Цели урока:
- повторить изученное ранее о глаголе, научить правильно писать частицу не с глаголами.
- в процессе межпредметных связей на уроке развивать искусство выразительного чтения,
- прививать любовь к русскому языку, любовь к Родине.
Оборудование урока: наглядное пособие «Слова, не употребляющиеся без не», карточки для индивидуальной работы, стенд «Бородинской битве – 200 лет», тематическая выставка книг, тексты стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Ход урока
I. Оргмомент.
Сообщение целей урока. Отметить отсутствующих.
II. Проверка (выборочная) домашнего упражнения №612.
Вопрос к классу: Было ли что-то вам непонятно при выполнении упражнения №612?
(Если вопросов нет, то продолжаем работу с классом)
Учитель: «Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать тему «Не с глаголами». Сегодня мы продолжим изучение этой темы и в результате обучения углубим наши знания о правописании не с глаголами и научимся правильно применять орфограмму.
Запись на доске
-
Умом Россию (не) понять,
Аршином общим (не) измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф. Тютчев) -
(Не) может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
(Не) будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
(Н.А. Некрасов).
III. Опрос пройденного на прошлом уроке.
К доске учитель вызывает 1-2 учеников (на уроке вызывались Гладышева К. и Сергун Н.) , они раскрывают скобки , объясняют правила написания не с глаголами. Дополнительно задаются вопросы об изученном о глаголе ранее
(Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Что можно сказать о неопределённой форме глагола? Какова синтаксическая роль глагола?)
В результате опроса получены следующие оценки: Гладышева «4», Сергун «5».
IV. Слово учителя.
«Дорогие друзья, в этом году наша страна отмечает знаменательную дату – 200 лет Бородинской битве- и мы с вами присоединяемся к этому торжеству. Посмотрите, как красиво нами оформлен стенд, тематическая выставка книг, портретная галерея. Это славное событие блестяще отражено в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое мы недавно изучали на уроках литературы. Давайте сейчас найдём в тексте отрывки из этого стихотворения с изучаемой орфограммой.
Ребята находят 3 отрывка, записываем их, обозначаем орфограмму «Не с глаголами».
-
«Ворчали старики:
Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры,
чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» -
«Вам не видать таких сражений!»
-
«Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
По результатам ответов учащиеся получили следующие оценки:
Королёв – «4», Кирюхина – «4».
Учитель: Ребята, мы с вами хорошо поработали с первой частью правила, а сейчас приступим ко второй. Кто помнит, о чём она?
(Ответ учеников)
Учитель: Перед вами на партах наглядное пособие –«Глаголы, которые не употребляются без не». Это слова исключения. Постарайтесь их запомнить.
- Недоумевать
- Негодовать
- Неволить
- Ненавидеть
- Невзлюбить
- Неможется и другие.
Учитель: Прочитайте эти слова. Выясните их значение в толковом словаре учебника .А теперь выполним следующее задание.
Запись на доске.
- Все возмущались.
- Нельзя принуждать.
- Он чувствовал себя плохо.
- Не любить трусость и предательство.
- Друзья удивляются.
Задание: Заменить подчёркнутые глаголы другими глаголами, которые пишутся с частицей не слитно. Пользуйтесь наглядным пособием.
После выполнения задания ученики получили оценки: Агрба – «4», Сулейманова – «4».
Учитель: А теперь пришло время отдохнуть и поиграть. А играть сегодня мы будем в загадки-разгадки.
Записываем в тетрадях:
-
Сроду он не ест, не пьёт,
А песни звонкие поёт.
И с урока на урок
Подаёт свой голосок. (Звонок) -
Бежит, бежит – не выбежит.
Течёт,течёт – не вытечет. (Река) -
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
V. Закрепление материала.
Выполнение упражнения №621.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, на уроке мы научились писать частицу не с глаголами, Повторили изученное нами ранее о глаголе, учились выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», вспомнили и отгадали загадки с изучаемой орфограммой. Задачи нами выполнены.
VII. Домашнее задание.
Учащиеся получают индивидуальное задание на карточках.