Правописание частицы не с глаголами. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. повторить изученное ранее о глаголе, научить правильно писать частицу не с глаголами.
  2. в процессе межпредметных связей на уроке развивать искусство выразительного чтения,
  3. прививать любовь к русскому языку, любовь к Родине.

Оборудование урока: наглядное пособие «Слова, не употребляющиеся без не», карточки для индивидуальной работы, стенд «Бородинской битве – 200 лет», тематическая выставка книг, тексты стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщение целей урока. Отметить отсутствующих.

II. Проверка (выборочная) домашнего упражнения №612.

Вопрос к классу: Было ли что-то вам непонятно при выполнении упражнения №612?

(Если вопросов нет, то продолжаем работу с классом)

Учитель: «Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать тему «Не с глаголами». Сегодня мы продолжим изучение этой темы и в результате обучения углубим наши знания о правописании не с глаголами и научимся правильно применять орфограмму.

Запись на доске

  1. Умом Россию (не) понять,
    Аршином общим (не) измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.
    (Ф. Тютчев)

  2. (Не) может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной.
    (Не) будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой.
    (Н.А. Некрасов).

III. Опрос пройденного на прошлом уроке.

К доске учитель вызывает 1-2 учеников (на уроке вызывались Гладышева К. и Сергун Н.) , они раскрывают скобки , объясняют правила написания не с глаголами. Дополнительно задаются вопросы об изученном о глаголе ранее

(Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Что можно сказать о неопределённой форме глагола? Какова синтаксическая роль глагола?)

В результате опроса получены следующие оценки: Гладышева «4», Сергун «5».

IV. Слово учителя.

«Дорогие друзья, в этом году наша страна отмечает знаменательную дату – 200 лет Бородинской битве- и мы с вами присоединяемся к этому торжеству. Посмотрите, как красиво нами оформлен стенд, тематическая выставка книг, портретная галерея. Это славное событие блестяще отражено в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое мы недавно изучали на уроках литературы. Давайте сейчас найдём в тексте отрывки из этого стихотворения с изучаемой орфограммой.

Ребята находят 3 отрывка, записываем их, обозначаем орфограмму «Не с глаголами».

  1. «Ворчали старики:
    Что ж мы? На зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры,
    чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?»

  2. «Вам не видать таких сражений!»

  3. «Не будь на то господня воля,
    Не отдали б Москвы!

По результатам ответов учащиеся получили следующие оценки:

Королёв – «4», Кирюхина – «4».

Учитель: Ребята, мы с вами хорошо поработали с первой частью правила, а сейчас приступим ко второй. Кто помнит, о чём она?

(Ответ учеников)

Учитель: Перед вами на партах наглядное пособие –«Глаголы, которые не употребляются без не». Это слова исключения. Постарайтесь их запомнить.

  • Недоумевать
  • Негодовать
  • Неволить
  • Ненавидеть
  • Невзлюбить
  • Неможется и другие.

Учитель: Прочитайте эти слова. Выясните их значение в толковом словаре учебника .А теперь выполним следующее задание.

Запись на доске.

  1. Все возмущались.
  2. Нельзя принуждать.
  3. Он чувствовал себя плохо.
  4. Не любить трусость и предательство.
  5. Друзья удивляются.

Задание: Заменить подчёркнутые глаголы другими глаголами, которые пишутся с частицей не слитно. Пользуйтесь наглядным пособием.

После выполнения задания ученики получили оценки: Агрба – «4», Сулейманова – «4».

Учитель: А теперь пришло время отдохнуть и поиграть. А играть сегодня мы будем в загадки-разгадки.

Записываем в тетрадях:

  1. Сроду он не ест, не пьёт,
    А песни звонкие поёт.
    И с урока на урок
    Подаёт свой голосок. (Звонок)

  2. Бежит, бежит – не выбежит.
    Течёт,течёт – не вытечет. (Река)

  3. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

V. Закрепление материала.

Выполнение упражнения №621.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, на уроке мы научились писать частицу не с глаголами, Повторили изученное нами ранее о глаголе, учились выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», вспомнили и отгадали загадки с изучаемой орфограммой. Задачи нами выполнены.

VII. Домашнее задание.

Учащиеся получают индивидуальное задание на карточках.