Рассказ дядюшки Холста о первых художниках

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Комплексно-тематическое планирование: «Профессии»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация.

Цель: развивать интегративные качества личности:

Задачи:

  1. Развивать интегративное качество: овладевший необходимыми умениями и навыками. Продолжать формировать навыки работы с художественными материалами: углем, (работа плашмя, сильным и слабым нажатием на материал) в графических видах творчества.
  2. Развивать интегративное качество: овладевший необходимыми предпосылками учебной деятельности. Развивать возможность восприятия и переработки информации посредством слова.
  3. Развивать интегративное качество личности: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Расширять кругозор ребенка в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе формировать представления об изобретениях человечества, их использовании в современном мире (познакомить с разнообразием видов красок, используемых художниками при написании картин).
  4. Развивать интегративное качество: эмоционально отзывчивый. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающем миру. Способствовать активизации положительных эмоций от сотрудничества в познавательно-исследовательской деятельности.

Необходимое оборудование и материалы для проведения НОД: Мультимедиа-проектор, ноутбук

Мультимедийная презентация «Первые художники»:

  1. археологические раскопки;
  2. наскальные рисунки.

Игровой модуль “Пещера”
Фонарь

Экспонаты мини-музея:

  • камни с рисунками;
  • каменный уголь;
  • глина (порошок);
  • пучки травы, кусочки меха.

Мини-лаборатория:

  • глина (порошок);
  • баночки с «соком травы», с медом, с маслом, с яйцом, с клеем;
  • миски для смешивания;
  • пучки травы;
  • бумага.
  • уголь для рисования.

Ход занятия.

Организационный момент

- Давайте улыбнёмся друг другу и отправимся в увлекательное путешествие с нашим другом – сказочником дядюшкой Холстом.

Активизация познавательного интереса воспитанников

Слайд 2

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, а какие профессии вы знаете?

- Может быть, кто-то догадался, о какой профессии я хочу сегодня с вами поговорить? (О профессии художника).

- Интересно, а кто был первым художником? (Выслушиваются версии детей)

Появились первые художники много-много тысяч лет тому назад. Тогда на земле жили первобытные люди.

Интересно знать, какими они были? Чем занимались? В каких домах жили? Откуда мы можем узнать, что было на земле, когда еще не было нас, когда еще не было наших дедушек и бабушек?

Чтобы узнать ответы на эти вопросы, я приглашаю вас в путешествие с дядюшкой Холстом, который и познакомит нас с новой профессией археолога.

Этап познавательного обогащения:

Рассказ воспитателя сопровождается слайдовой презентацией.

Слайд 3

-Археология – это наука, которая занимается изучением древностей. Мало что осталось до нашего времени от стоянок древнего человека, и от первых городов. Но не все бесследно исчезло. Археологи вот уже много десятков лет ведут раскопки, т.е. отыскивают в земле все, что сохранилось от давних времен. Ученому много говорит каждый камень, каждый обломок и даже просто темные или светлые пятна на земле. Например, по этим пятнам они узнают, где жили люди, из обломков собирают предметы. Если бы не было археологов, откуда бы мы узнали, что когда то на земле жили динозавры и мамонты.

Этап познавательной беседы

Слайд 4

- Посмотрите, какими инструментами работают археологи? (Лопата, совок, щетки, кисточки.)

Слайд 5

- Как вы считаете, профессия археолога трудная или легкая? (Необходимо вставать рано утром, вместе с солнцем, и заканчивать работу после захода солнца, переносить разные погодные условия.)

Слайд 6

- Что должен знать и уметь археолог? (Должен знать историю, географию, физику, химию, владеть навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, знать как сохранить каждый найденный предмет, уметь собрать из маленьких частей целые предметы…)

Слайд 7

- Какими качествами должен обладать археолог? (Готовность к кропотливой работе, аккуратность, терпение, ответственность, целеустремленность, увлеченность, любовь к истории.)

Слайд 8

-А мы можем увидеть то, что находят археологи? Где? (В музеях.)

Значит, археологи работают и в музеях и могут многое рассказать нам, как и когда появились первые жилища, чем занимался первый человек, когда появились первые рисунки.

Слайд 9

-Археологи узнали, что искусство рисования возникло еще в далекой древности. Тогда люди жили в пещерах.

Слайд 10

-Чем занимались мужчины? (Мужчины охотились на диких животных, таких, как могучий мамонт, носорог, бизон, олень.)

Слайд 11

- А женщины что делали? ( Женщины выкапывали съедобные коренья различных растений, они же шили одежду из звериных шкур при помощи костяных игл.)

Тогда-то и появились на стенах пещер первые рисунки.

Слайд 12

- Кого изображал древний художник?...(Животных.)

В те далекие времена люди существовали только благодаря охоте. И художники тоже были охотниками.

Слайд 13

Поэтому животные их интересовали больше всего на свете, они зорко наблюдали за огромными бизонами, мамонтами, оленями. Люди тогда думали, что если они изобразят животное, охота будет удачной.

Слайд 14

- Что делают охотники? (Стреляют из лука, наносят удар копьём, мчатся вслед за убегающей добычей.)

Слайд 15

- Кто же учил первобытного художника рисовать? (Он сам учился и смотрел вокруг, запоминал и рисовал потом по памяти.)

            Художник считался почти волшебником. Разве это не волшебство, когда на серой скучной скале под рукой художника возникали бизоны, олени, лошади?

- А вы хотите побывать в пещере первых художников? Тогда отправляемся дальше путешествовать с дядюшкой Холстом.

Этап исследования предметного пространства

/В кабинете изостудии на ширмах оформлены наскальные рисунки. Свет выключен для создания полутемной обстановки. /

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в пещере, давайте рассмотрим, что же здесь нарисовано?

- Вам хорошо видно? Почему?

- Как вы думаете, что же делали древние люди, чтобы в пещере было светло? (Разжигали костер.) А мы сейчас можем разжечь здесь костер? Почему? Как же нам поступить? (Включить свет.)

-Пройдите и рассмотрите стены нашей пещеры… А теперь я приглашаю Вас сесть.

Рассматривание рисунков и экспонатов мини-музея.

- Как вы думаете, чем нарисованы эти наскальные рисунки?

-А почему не красками?

- Интересно, а где же брали краски первые художники?

Может быть, все началось с простого пятна, которое оставил кто - то на скалистой стене, когда вытер об нее грязные от глины руки. Но в свете огня это пятно показалось первобытному художнику похожим на животное. Взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанес на пятно рядом с ним несколько линий. И на стене появился бизон. Он выглядел как настоящий, огромный, могучий, на тонких ногах, рыжий и пушистый.

1.JPG

А когда человек нашел необычный черный камень – уголь, увидел, что и он оставляет след, и стал рисовать углем. (Рассматривание каменного угля.)

Но эти рисунки были недолговечные и легко стирались. Если бы все рисунки были нарисованы углем, то мы бы их и не увидели.

Первобытному художнику надо было изобрести краски самому. И он нашел их в земле. Он увидел, какого красивого цвета глина – то голубая, то золотистая, то красная, и попробовал рисовать ею. Но глина рассыпалась в мелкий порошок. (Рассматривание глины.) И вот он стал думать, как соединить мелкие пылинки, чтобы они прочно держались на стенах пещер. И попробовал соединить цветной порошок жиром животных и соком травы. Темные оттенки краски получали, добавляя к глине черный древесный уголь. Так появились первые краски на земле.

- А какие были кисти у первых художников?

Кистей у первых художников не было. Вернее, не было таких, какие есть сейчас у художников и у всех ребят. Рисовали они кусочками меха, пучками травы, пальцами. (Показ соединения глины с соком травы.)

2.jpg

Этап детского исследования

Все краски, какие только были изобретены на земле, - и давным-давно и те, что есть у вас, - делают из цветного порошка и связывающего вещества, то есть того, что соединяет пылинки порошка в краску.

Шли столетия, и в разные времена в разных странах художники догадывались соединять цветной порошок то яйцом, то медом, то воском, то маслом, то клеем

- Хотите попробовать создать свою краску?

Детям предлагается пройти к столам на которых находятся: глина, яйцо, мед, масло, «сок травы», миски для смешивания, пучки травы.

Экспериментальная деятельность детей.

3.jpg

Этап продуктивного творчества

- А кто хочет себя почувствовать первым художником-охотником и нарисовать углем свой наскальный рисунок, чтобы охота была удачной? Тогда подойдите к стенам пещеры, возьмите уголь и встаньте так, чтобы вам и вашим друзьям было удобно…

- Кого вы будете изображать? (Животных: мамонта, бизона, лошадь и охотника, и т.д.)

Изобразительная деятельность детей на больших листах бумаги.

4.JPG 

5.jpg

Итог деятельности. Рефлексия

Рассмотрение коллективной композиции.

-Ребята, к сожалению, время нашего путешествия заканчивается, я предлагаю тем, кто уже нарисовал рисунок, пройти и полюбоваться рисунками своих друзей.

По окончании просмотра воспитатель обращается к детям:

-Мне было интересно путешествовать с вами, а вам?

Литература:

  1. Пузанова Н. В городе тысячи радуг / Алма-Ата: Онер, 1990.-168 с: илл.
  2. Энциклопедия На заре цивилизации / Москва: Терра, 1995