерево жизни”, анкеты, рисунки “Режим дня”.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, дорогие гости! На этом занятии мы будем говорить об очень важном. А о чем, вы скажете сами, отгадав кроссворд.
Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна... (Зарядка)
Хочешь ты побить рекорд?
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак)Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой... (Велосипед)Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)Так тебе поможет... (Спорт)
В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено. (Прорубь)Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих -
Что за кони у меня? (Коньки)Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка,
И, конечно, ... (Тренировка)
Уч.: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье)
- Прочитайте, о чем мы будем говорить сегодня?
- Что же такое здоровье?
60 лет назад считалось, что здоровый человек – это тот, кто не болеет.
- Вы согласны с этим?
Я приведу такой пример: человек не болеет, а у него плохая память. Или: курящий человек. У него тоже ничего пока не болит, но можно ли его назвать здоровым человеком? Еще в древности мудрые люди так говорили: “Здоровье дороже денег”, “Здоров будешь – всего добудешь”.
На сегодня наш урок
Обещает быть неплох.
Мы расскажем обо всем,
Поиграем и споем.
А девиз у нас таков:
“Крепким будь и будь здоров!”
Уч.: Каким мы бы хотели видеть здорового человека?
Выбери слова для характеристики здорового человека красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, статный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый
- А что нужно делать, чтобы быть таким? Прочитайте! (плакат: “Как жить – не тужить, чтоб здоровье сохранить” )
ТЕМА: Сегодня мы с вами с помощью многих открытий выведем формулу здоровья.
“Дерево жизни”
- Листья – дни жизни человека.
- Ствол – здоровый образ жизни. Как человек живет, заботится, сберегает свое здоровье, что делает, чтобы быть здоровым человеком.
- Корни – самое главное, что питает дерево, что нужно делать, чтобы прожить долго, без болезней. От чего зависит наше здоровье. (Врачи-ученые говорят, что человек может жить 100-150 лет.)
Сценка “Правильное питание”.
Дочка: Мама, нас сегодня в школе спрашивали: “Что означает правильно питаться?” А я так и не смогла на этот вопрос ответить!
Мама: Ну вот, нашли, о чем детей спрашивать! Да зачем вам об этом знать? Это родительская забота – вас накормить! Слава Богу, аппетит хороший у тебя! Ешь побольше, вот тебе и будет правильное питание!
- Что ты, доченька моя, побледнела?
Иль головка у тебя заболела?
Надо, надо обратиться к врачу.
Дочка: Ой, к врачу я не хочу!
Мама (врачу):
Осмотрите мою дочь вы внимательно
И поставьте ей диагноз обязательно.
Ну а я ее потом полечу.
Дочка: Я таблеток не хочу.
Врач:
Надо кушать витамины обязательно,
Будешь выглядеть тогда привлекательно.
И не надо обращаться к врачу.
Дочка: Витаминчиков хочу!
(Врач дает рецепт учителю)
Уч.: Ребята, какой странный рецепт! Здесь написаны загадки. Помогите их отгадать, тогда мы узнаем, что прописал врач.
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох)
Сарафан на сарафан, платьице на платьице. А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (лук)
Бордовые, пузатые, как бочки, сидят в земле поодиночке. (свекла)
Летом в огороде – свежие, зеленые. А зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (огурцы)
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь правда, вкусная... (картошка)
Уч.: Как назвать одним словом? (Овощи)
Круглобокая матрешка в зеленой одежке. Сладко ее кушать, а зовется... (груша)
Оранжевый и золотой, сладким соком налитой. Он содержит каротин. Это спелый... (апельсин)
Имеет очень стройный стан фрукт под названием... (банан)
Уч.: Ребята, как эти отгадки назвать одним словом? (фрукты)
- Куда должна пойти мама с этим рецептом? В аптеку? (магазин “Овощи и фрукты”)
- Не пойму, почему именно эти продукты посоветовал доктор?
Врач: Овощи и фрукты – витаминные продукты.
Живут витамины
В стране Витаминии,
И в этой стране
Не бывает уныния.
Жильцы ее силой и бодростью славятся,
С любою болезнью запросто справятся.
Уч.: А какие витамины знаете вы? (по ходу ответов появляются ученики с табличками А, В, С)
Инсценировка “Кто важнее”
Ведущий:
Витамины А,В,С примостились на крыльце,
И кричат они, и спорят: кто важнее для здоровья?
Витамин А: “Я важней!” – промолвил А. “Не росли бы без меня.”
Витамин С: “Я”, - перебивает С, - “без меня болеют все.”
Витамин В: “Нет,” - надулся гордо В, - “Я нужнее на земле. Кто меня не уважает, плохо спит и слаб бывает.”
Ведущий:
Так и спорили б они, в ссоре проводя все дни,
Если б Петя – ученик не сказал им напрямик:
Петя:
Все вы, братцы, хороши для здоровья и души.
Если б вас я всех не ел, все болел бы и болел.
С вами всеми я дружу, я здоровьем дорожу!
Учитель: Какие продукты должны быть в рационе здорового человека? (прикрепляю на дерево табличку “Правильное рациональное питание”)
Основа нашего здоровья – правильное рациональное питание.
Песня
Пусть на улице стужа, лета нам и не нужно.
Витамины найдем и весной!
И не ясно прохожим, где найти мы их сможем?
Наш ответ для них будет такой.
Припев:
Я питаюсь ежедневно витаминною едой:
Щи, салатики, компотик и рагу, само собой.
Сценка №2.
Лекарь: Нынче вот во время бала все наелись до отвала.
Сказочник: Главный лекарь возмущается, да за голову хватается.
Лек.: А гости от боли скорчились: пилюли в аптечке закончились.
Сказ.: Доктор руками разводит и выхода не находит.
Он думал всю ночь, а поутру рано вспомнил наш лекарь вдруг про Ивана. Верьте иль не верьте, а жил на белом свете удалец-молодец Иван-храбрец. Он со всеми был приветлив, никого не обижал. По режиму ел и пил, за здоровием следил. Да зарядкой занимался, обливался, закалялся и трудился, что есть сил. Витамины он любил, а табачный запах дыма просто не переносил. Одевался по погоде и на все дела был годен. Редко видел докторов – потому и был здоров.
Лек.: Иван не болеет, видно, знает секрет. Может быть, он даст мне дельный совет.
- Ваня, я к тебе с приветом и за добрым за советом. Вчера гости пировали, все отменно поедали. Теперь сидят без настроенья: в их желудках несваренье.
Иван: Видно, много очень ели, вот теперь и заболели. А болезнь такая просто называется – обжорство! Чтоб здоровым оставаться, надо правильно питаться. Не мети все со столов – будешь крепок и здоров. Вдруг продукт стоит несвежий? Ни за что его не ешь. И подумай-ка сперва, есть ли в нем вообще нужда?
Лек.: А теперь запомним, братцы, чем не надобно питаться?
1-й уч.:
Суп “в стакане” - это круто! Приготовлю за минуту!
“Кириешки” и хот – доги уплетем за обе щеки!
Чипсы - просто объеденье! Все хрустим мы в упоенье!
2-й уч.:
Компот варить нам нет нужды – ты даже не пытайся!
Вот порошок – добавь воды, и соком наслаждайся!
“Чупа – чупсы” я люблю, наслаждаюсь ими.
“Кока – колу” часто пью с друзьями своими.
3-й уч.: И жвачки, и конфеты, вкусные сухарики, чипсы, чупсики, хот – доги
Всем нам очень нравятся.
Учитель:
Ребята, а это полезные продукты? Как же мы с ними поступим?
(выбрасываем и никогда не покупаем)
Иван (показывает мыло, мочалку и зубную пасту):
Эй, микробы – паразиты, убирайтесь вон, бандиты!
Мы прогоним вас на свалку мылом, душем и мочалкой!
Сказ.: Увидали микробы мочало – испугались, вон убежали.
Лек.:
Оли, Коли, Пети, Лены, соблюдайте гигиену!
С мылом подружиться стоит, чтобы был ваш вид достоин:
Чистым, свежим и опрятным, для общения приятным.
А чтоб меньше простужаться, надо, братцы, закаляться.
Царь:
Объявляю свой Указ:
“Спортом всем заняться! Не лениться и всегда бодрым оставаться!
В спорте – польза, сила, смех. В спорте – жизненный успех!”
Уч.: О чем говорится в Указе?
Хочешь ты побить рекорд, так тебе поможет спорт!
(Вешаю на дерево “Спорт, труд”)
- В каких спортивных кружках вы занимаетесь?
У многих есть свои успехи, достижения, победы. Молодцы! Посмотрите, сколько грамот мы получили, участвуя в спортивных соревнованиях. Но не у всех есть возможность заниматься в кружках. А что могут делать все, чтобы быть сильными, ловкими, здоровыми?
Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна ... (зарядка)
Физминутка
Уч.: А как же все успеть: делать хорошо уроки, заниматься в кружках, вовремя питаться, не забывать про отдых и про труд? Что поможет нам организовать свой день так, чтобы все успеть сделать? (вешаю “Режим дня”)
Игра “Полезно – вредно”
- Читать лежа... (вредно)
- Смотреть на яркий свет... (вредно)
- Промывать глаза по утрам... (полезно)
- Смотреть близко и долго телевизор... (вредно)
- Употреблять в пищу морковь, петрушку... (полезно)
- Читать при хорошем освещении...(полезно)
- Заниматься физкультурой... (полезно)
Уч.: А сейчас я попрошу вас быть очень серьезными. Я расскажу вам, что произошло во Франции. Однажды там проводился чудовищный конкурс “Кто больше выкурит?” В результате двое горе – победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, остальные участники были отправлены в больницу в тяжелом состоянии.
Пример из литературы: Маленькая девочка умерла только из-за того, что в комнате, где она спала, положили табак.
Смерть может наступить даже от одной выкуренной сигареты.
Действительно, когда человек впервые пробует курить, то его состояние очень плохое: он кашляет, у него першит в горле, темнеет в глазах, он задыхается, сердце стучит, начинает кружиться голова. Почему такое состояние? Врачи обнаружили в табачном дыме 1200 ядов и самый сильный никотин. (таблички “Табачный дым”, “Никотин, яды”, “Болезни”)
И когда человек впервые курит, яды попадают в организм, и организм сопротивляется, борется и говорит хозяину: “Не губи себя, никогда не пробуй больше!” Ну а если за одной сигаретой последует другая, то организм перестает сопротивляться, начинает привыкать, а потом уже и бросить трудно.
Анкета для родителей
Курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще болеет, выглядит неважно: желтая кожа и желтые больные зубы, кашель, сиплый голос. (иллюстрации “Вред от курения”)
Те, кто курит, вредят не только себе, но и окружающим. Если мы находимся в помещении, где курят, то мы вдыхаем табачный дым, а значит, все яды, которые находятся в табачном дыме, попадают в наш организм. А как это влияет на наше здоровье, мы увидим на таблице. (“Схема вредного воздействия курения на организм человека” и сравнительная таблица)
А теперь вы сами можете сделать вывод, как курение влияет на здоровье человека. Во всем мире идет борьба с курением. В местах, где люди отдыхают, курить запрещено. Тех людей, которые не курят, поощряют на работе. Ваши родители отрицательно относятся к курению, и все хотят, чтобы их дети не курили. (Вешаю на дерево “Отказ от вредных привычек”)
Викторина
- Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья?
- Верно ли, что жвачка сохраняет зубы?
- Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек?
- Правда ли, что бананы поднимают настроение?
- Верно ли, что морковь замедляет процесс старения?
- Отказаться от курения легко?
- Достаточно ли ребенку спать ночью 8 часов?
Уч.: В жизни встречается все: и радости, и неприятности. И, чтобы говорить о здоровье, надо вспомнить о стрессах. Они подстерегают нас на каждом шагу. Уроки – стресс, родители ругают – стресс, с друзьями поссорился – стресс.
- Как можно снять стресс? (сосчитать до 10, включить музыку, закрыть глаза и помечтать, вспомнить приятное, растирание ладошек, мимика лица)
ВЫВОД: сняли стресс, подняли себе настроение, значит принесли пользу себе, укрепили свое здоровье. (Вешаю на дерево “Положительные эмоции”)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: О чем нужно помнить, чтобы быть здоровым, какие открытия мы с вами сделали? (по “Дереву жизни” повторить)
Хочется, чтобы каждый человек по-новому взглянул на себя, на свой организм, который уникален, чтобы еще больше оценил этот драгоценный дар и вел здоровый образ жизни.